Религиозная экзальтация

К какому бы религиозному направлению мы не обратились, мы часто сталкиваемся с характерными чертами религиозного проявления: безраздельное доверие и послушание религиозному лидеру (учителю, в случае индуизма), религиозная восторженность и экзальтированность, любовь к мистицизму и эзотерике. Повышенная эмоциональная вовлеченность в религиозное движение даёт свои бонусы, а также, свои минусы. Сначала о бонусах.



Эмоциональная вовлеченность приводит к более сильной вовлеченности в общем в учение и, соответственно, более быстрое его понимание и освоение, делание этого учения своим. Главный позитивный момент сверх эмоционального отношения я вижу в том, что он способствует быстрому обучению и усвоению нового знания, приобретению нового опыта. Повышенный эмоциональный фон стимулирует особое состояние ума и внимания так, что становится возможным мистические опыты, откровения, совпадения, понимание смысла символов, и переживание других измененных состояний сознания, где верность учения подтверждается буквально каждым вздохом. Жизнь такого человека наполнена чудом, окрашенным эмоционально позитивно. Если бы подобные состояния приводили к эффективности принятых решений, к повышению адекватности знаний и реакций – то можно было бы культивировать такое умонастроение как наилучшее. Но… повышенная эмоциональность способствует тому, чтобы ум додумывал реальность, во всём видел некий знак и символ, находил несуществующие связи между событиями. Ум рисует собственную реальность, которая рано или поздно разбивается о скалы жизни вне ума. Религия боится этого момента и изворачивается как уж, чтобы обосновать свои нелепицы. Главная метода удержать паству – это сохранить ее повышенно-эмоциональный фон. Чем дольше человек находится в состоянии повышенной эмоциональности, тем более длительные цепочки мистических событий и совпадений может выстроить. Для того чтобы не потерять такое мистическое видение, человек сам боится потерять чувство преданности, а именно, религиозную экзальтацию. Чувство преданности и религиозной экзальтации не должно оставлять человека ни при каких обстоятельствах: ни при угрозах смерти, боли, потери самого дорогого, как, например, дети, родители, или любимые. Малейшее сомнение прервет эту цепочку чудес и прервет логику событий. Поэтому многие религии требуют абсолютной преданности, учат о собственной исключительности, так как держатся на особом состоянии эмоциональной однонаправленной экзальтированности. Без неё пропадает их связность, суть и смысл. Тем самым они поддерживают определённую культурную реальность, несуществующую за пределами религиозного мифа. Создание фантазийной картинки мира, далекой от реальности, есть содержание многих религиозных направлений. Погружение в такую мистическую фантазию является для меня скорее негативной стороной религиозной экзальтации.


Точно так же и абсолютная преданность религиозному лидеру, учителю в случае с индуизмом, имеет две стороны. С одной стороны, безраздельное доверие позволяет быстро резонировать с другим человеком, буквально отождествиться с ним и быстро понять, что он имеет в виду, быстро перенять его опыт и знания. С другой стороны, безраздельное доверие порождает особый вид инфантилизма, подавление собственной воли и собственного умение мыслить критически. Абсолютная преданность в сочетании с эмоциональной экзальтацией порождает идеальных зомби. Такое состояние не может длиться вечно, вернее, это не есть хорошо, по-моему, рано или поздно придётся выйти на свою собственную орбиту.


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Насилие и секс в тантре.

Садашива

Око за око.