К Даттатрея Джаянти 2013




Даттатрея считается Ади Гуру (изначальным учителем) в ряде традиций. Он рассматривается как Парамешвара (высший господь) в аспекте учителя, дающего знания мудрецам (риши) и людям.
Почитание Даттатрейи пришло из глубокой древности и отражено во многих писаниях, в первую очередь в  упанишадах и пуранах, где он восславляется как сам абсолют и именуется Махавишну, Нараяна, Махешвара, Шива.  
Во многих писаниях Даттатрея входит в их перечни великих душ и явлений Бога (парамаханса, прадурбхава) и в некоторых пуранах он входит в перечни аватаров  Вишну. Так, согласно  Бхагават Пуране, он является  шестым (как это указано в Iм и в VIм разделах этой пураны) или четвертым (как это указано во IIм разделе этой пураны) аватаром Вишну, согласно Брахма Пуране – пятым ит.д.
Даттатрея считается также учителем йоги. Как об учителе, дающим знания йоги/аштанга-йоги ученику Аларка/Анарка о нем рассказывается в Брахма-,Бхагават-,Гаруда и Маркандея-пуранах.    
Даттатрея также именуется и описывается как Авадхут. Его наиболее древняя дхьяна, где он в частности именуется и описывается как авадхут содержится в Шандильопанишаде как цитата из некого еще более раннего текста: ,, Тот, кто постоянно почитает Даттатрею, который является Богом богов, изначального, благого (шива), спокойного (шанта), тело которого подобно синему камню индранила, наделенного собственной чудесной силой (майа), Господу мира/вселенной, Авадхуте, чья одежда – это стороны света/голому (дигамбара), все тело которого покрыто пеплом, со спутанными волосами, наполняющего собой все/всепроникающего, с  четырьмя руками и прекрасным телом, с глазами, подобными (лепесткам) лотоса в полном цветении, хранилищу йоги и знания, наставника мира, почитаемого с любовью йогинами, милосивого к преданным, всевидящего/наблюдающего все и почитаемого сиддхами, освобождается от всех грехов и достигает окончательного освобождения.‘‘ (Шандильопанишад, III).   
Существует направление маханубхава, в котором Даттатрея является главным объектом почитания/медитации и именуется Махавишну. В этом направлении используется вышеприведенная дхьяна.
Даттатрея является также главным объектом почитания/медитации в Даттатрейя Упанишаде, рассказчиком которой является бог Брахмаа. В этой Упанишаде ему посвящен ряд мантр и он в частности описывается как абсолют, подобный семени баньянового дерева, в котором содержится весь мир, как Нараяна и как имеюший три формы, а также как океан знания, обнаженный святой, ведущий себя как ребенок, унматта, дарующий наслаждение и освобождение.
  В некоторых писаниях, например в Шандильопанишад  и в Маркандея Пуране, рассказывается о том, что Даттатрея был рожден как сын риши Атри и его жены Анасуйи. Само имя Даттатрея, согласно Бхагават Пуране, означает ,,данный Атри‘‘ (дата-атрея). В третьей главе Шандильопанишад рассказывается о том, что Атри очень хотел, чтобы у него появился сын и усердно молился об этом. В результате, сияющий (джйотирмая) абсолют (парабрахма) родился как сын Атри и Анасуйи. Эта история в разных вариантах и подробностях содержится в ряде пуран. Согласно Маркандея и Шива Пуранам, у Атри и Анасуйи родились три сына – Сома (или Чандра), Датта и Дурваса. При этом говорится о том, что Сома (Чандра) был (частичным)  воплощением Брахмы, Датта – Вишну и Дурваса – Шанкары (Шивы). Согласно Маркандея Пуране,  Анасуя зачала их от семени, которое возникло из свечения, изошедшего из глаз ее мужа Атри. В Шива Пуране сказано, что Атри, желавщий, чтобы у него родился сын и совершавший тапасью (аскезу), почитал только одного высшего бога, но, вознаграждая его, бог явился в трех формах (Брахмы,Вишну и Шивы).
Большое распространение получило почитание Даттатрейи как воплощения Тримурти (Брахма,Вишну,Шива).
В различных шайва-шакта традициях, таких как натха, каула, агхора, шри видья, а также в некоторых вайшнавских традициях, Даттатрея является великим учителям этих традиций в том или ином образе и передает им божественное сокровенное знание.
Даттатрею  восславляют авторы или рассказчики некоторых текстов, таких как Авадхута Гита, Дживанмукта Гита, Трипура-рахасья, Гандхарва-тантра.    

Popular posts from this blog

Насилие и секс в тантре.

Садашива

Боги индийских трансгендеров (хиджра)