Тантра




Словом Тантра сегодня принято называть множество духовных направлений прежде всего Индии, обладающих общими чертами. Тантры принято рассматривать отдельно от традиции Вед. Чаще всего Татры ассоциируются с агамами, текстами, сказанными самим Богом в той или иной форме. Тантра – очень широкое понятие, затрагивающее сегодня, по сути, всю духовную практику, ритуал и философию большинства Индийских, и не только, духовных направлений. Каждое направление, духовная школа имеет свой священный текст и соответственно Тантра это еще и большой блок священных текстов на санскрите и других языках. Хотя далеко не все хинду знают сегодня о масштабе влияния Тантр, сведущие ученые смело заявляют, что сегодняшняя практика хинду в основном тантрическая по характеру. Столь популярная пуджа в Индии имеет начало в тантрических практиках и большинство богов и богинь тоже принадлежат к пантеону Тантр. Дело в том, что слово «тантра» редко употреблялось для обозначения духовной практики определенного направления. Это более позднее понимание танры, принятое также исследователями Тантр, чтобы сказать о широком направлении духовных учений и практик, имеющих общие черты. Интересно последить значение самого слова «Тантра» и как оно развивалось со временем.


Kāśikā vṛtti дает пример деривации слова tantra при помощи ti-tu-tra-ta-tha-si-su-sara-ka-se-ṣu ca (7.2.9) - перед указанными афиксами агама iṭ не ставится. От dhātu tra vistāra, распростроняться, и афикса ṣṭraṇ из unādi ṣutra: tra (ṣṭraṇ uṇ 4.158); tan+ṣṭraṇ = tantra.

Вачаспати, Анандагири и Говиндананда предпочитают этимологию слова от корня tatri или tantri vyurpādana - знание. (See more Dasgupta, Philosophical Essay, p.151). Амаркош, авторитерный словарь синонимов санскрита, называет синонимами для слова тантра прежде всего сиддханта (siddhānta) – доктрина, теория, писание, учение, аксиома. Это весьма широкое понятие, не имеющее непосредственного отношения к какой-то конкретной доктрине или набору доктрин. Поздние комментаторы понимают сиддханта в смысле шрути, услышанная истина шакхантаре альтернативного ведического направления. Второе значение, данное в амаркоше – сутравайе (stūravāje), в смысле прясть нить или ткать, а также ткацкий станок.
В ведах слово тантра встречается в значении ткацкого станка. (Ригведа 10.71.9 Атхарваведа 10.7.42). В том же значении слово используется в Тайттирия брахмана (11.5.5.3). В Аштадхйаи, текте по грамматике санскрита есть слово тантрака, как производное от слова тантра в значении ткани, снятой с ткацкого станка. Таким образом слово тантра может означать ткань. Танту значит «нить». Шанкарачарья употребляет слово тантра в значении, предложенном амаркоша, без указаний на тантру как самостоятельную доктрину, то есть в значении слова «доктрина», «система мысли». Он говорит о направлении санкхья как сантхья тантра, доктрина санкьи. Бхаскара использует слово в этом же значении говоря о мимамса. Ни санкхья ни мимамса не являются тантрическими системами, хотя и повлияли на развитие тантр.
На этом основании делается вывод, что слово тантра, для означения определенных учений и духовных направлений появилась достаточно поздно. Но когда именно – установить сложно. Существуют тексты, содержащие в своем названии слово тантра. Появление этих текстов относятся не раньше, чем к VI веку нашей эры. А расцветом считается 11 век. Таким образом, мы можем считать слово тантра означает доктрину, теорию в самом общем смысле. Тантра используется как синоним для слов видхи – предписание, путь; нийама – правило, запрещение, указание; шастра – священное писание, агама – откровение, то, что пришло свыше, откровение, нигама -.пояснение Вед, шрутисакха – сопровождающий веды, тикартавьйата – набор обязанностей, прабандха – сочинение, шастравишеша – особое священное писание, и сиддханта – доктрина.
Этимология самого слова тантра имеет несколько вариаций. Слово тантра является производным от глагольной основы «тан» तनुँ॑ विस्ता॒रे согласно Кашикавритти одному из традиционных комментариев к грамматике санскрита, и означает распространяться, расширяться, расти вширь, охватывать. К глагольной основе прибавляется аффикс «тран», взятый из дополнительного текста по грамматике «Унадисутры».
Иногда этимологию ведут от глагольной основы «траи» त्रै॒ङ् पाल॑ने что означает защищать, заботиться, спасать. Но в любом случае аффикс тран имеет то же значение что и основа трай. Тантра таким образом может означать तेन तनोति तेन त्रयते – то, что расширяет и спасает. Еще одной глагольной основой, от которой могло бы произойти слово, называют «тантри» तन्त्रि व्युतपादन в значении «источник знания». Однако тантри считается производной от тан, распространяться. Поэтому обычно эта этимология менее приемлема. Интересно отметить, что существительное тану - один из синонимов, означающих тело, а в тантрических практиках тело рассматривается как лаборатория для достижения освобождения и непосредственно связано с кундалини йогой, неотъемлемой частью Тантр. На этом основании некоторые считают слово тантра производным от тану (тело).
Однако классически а потому неоспоримо слово Тантра связано, прежде всего, с корня тан и значением корня траи. Тема расширения, разворачивания и распространения в Тантрах прежде всего относится к Сознанию и знанию Истины. Устранив ограничения, сознания способно «расшириться» до универсального уровня и охватить все мироздание. Taṅyate vistāryate jṅānam anena – за счет чего распространяется знание. А защищать и спасать нужно опять таки сознание от невежества, оков и ограничений, от следствий дурной кармы, от колеса рождения и смерти, от тревог и страданий. Тантра – то, что распространяет спасительное знание, духовное знание. В Камика агаме Шайва сиддханты сказано:
Tanoti vipulān ārthān tattvamantra samanvitān
Trānanca kurute yasmat tantram ityubhudhīyate
Потому что это провозглашает великое знание о мантре и таттве и спасает, поэтому это называется Тантра.
Значение слова кула.

Кула в санскрите означает: группа, группа в широком смысле слова, группу людей – семью, клан, готра; войско, коллектив, некое количество. А также группа животных – стадо как в слове гокула – стадо коров. В самом общем смысле это классификация всего угодно по группам, тотальность сил, сгруппированных по классам. В системе Тантр кула – может означать в отдельности каждое из приведенных значений, а чаще всего – совокупность этих значений:

1. Семья, клан, группа.
2. Группа шакти, богинь, пребывающих в янтре.
3. Группа звуков санскритского алфавита, формирующих все мироздание – матрика чакра.
4. Группа мантр и их шакти,
5. Совокупность таттв, фундаментальных принципов бытия-сознания.
6. Совокупность всех объектов. Вся объективность. Манифестация проявленного мира, вся последовательность манифестации, в то время как акула, чистое сознание манифестируя себя как кула, остается незатронутой. .
7. Кула – это шакти, энергия, сила, мать. Акула – это Парабрамха Шива, чистое универсальное сознание, каула – это единство Шива-Шакти. Каула – это шакта, преданный, практик.
На этом список не заканчивается. Стоит отметить, что на ряду с метафизическим значением, слово кула может означать и обычную семью, и каула в данном случае - синоним грихастха, домохозяин. Согласно Куларнава тантре домохозяин имеет пять основных связей, одна из которых – семья, кула. Поклоняясь Иштадеве, семейному божеству домохозяин имеет шанс достичь освобождения. Это называется кауладхара, а такой домохозяин - каула.
арнава – волна, поток, море.

Классификация тантр

Учений, относящихся к тантрическим неисчислимое количество, но везде можно проследить их общность. Поэтому и классификаций тантрических школ и текстов может быть несколько. Спектр Tантр очень широк, начиная от учебников по прикладной магии и заканчивая глубоко и детально разработанной философией Кашмирского шайвизма. В каждом духовном направлении есть свой священный текст, каждая духовная школа имеет один или несколько священных текстов и группу подтекстов, чаще всего комментарии учителей школы на основные тексты. Тантры и есть такие вот духовные направления и их священные тексты. Но стоит сказать в отношении тестов тантр, что иногда текст, содержащий в названии слово «Тантра» не является тантрой, как в случае со знаменитой Паньчатантрой, которая просто сборник поучительных сказок для наставления глупых царевичей. Различают хинду тантры, буддисткие, джаинские, и китайские. Хинду тантры обычно делят на основании божества, излагающего тантру или по сампрадая: шайва, шакта, вайшнава шаура, ганапата - традиционные линии передач поклонения разным божествам С другой стороны в Вайшнава агама знаменитой паньчаратра Вишну не упоминается как Иштадева, возлюбленный бог, а в текстах предписывается поклонение Брахма, Вишну и Кумара. Как текст Тантра – это название групп текстов таких как агамы, нигамы, ямала, даммара, уддиша, какшапута, самхита и другие. Большинство вайшнава текстов называются самхита – связь, соединение, связный текст. Не стоит их путать с гимнами Ригведы, которые тоже называются самхита. Шайва тексты, переданные Шивой, обычно называют агама, а Шактисткие тексты, переданные Шакти, называют нигама или тантра. И то и другое называют Тантра. По количеству тантры под разными названиями просто неисчислимы. Только каула тантр 64. Абхинавагупта говорит о 10 помножить на 64. Тексты могут быть на разных языках и охватывают обширную территорию. Большинство текстов Хинду написаны на санскрите, но стоит сказать, что этот санскрит далеко не всегда соответствует классической грамматике. Можно найти много классификаций по территории (кранта, дешапарьяя) с перечислением количества и типа тантр, существующих в указанных направлениях света и сказанных разными ликами Господа повернутыми в разных направлениях.– амнаях. Существует деление на основе ачара (ācāra) – традиция, способ поведения, которые рассматриваются или как ступени роста, или как самостоятельные направления.
Наиболее общей чертой Тантры является то, что это Мантра марга – путь мантры. Мантрамарга характерна для всех тантр без исключения. Путь мантры еще называют адимарга или изначальный путь.
Далее адимарга делится на два направления: Шайвасиддханта и Бхайраватантра. Шайвасиддханта следует Шиваагама традиции, и доктринам пуран, поклонению Садашива, придает большое значение бхакти, преданности богу, ритуалу и соблюдению принципов чистоты. В этом направлении развилась доктрина о тридцати шести универсальных принципах бытия и их практического применения, как ступеней восхождения к Богу, к Шиве. Эта школа считается дуалистической, то есть не признающей единства индивидуального сознания и универсального. Традиционно считается, что Шайвагам 28 по счету.
Бхайрава Тантры представляют собой не однородную группу доктрин и текстов. Их делят на две основные группы: мантрапитха и видьяпитха. Начало видьяпитха несомненно связано с Лакулиша и культом Сваччханда Бхайравы. Кроме этого деления, Бхайрава школа традиционно делится на дакшина ачару (правое направление) с основным божеством Бхайрава и вама ачару (левое направление) с основным божеством Тумбурубхайрава. Иногда называют третий, средний или смешанный путь – мадхьйачара. Именно в вама направлении больше всего включено элементов, смущающих умы непосвященных. Согласно Абхинавагупте, величайшем теоретике и практике тантр, Тумбурубхайрава называемый также Вама является одним из трех ответвлений видьяпитха на ряду с ямалатантрами и шактитантрами. Ученые находят в видьяпитха большое влияние культа капалика и Капалабхайравы, одной из наиболее ранних известных направлений аскетического толка, связанного со шмашана кремационными площадками. Культ йогини, непосредственно связанный с кула традицией также относится к направлению видьяпитха. Кауладжнянанирная тантра, один из самых старых текстов (11 век н.э.) говорит, что каула была проповедана Мтьендранатхом и называлась Йогини каула. Тот же текст упоминает еще тринадцать направлений каула. Культ йогини, оказался наиболее ранним и влиятельным источником формирования многих направлений, включая видьяпитха и кула традицию в частности. Йогиникаула имеет много общего с буддисткой Тантрой и а в частности движение сахаджа, естественности. Совершенное состояние йога описывается, как естественное вхождение ума в пустотность, где обретается свобода от двойственности и исчезает омраченность объективным миром. В рамках шайвизма эта доктрина сахаджа получила развитие в движении натхов, проповеданная великим святым Горакханатхом. Эта школа особо распространилась в Бенгалии и повлияла на дальнейшее развития движения бхакти, преданности богу, как шайва так и вайшнава, еще до появления Чайтаньи. Йогиникаула считается самой ранней формой линии каула. Изначально это была система шестидесяти четырех йогини, восемь старших йогини и сопровождающие их 7 сестер. Восемь семей по восемь сестер составляют сестричество из шестидесят четырех йогини. Мандала или схема 64х принципов сгруппированных по восемь. Входя в семью, йогин входит в свою истинную сущность и видит себя как группу сил, включенных в тотальность универсума, а восемь йогини эманируют себя как его энергии-силы. Каула философия оказала реформисткое влияние на тайный культ йогини, сделав наиболее сакральное доступным домохозяевам при определенных условиях. Позже, в Каула сформировалось четыре основных направления: восточное с богиней Кулешвари, северное с группой двенадцати Кали, западное с богиней Кубджика и южное с богиней Камешвари.
Большая группа текстов, называемых Ямала – буквально «пара», появляется в период с 6-го по 9-ый век. Эти тексты связаны в основном с поклонением Шиве как Бхайраве, но с сильным шактистким влиянием, практиками вамачара и кремационными площадками. Они также повлияли на развитие каула и каула кашмирского шайвизма в частности. Рудраямаля и Брахмаямала весьма известны и влиятельны. В Брахмаямале 25 тысяч строк посвящено классификации тантрических направлений по системе дакшина-вама-мадхьяма, описанию божеств, их ритуалов и священных мест.
Отдельно выделяют шактитантры, как исключительно шактисткие писания, о почитании Богини. Большинство шактистких тантр заявляют о себе как о кула. Здесь выделяют Каликула и трика. Направление, называемое Шри кула или Шривидья стоит особняком, так как не относится к Бхайрава тантрам. Но эта школа имеет обширнейшую литературу и хорошо разработанную доктрину. Среди Бхайрава тантр Кали кула весьма примечательна. К этой школе относятся тексты Кала джняна, Калоттара, Махакала самхита, Вйомакеша самхита, Даядратха Ямала, Уттара Тантра, Шакти санграха Тантра. Шакти Тантры также классифицируют согласно десяти махавидья – десять аспектов Деви с Кали, как Изначальной Богиней, (культ, распространившийся в Бенгалии) и методы поклонения им описаны в Чамунда тантре, Малини виджая, Шритаттванидхи, Мундамала, Нируттара. Нируттара делит богинь на две группы – Кали кулу и Шри (Лакшми) кулу по десять в каждой группе. Все Калитантры включены в направление кула. Однако Куларнава тантру нельзя строго отнести Калитантрам или к Шривидья. Направление Трика, относящееся кашмирскому шайвизму считается выше, чем кула и включает кула в себя. Пожалуй в этом контексте кула получила свое наиболее глубокое философское понимание.
Такова вкратце классификация тантр и места кула в этой системе.



IМантрамарга
IaШайвасиддханта
IbБхайраватантра
b1мантрапитха
b2видьяпитха
2aямалатантра
2bшактитантра
b1Кали кула
b2Трика

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Насилие и секс в тантре.

Садашива

Капалики. (статья Юдит Терсек)