Dattatreya


Даттатрея
Гуру Шри Даттатрея жил в период до слияния Веды и Тантры.
Даттатрея является одной из форм Махешвары (Шивы), также Его иногда олицетворяют с Вишну. В основе учения Даттатреи лежат три истины – Алмаз Дхармы. Три Драгоценности Даттатреи (или коротко Датта) пребывают и проявляются в нас разными способами. Ярким примером является жизнь самого Даттатреи. Она была записана Его учениками и содержится в нескольких древних упанишадах (Харитаяана Самхита) а также в Дживанмукта Гите и Авадхута Гите, записанная учениками Свами и Картика.

Тексты описывают, что Датта ходил голым или почти голым, но это было в духовную эпоху, когда все были как «одетые небом». Это могло означать, что люди были едины с окружающей средой. Это был мир Шивы-Шакти, где путь гармоничной жизни в природе был высшим идеалом. Города в те времена уже начали появляться, но садху понимали, что в них могут рождаться и воспитываться только искусственные люди. Способ же жизни садху говорит сам за себя. Ведь если бы теория не была реализована на практике, то в ней не было бы никакого смысла. До того как должна освободиться душа, должен быть освобожден ум, а до того как освободится ум, должно быть свободным тело. В те времена было принято как один из методов практики садху, ходить нагими, однако истинное значение этой древней традиции далеко не настолько очевидно. Даже в ветхом завете описывается Давид, король Израиля, танцующим голым перед святыней в храме. И это был не единичный инцидент, а регулярная и распространенная в традиции практика. В церемонии Саньяса Дикша от кандидата требовалось идти к месту, где сидит гуру , обнаженным и повторяя мантру. Требование ходить голым присутствует во многих сектах и сейчас. Это может объясняться сравнением преданного с простым и невинным ребенком перед Богом, или с нищим, но ни в чем не нуждающимся и ничем не обремененным. Сегодня нагота также используется в качестве одной из «ударных тактик», чтобы заставить людей пробудиться. Шива и Махешвара всегда описываются нагими и это могло послужить моделью для подражания.

Нет никакого сомнения, что Даттатрея был историческим лицом. Он достиг реализации на горе Гандхатадана недалеко от Гангапура. Это было не менее 4000 лет назад. Эта гора и сегодня является местом паломничества и преданные постоянно поддерживают там дхуни (священный огонь) по преданию зажженный еще самим Даттатреей. Не смотря на легенды о Его Браминском происхождении, совершенно очевидно, что он избежал концепции различения каст. Он отрицал важность касты в духовной жизни, но не утверждал полную их бесполезность в мирских делах.

Те, кто ищет аналогий с христьянством, не найдет ни одной. Он не проповедовал ни одной концепции братства, не-убийства или любви друг к другу. Все это предназначено для людей любящих жить в толпе, но боящихся этого. Вместо идей Он учил людей сущностной мудрости, которая распутывала их, освобождала.

При всем старании, невозможно совершенно избежать санскритских слов. Многие находят санскрит бесполезным украшением, не смотря на то, что этот язык сам по себе может вернуть к истоку без какой-либо помощи со стороны «я».

Поиск Абсолюта и Высшей Истины никогда не было достоянием масс. Только при условии подходящей кармы и впечатлений многих жизней это становится возможным. Однако это не означает, что Реализация и Освобождение является достоянием крошечного меньшинства избранных. Из этого Высшего достижения не может быть исключен никто. Но однажды это должно быть задумано как процесс и продолжаться многие жизни. Самый верный и безопасный способ на этом пути - это искренность и интенсивность индивидуальных усилий в настоящем воплощении. То, что развивалось многие жизни может так и не вызреть в этот конкретный промежуток жизни, но в любом случае любое духовное усилие – это вклад в йогу, которое прибавляет еще один день, еще одну жизнь к выплате «платежки». Наказанием же за пренебрежение будет не гнев Бога, а жизнь полная нищеты, боли и страданий. Наградой же: достижение единственно истинного счастья – Высшей Реальности.
Сущностную структуру, от которой зависит освобождение, выражают три санскритских слова: ПРАТИБХА САХАДЖА САМАРАСА . Каждое слова имеет свою уникальную красоту, а все три составляют неразделимые грани кристалла Абсолютной Реальности.
ПРАТИБХА означает виденье, понимание, внутреннее знание, интуицию, знание, невыразимое словами, внутренняя мудрость, пробуждение, осознавание. Для обозначения такого состояния в Дзен используется слово САТОРИ. Не следует путать это с просвещением и образованием. Патанджали понимает ПРАТИБХА как духовное освящение или озарение, достигнутое йогической дисциплиной. Это осознавание или озарение является открытыми вратами к окончательной цели. Это – внутреннее преобразование, которое каким – то образом может перекинуть мост между умом и истинным «Я» . Это раскрывает ясность мышления и является главным руководящим принципом во всех свершениях. Многие люди рождаются с таким осознаванием, но редко владеют им в большой степени, чаще всего в весьма незначительной. И это может быть легко затемнено и скрыто социумом и налагаемыми им условиями. Это не может процветать там, где мы позволяем принимать за нас решения другим. Но чем больше происходит обращение к ПРАТИБХА, тем больше она интенсифицируется. ПРАТИБХА не связана с мышлением или обдумыванием. Она мгновенна по действию и раскрывается как проявление, открытие, озарение. Эта та стадия, когда не требуется больше никакого руководства от Гуру. Иногда ПРАТИБХА говорят как о ПРАТИБХА – ШАКТИ, Сила Освящения. Легче всего она достигается при помощи медитации и созерцания и она не зависит от каких – либо религиозных культов. ПРАТИБХА не означает некую духовную концепцию. Тот кто развил ПРАТИБХУ не должен больше следовать чему – либо или за кем –либо. В Авадхута Гите Датта это слово используется, чтобы показать, что трудные загадочные концепции моментально становятся ясными и понятными, когда развивается эта внутренняя Способность. В действительности ПРАТИБХА – это Дивьяа Чакшиш – Третий Глаз, которым так очарованы многие мистические учения запада. Этот «глаз» скорее следует понимать не как действительный глаз, а как способ виденья, взгляд, способный оценить и увидеть драгоценные камни мудрости безупречной вселенной. Это философский камень, имеющий божественную мощь, силу, который вводит в поток удивления, гармонии и осознавания. Но вы можете получить это только если действительно в нём нуждаетесь.

САХАДЖА – когда мы видим процесс «выпавших» или «отпавших» тех, кто освещает собой тоскливую историю своей мудростью, над которой могли бы размышлять учёные мужи. Мы могли бы спросить, что делает этих людей настолько отличными от вульгарной толпы, населяющей землю? И ответом будет – САХАДЖА. Человек рождён с инстинктом естественности. И эти садху не забыли исконного, изначального совершенства, которое хранится в людях как сметное воспоминание, ощущение, захороненное под налётом построений и искусственных концепций цивилизации. САХХОДЖА – это естественная среда. Подразумевается не только физическая и духовная естественность, но и мистический уровень, вызывающий удивление и восхищение. Это означает, что лёгкое и естественное состояние переживается просто, без планирования или стремления к нему.

То, что должно придти – должно придти само по себе. Это подобно зёрнышку, которое упав в почву прорастает, становится молодым деревцем и вырастает в дерево пипал или ашваттха – распространённый образ, используемый для обучения мудрости. Дерево растёт согласно принципу САХАДЖА, т.е. по принципу полного соответствия с естественным законом вселенной. Никто не говорит ему как расти, нет никаких правил, обязательств или исполнения долга. Имеется только свабхава, врождённая сущность, руководящая всеми процессами. САХАДЖА имеет такую природу, что установившись однажды, она приносит состояние абсолютной свободы и покоя. Вы находитесь в вашем естественном состоянии гармонии со вселенной. Это состояние действительной реализации сбалансированности между парами противоположностей. Того, кто пришёл к такому уровню мастер ста, не беспокоят больше жара или холод, боль или удовольствие, восхваления или позор. Таким образом САХАДЖА выражает тот, кто вернулся к естественному состоянию, свободному от обусловленностей. В Даосизме САХАДЖА – самое высокое качество добродетели. Лао Дзы видел, что конфуцианская этика дробит первоначальное, естественное очарование ребёнка и запирать его в твёрдые рамки соглашений. САХАДЖА – это выплата по счетам обществу и выход из его границ. Мир – это искусственная толпа клоунов. Только детям ещё известна САХАДЖА. Даттатрея предложил это людям. Если они обретали САХАДЖА, то не требовалось чего-либо ещё, чтобы доказать её великолепие. Слова ПРАТИБХА САХАДЖА и САМАРАСА – это три, связанных между собой принципа, «святая троица» освобождения.

Однако третий принцип является наиболее интересным т.к. это волшебное слово, содержащее в себе Абсолют, Вселенную и весь мир. САМАРАСА это уникальное слово, полностью отсутствует в Ведах, но очень часто встречается в Тантрах. В одной короткой главе Авадхут Гита оно встречается сорок раз. Следовательно, невозможно понять всю Гиту, не поняв это слово.

Одной из уникальных особенностей санскрита является то, что слова могут использоваться на трёх и более уровнях мышления и осознавания. И целые стихи или тексты могут сохранять такую уникальную особенность. Первый уровень – буквальный – предназначен для домохозяев и мирских людей и служит руководящим принципом правильного мышления и действия. Второй, более высокий, предназначен для мумукши, алчущего искателя Бога. Здесь слова ведут последователя от более низкого понимания к более высокому. И третье значение предназначено для души, для тех, кто уже достиг или почти достиг освобождения. Такая игра слов неизвестна в других языках, когда одни и те же слова имеют различное значение для домохозяина и для мудреца.Тантрические учителя использовали слово САМАРАСА, чтобы обозначить для мирянина высшую правду. САМАРАСА может также означать экстаз, достигаемый во время сексуального единения. При упоминании этих и других мирских явлений и предметов, имеется в виду возможность проведения аналогий между сексуальным переживанием счастья и счастья духовной реализации. Простые люди и женщины легче понимают духовные концепции на примерах из их обычной жизни.
При продвижении выше, на более высокий уровень, САМАРАСА означает единство всех вещей, всего сущего, высшее счастье гармонии, недифференцированное единство, абсолютное слияние, Совершенное и самое высшее ЕДИНСТВО (Oneness)/
Для Даттатреи это означало реализацию Абсолютной Истины, где нет никаких различий, нет второго, нет разницы между ищущим и разыскиваемым. Горакханатх описывает САМАРАСУ как переживание абсолютной свободы, покоя и достижения реализации Абсолютной Истины. Он помещает это переживание выше уровня самадхи.
САМАРАСА подразумевает радость с совершенным спокойствием и она сохраняется во всех состояниях . Это понятие сохранено в Дзен, Дао, и Индуизме, но ничего подобного не найдено в Иудаизме, Христьянстве и Исламе. Этот принцип практиковался в Тибете, ему отводилось важное место в школах Сиддхов и Натхов, но вместо слова САМАРАСА использовалось слово МОКША. Таким образом слово использоваться чтобы выразить самый высокий идеал человеческой жизни. Этот термин подробно разъясняется в агамах Шайва-Шактиской Тадиции. САМАРАСА – высшая точка достижения в йоге. Истинный йогин, подобный Даттатрее, наблюдая мир вокруг и мир в себе, пребывает в наиболее совершенной гармонии человека и природы, мироздания.

Идния всегда была «лотком» самых высоких духовных концепций. Однако истинных ищущих не много, а великих святых и мудрецов и того меньше. Большинство людей увлечены мирскими делами. Но в тоже время тот, кто примет авторитет Учителей, сможет понять идеи САМАРАСЫ и тот, кто по-настоящему осознает их и последует им, тот станет освобождённой душой и достигнет цели. Это не слепая вера, но вера, рождённая доверием к тем, кто проделал йогический путь и достиг цели. Такие души всегда были есть и будут. Большинство живёт и умирает во мраке, но истинно искренний ищущий всегда находит их, даже если в окружающем его обществе никто и никогда не слышал о них. В этом скрытом мире – йога, традиция и тексты; это среда, где настоящий ищущий обретает вдохновение и переживание.
Из древнего прошлого Даттатрея – превыше всех учителей. В беседе об Абсолютной Истине Даттатрея говорил:
- Это не проникает и это не может не проникать, нет никакого места его пребывания и нет места, где его бы не было, это что-то и это ничто. Так как же это можно объяснить?
- Не цепляйтесь за различение прилипания и не-прилипания.
Конфликт существует не в вещах, но в тех значениях, которые мы связываем с ними. Даттатрея направлял нас за сферу мыслей, вещей и идей. Простая Естественность САХАДЖА и высший Идеал – САМАРАСА никогда не должны потеряться в философских спорах, концепциях, идеях.
О вечном споре Двайта и Адвайта он говорит, что оба этих подхода одновременно верны и не верны. Абсолют вне классификаций. Какой толк от Абсолюта сознанию, находящемуся в заблуждении. Оно должно иметь нечто, на что можно было бы опереться в относительной действительности. Создание и Создатель подразумевают дуальность, и тогда Двайта правильна. Но между ними существует тождество, Единство, и тогда верна Адвайта, не-дуальность. Фактически невозможно решить эту логическую проблему. Намного важнее реализовать это Единство. И тогда дуальность и не-дуальность станут всего лишь бессмысленными словами. Переживание этого удовлетворяет всё.
Что же ещё нужно знать?

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Насилие и секс в тантре.

Садашива

Око за око.