Чистота и недвойственность

Дихотомия между чистым и нечистым (шуддха и ашуддха, или шауча и ашауча) характерна для индийской мысли. Как считает Рафаэль Торелло, за этой дихотомией лежит прежде всего попытка классифицировать универсум. Любая иерархическая классификация никогда не является просто нейтральным действием, или просто описанием познаваемого. За классификацией всегда стоит попытка возвеличить одно и принизить другое, сделать нечто более предпочтительным. Классификация - это своеобразный символический акт, в котором отражаются культурные предпочтения. Часто классификация оказывается на самом деле очерчиванием своего известного и безопасного мирка и маргинализацией, выталкиванием того, что не принадлежит своему кругу. Но включая в классификацию то, что отвергнуто, достигается своего рода цельность и своеобразный диалог с миром отверженного хаоса. Этот сценарий не является исключительно индуистским, он скорее типичн для всего человеческого собщества. Для индуизма типично то, что сравнительно небольшая, образованная часть общества, брамины, взяли на себя обязанность произвести и распространить литературу правил поведения приемлемых в обществе. В этой литературе правила соблюдения чистоты и избегания нечистоты играют центральную роль. Естественно, себе брамины отвели наиболее выгодную позицию, объявив себя самыми чистыми членами общества, а также приписав себе роль ритуальных очистителей всех других членов сообщества.  Затем они распространили свой взгляд на мир на всё индийское общество. Понятие чистоты и нечистоты распространились на все сферы человеческой жизни с особым акцентом на важные моменты этой самой жизни: рождение и смерть, питание, сон, изменения статуса в жизни. В индийском обществе невозможно шагу ступить без оценки этого шага как чистого или нечистого. Достаточно понятно, что частота не является ни изначальной, ни постоянной категорией. Ее невозможно достичь полностью. “Продолжай очищение” - вот главный завет браминской духовной жизни. Подобное отношение можно обнаружить также в джайнизме и в буддизме тхеравады. На самом деле, индуисты различают три степени чистоты: ритуальная нечистота, нормальное состояние для проведения ритуала, и ритуальная чистота. Фактически любой, кто не вовлечен в ритуал, находится за рамками религий и занимается обычными житейскими делами, считается нечистым. Такое состояние не является нормальным, по крайней мере, ритуально нормальным. Такой человек далек от святости, он даже к ней не приближается. Базовым Нормальным состоянием является регулярные действия для достижения ритуальной чистоты. Далее следуют уровень, доступный только для особо удачливых и старательных. Святость - это такая категория, которая исходит из базового состояния ритуальной частоты и стремится к возвышенному, супер чистому состоянию. Единственным постоянным чистым состоянием считается освобождение, далекое от жизни и её проявлений. Так все проявления жизни, согласно индийским браминам, колеблются на линии между абсолютно нечистым и абсолютно чистым. Просто жизнь считается нечистой. Состояние абсолютной чистоты приберегли же для состояния освобождения, которое достижимо, скорее всего, только после смерти. Обычное же сообщество должно быть вовлечено в эту иерархическую игру, предложенную браминами, игру продвижение от нечистоты к чистоте. Другие категории типа благоприятный и неблагоприятный (шубха, мангала и ашубха), святость или грех (пунья и парам), являются вторичными категориями и весьма приближенными к понятиям частоты и нечистоты (шуддха и ашуддха). Похоже, что разные уловки и хитрости включения в круг чистоты вещей, которые в браминском обществе считаются нечистыми, является  не онтологически или эпистемологически обусловленным действием, а социально обусловленный действием. Нападки на то, что считается чистым или нечистым, изменения этой системы, - это действия, которые частично направлены на то, чтобы пошатнуть устоявшуюся социальную иерархию, пошатнуть авторитет браминов. Аргумент для этого выбран Шайва адвайтами весьма универсальный - всё есть природа Шивы и ничто не находятся за ее пределами. Природа Шивы чиста, значит нет ничего чистого или нечистого. Так говорит весьма часто цитируемый 121 стих Виджняна-бхайрава-тантры. Как указывает Сандерсон и Юдит Торсюк, в ранних текстах, которые заявляют о недвойственности (Адвайта), весьма часто встречаются высказывания, свидетельствующие об онтологической двойственности. А именно, и признание того что существует некая материальная причина отдельная от Шивы, и признание того что каждая душа никогда не становится Шивой и существуют от неё отдельнои, и тому подобные высказывания, предполагающее существование абсолютно двух начал. Термин “недвойственность” применяется прежде всего по отношению к  дихотомии ‘чистый и нечистый’ так распространённой в индийском обществе, обозначая игнорирование этой дихотомии. И только в писаниях Абхинавагупты этот термин начинает расширяться и обретать четкие черты онтологической недвойственности.


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Насилие и секс в тантре.

Садашива

Капалики. (статья Юдит Терсек)