Самое раннее изображение Сарасвати.


Самое раннее дошедшее до нас художественное изображение богини Сарасвати относится к Джаинской традиции. Первое изображение было открыто и описано А. Фюррером 18 января 1889 года возле Матхуры на раскопках места называемого Канкали Тила. Здесь находился храм принадлежащий джаинской традиции шветамбара. Найденное изображение хранится сейчас в государственном музее в Лакхнау. Изображение высотой всего лишь 57 см выполнено из красного песчаника. К сожалению, оно сильно повреждено: полностью отсутствуют голова, плечи, правая рука и левая грудь. Но к счастью, сохранились надписи на постаменте, из которых мы узнаём, что перед нами изображение Сарасвати. Это семь линий выполненных письмом брахми:

1. (sid)dhaṁ sava 50 4 hemaṁtamāse catu(r)tth(e) 4 divas(e) 10 a-
2. sya purrvāyāṁ kol̥eyāto gaṇāto sṭhāniyāto kulāto

3. vairāto śākhāto śrīgr̥h(ā)to sambhagāto vācakasyāryya
4. (gha)sta(/u)hastisya śiṣyo gaṇisya aryya maghahastisya śraddhacaro vācakasya a-
5. ryya devasya nirvvarttana govasya sīhaputrasya lohikaakasya dānaṁ
6. sarvvasatv(ā)n(ā)ṁ hitasukhā ekasarasvatī pratīśṭhāvitā stavatale (na)dānavato
7. dha(r)m(e?)

«Завершено в 54 году, в четвертом месяце зимы, на 10 день по особому случаю посвящённому Сарасвати, дар Кузнеца Гова, сына Сиха, (это мурти) была воздвигнуто по просьбе священнослужителя, достопочтенного Арьядева, соратника главы школы достопочтенного Магхахасти, ученика священнослужителя достопочтенного Гхастахасти, принадлежащего к клану Колея, семье Стхания, ответвлению Вайра, группе Шригриха, на благо всех живых существ.»

54 год здесь назван согласно хронологической системе Канишка. Среди ученых существуют разногласия по поводу того, когда же начинается отсчёт этой хронологической системы. Из-за этих споров данное изображение датируют от первой половины первого века до второй половины третьего века. Самая часто повторяемая дата - это 132 год нашей эры, если считается, что Канишка эра началась в 78 году нашей эры.[1]

На двух, как бы слепленых друг с другом пьедесталах, восседает Сарасвати. В джаинской среде это изображение, несмотря на надпись внизу скульптуры, принято называть Шрутадеви, богиня писаний. Такое имя типично для Сарасвати среди джаинов. Она сидит на корточках, что , как указывает У.П. Шах (1997: 199), является позой, в которой Великий герой джаинов(Махавира) достиг наивысшего знания. Именно поэтому богиня знания сидит в этой позе. Нижняя часть тела богини обернута тканью, по-видимому сари. Краешек этой одежды поднимается и перекидывается через левое плечо. Садашива Горакшакар (1994: 55) обращает внимание на то, что ткань принимает подчёркнуто месяце-образную форму. Богиня носят браслеты на каждом запястье, она держит манускрипт, обернутый тканью в левой руке. Нам остается только гадать, что она держала в правой руке. Среди догадок были и лотос, и жест знания, и пишущая палочка или четки. Я склоняюсь к тому что в правой руке она держала четки, так как на запястье всё ещё заметны 5 шариков, которые могут быть сохранившиеся частью чёток. У.П. Шах в 1941 настраивал на лотосе на основании Джаинских иконографических описаний таких как Чатурвамшатха написанной Баппабхати Сури (743-838 НЭ), хотя они намного более поздние чем наша скульптура. Однако оставшееся 4 или 5 шариков на запястье богини заметил ещё в 1946 году К.Д.Бхаджпай и указал, что это скорее всего то, что осталось от изображения четок. Это не исключает того, что правая рука также могла быть поднята в жесте познания или обучения, которым она могла держать четки.


Центральную фигуру богини окружают две маленькие мужские фигурки. Справа от неё стоит мужчина, одетый в светскую одежду и держит кувшин. Слева от неё стоит мужчина в одеждах монаха со сложенными руками в жесте приветствия и поклонения. Есть предположение что они представляют собой заказчиков: первый - это Гова, а второй - это священнослужитель Арьядева, который вдохновил на совершение подношения в виде мурти.

На основе материалов Катерины Людвик, 2007.






[1] Zwalf, 1991, vol. 1, app.1, pg. 357-58.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Насилие и секс в тантре.

Садашива

Капалики. (статья Юдит Терсек)