Жизнь после смерти



Изучая древние культуры, я обратила внимание на важные трансформации представлений о жизни и смерти, о смысле жизни. 
Нам хорошо знакома тенденция, развившаяся во многих религиозных направлениях,  переносить заслуги, награды, воздаяния, и какие-то блага и наказания на период после смерти.  Царство смерти конечно существовало в разных своих вариациях в древности, но это не было место наказание или награждения, а было просто местом пребывания мертвых. Таков взгляд характерен для древнего мира. Таково царство Аида в древним Египте, или мир Курнуги в Месопотамии. Ценностью жизни было не достижение особого статуса и положения после смерти, а достижение бессмертия и возвращение из мира мертвых. Так особые боги и герои возвращались из мира мертвых, например греческий Орфей или шумерская Иннана.

Жизнь - это ценность сама по себе, а ее смысл заключён в самой себе.

Следующая ценность - доброе имя. После смерти на земле не останется ничего, кроме памяти и славы. Хорошая слава - пожалуй единственная ценность, кроме самой жизни. Современный след такого архаичного мышления - это аргумент к действию или бездействию по типу "а что соседи скажут?". Мнение сообщества было архи важно для древнего человека, ведь от сообщества, от ближайшего окружения, зависели и благополучие и спокойствие жизни и из этого мнения складывалось богатство после смерти.

Дети - потомки - то, что останется после жизни. В древнем мире явно преобладал культ плодородия во всех его пониманиях, включая плодородие человека. Нет детей - нет счастья ни при жизни, ни в загробном мире. У индийцев даже есть ритуал,  прямо указывающий на зависимость от детей благополучного послесмертия. Дети должны делать подношения умершим родителям. Нет детей, соответственно нет подношений и умершему очень плохо на том свете. Традиционное пожелание - много детей, а традиционное проклятие - чтобы род прекратился.

Разговоры о текущей жизни, как о работе по спасению души или накоплению хорошей кармы, как о подготовке к "жизни вечной" переносят акцент с настоящего момента на неизвестное будущее, о котором ничего не известно, кроме разговоров религиозных авторитетов. Жизнь теряет самоценность и становится неким подготовительным этапом, пробой, промежутком. Раз это так, то можно ее и в страданиях провести, и в рабстве, да и вообще отдать, раз она такая мелочь, а главная награда - потом, после жизни. Не кажется ли вам такая идея массовой манипуляцией по подчинению?

Популярные сообщения из этого блога

Насилие и секс в тантре.

Садашива

Капалики. (статья Юдит Терсек)