Бхайраватантры и их место в тантрической Шайва литературе.


Существует несколько схем классификации тактрических писаний. Деление литературы проходило на основе различных почитаемых божеств и их мантр. Наиболее раннее деление – это деление по потокам (srotas). Нетратантра (9.11) делит Шайва традиции на три потока: правый (dakṣiṇa), левый (vāma) и совершенный (siddhānta) или средний (madhyama). Средний поток имеет отношение к Шава агамам и почитанию Садашивы, правый – к Бхайрава тантрам, и левый – к почитанию Тамбуру Бхайравы и 4-х сестер. Последняя группа писаний практически не дошла до нашего времени, так как сохранился только один текст, Винашикха тантра. Этот текст магического содержания описывает методы достижения мирских целей с помощью ритуалов и мантр. Аналогичное деление представлено и в Брахмаямале, которая возможно предшествует Нетратантре. Брахмайамала характеризует эти же три потока на чистый, смешанный и не чистый потоки (śuddha, miśra, aśuddha). Бхайраватантры являются (подсекцией Видьяпитхи, см ниже) частью правого, чистого потока. Ваматантры относятся к не чистому, а сиддханта – к смешанному потокам. Более того, добавляется четвертый, нижний поток (adhaḥ srotas), к которому принадлежат Гаруда и Бхута тантры, имеющие дело с целительством и экзорсизмом. Srīkaṇthīyasaṁhitā, писание школы Трика тоже делит традиции на три потока, но по принципу дуализма, дуализма-не дуализма и не дуализма (bheda, bhedābheda, abheda). В данном случае, ваматантры опять принижаются в статусе будучи двойственными, а бхайрава тантры относятся к эзотерическому, не двойственному направлению. Srīkaṇthīyasaṁhitā, будучи более поздней, чем Брахмайамала, возвышает статус Бхайраватантр еще и тем, что выделяет их не как часть других учений, а как самостоятельный поток. Сиддханта же наоборот, принижается, лишаясь своего статуса и отправляясь на позицию нижнего потока (adhaḥ srota).

Второй распространенный способ делить учения – это длеление на пять āмнāй, или сротас, традиций, поведанных ликами Садашивы. Прежде всего этот способ классификации принят в Шайвасиддханте. Согласно Камика агаме пять ликов Садашивы поведали пять типов или потоков (сротас) писаний. 
Камика-махатантра/- агама, Пурва-бхага (Iя часть), гл. Тантра-аватара, 17b -19:
laukikaṁ vaidikaṁ caiva tathādhyātmikameva ca /17b
atimārgaṁ ca mantrākhyaṁ tantrametadanekadhā /
sadyovāmamahāghorapuruṣeśānamūrtayaḥ //18//
pratyekaṁ pañcavaktrāssyustairuktaṁ laukikādikam /
pañcaviṁśatibhedena srotobhedaḥ prakīrtitaḥ //19//
,,Это учение/писание (тантра) <распространено> в виде (пяти) разных (потоков/линий преемственности): лаукика (,,мирскoе‘‘), вайдика (,,ведическoе‘‘), адхйатмика (,,духовное/относящееся к Духу‘‘), атимарга (,,высший/превосходящий путь‘‘), мантра(-марга/-тантра) (,,путь мантр/ учение/писание о мантрах‘‘). (Существуют) образы/формы (Шивы) Садйо(джата), Вама(дэва), Махаагхора, (Тат)пуруша и Ишана. Каждый из этих (пяти образов) стал пятиликим/имеет пять ликов и этими (пятью образами Шивы, у каждого из которых по пять ликов,) были произнесены/рассказаны лаукика и другие (учения/писания). (Так), с разделением (пятиликого образа Шивы) на 25 (ликов), появилось разнообразие потоков/линий преемственности (знания/писаний).‘‘
Примечание:
В связи с данной пятеричной схемой, M. Dyczkowski в своей книге ‘‘The canon of Saivagama and the Kubjika Tantras of the Western Kaula tradition‘‘ (Varanasi, 1989, p. 31), ссылаясь на Камика-агаму (= Камика-махатантру), привел следующую таблицу соответствий:
,,Таблица 2: трактаты и писания, сказанные ликами Садашивы.
Направление/сторона света - Лик - Karaṇeśvara <*> - śāstra <**>
Запад - Sadyojāta - Brahmā - Laukika
Север - Vāmadeva - Viṣṇu - Vaidika
Юг - Aghora - Rudra - ādhyātmika
Восток - Tatpuruṣa - īśvara - Atimārga
Верхнее/верхняя - īśāna - Sadāśiva - Mantratantra ''
<* - Владыка, способствующий созданию/написанию шастр/тантр (учений/писаний/трактатов).
** - писание/учение.


Затем Ишана лик, принимая опять пятиликую форму, поведал пять видов писаний мантратантры:
лик
направление
шастра
шастра 5и ликов Ишаны
Sadyojāta
запад
Laukika
Bhūta
Vāmadeva
север
Vaidika
Vāma
Aghora
юг
Ādhyātmika
Bhairava
Tatpuruṣa
восток
Atimārga
Gāruda
Īśāna
верх
Mantratantra
Siddhānta

Третий способ деления Шайва писаний не включающие в себя Шайвасиддханда агамы, а посвященные культу Бхайравы, известны под общим названием Mantrapīṭha (Место для мантр, или корпус мантра-текстов) со Сваччханда тантрой во главе, которая посвящена культу Сваччханда Бхайравы и его супруге Агхорешвари. Другое направление в той же системе деления тантрических направлений так же имеет отношение к культу Бхайравы – Vidyāpīṭha (место для богинь знания, или корпус Видьйа текстов) – с Jayadrathayāmala (или Śiraścheda) во главе. В эту же группу приписываются и ямяля тантры (Брахмайамала). Эти две питхи так же называются правой и левой (dakṣina, vāma) по принципу женкое и мужское направления, так как мантрапитха – это тексты пропогандирующие мужские мантры, а видьйапитха пропагандирует женские мантры. Этот способ деления следует отличать от деления на сроты или потоки, описанные выше, так как там правое и левое деления связаны все таки с правым или южным (Агхора = Бхайрава) и левым или северным (Вамадева) ликами Садашивы. [1] Другие две питхи, входящие в эту систему – мандалапитха и мудрапитха – не включают в себя Бхайрава тантры.
Любая из описанных классификаций содержит группу текстов или традиций, связанных с почитанием Бхайравы, как отдельное направление. Традиционно количество Бхайрава тантр названо 8×8=64. Сокральность этого числа восходит, видимо к 64м йогини, супругами которых являлись Бхайравы, занимающие второстепенное положение (как в Тантрасадбхава). В раннем корпусе сиддханта литературы, Нихшваса санхита приводится список 64 Бхайрава тантр. Винашикха антра которая говорит, что в тантре существует 64 направления. Это количество тантрических писаний стало вполне распространенным и каноническим. Брахмайамала говорит о существовании 64 тантр. Джаядратхайамала тоже включает их в свою систему классификации. Этот список из 64 обычно группируется в 8 серий, связанных с определенными Бхайравами -Бхайраваштака. В Нихшваса самхите (≈ 6 в.н.э.) мы находим классификации тантр на 8 Бхайрав, 8 Bahūrupa, 8 Ямал. Брахмайамала говорит о классификайии 8 раз по 8. Более поздний текст Srīkaṇthīyasaṁhitā тоже разбивает тексты на 8 групп согласно 8 Бхайравам, 8 Ямал (Брахмайамала и т.д.), 8 матерей (Рактамата и т.д.), 8 Матангала (Бхайрави и т.д.), 8 чакр, 8 Бахуруупа, Ваагииши и Шикха. Эти классификации текстов действительно очень близки к реальности. Мы действительно имеем тексты с названиями, оканчивающимися на ямаля, мата, матанга, бахурупа, шикха.
Интересно, что когда дело доходит до конкретного списка текстов, он весьма варьируется от писания к писанию. Некоторые названия текстов не удалось обнаружить в других списках, а некоторые знаменитые тантры, как Куларнава или Нетра не вошли ни в один из известных списков. Очевидно, что количество 64 недостаточно, чтобы охватить все тексты. Более того, тексты не включенные в список появились возможо позже, после составления того или иного списка.
Так или иначе, но традиционная классификация тантрических писаний поклонения Бхайраве связана в восмиричной схемой и 8ю Бхайравами. Хотя Бхайрава тантры и включены в более широкие схемы, они выделяются как самостоятельная, хорошо сформировавшаяся группа, со своим собственным способом делений. Долее того, эти деления и списки восьми Бхайрав очень похожи и повторяются из текста в текст.
Вот списки основных 8и Бхайрав в ŚKS, BY, JY и первые 8 Бхайрав в списке из 64 Бхайраватантр в PLSS:

PLSS
ŚKS
BY
JY
Svacchanda
Svacchanda
Svacchanda
Svacchanda
Caṇḍa
Bhairava
Caṇḍa
Krodha
Krodha
Caṇḍa
Krodha
Unmatta
Unmatta
Krodha
Unmatta
Ugra
Asitāṅga
Unmatta
Asita
Kapālī
Ruru
Asitāṅga
Ruru
Jhaṅkāra
Kapālīśa
Mahocchuṣma
Jhaṅkāra
Śekhara
Samuccaya
Kapālīśa
Kapālīśa
Vijaya
Pratiṣṭhalakṣanasārasamuccaya (PLSS) Srīkaṇthīyasaṁhitā (ŚKS)
Brahmayamala (BY) Jayadrathajamala (JY)

64 Бхайрава тантры из канона Джаядратхайамалы:
Учитель
тантра
группа
соответствующая тантра в ŚKS
Durvāsa
Svacchanda
1.      Bhairava
Svacchanda
Sanaka
Caṇḍa

Bhairava
Viṣṇu
Krodha

Caṇḍa
Kapila
Unmatta

Krodha
Kasyapa
Asita

Unmatta
Kuru
Ruru

Asitāṅga
Samvartta
Jhaṅkāra

Mahocchuṣma
Śaṅkhapāla
Kapālīśa

Kapālīśa
Bhṛgu
Brahma
2.      Yāmala
Brahma
Cetas
Rudra

Viṣṇu
Nidhisa
Viṣṇu

Svacchanda
Viśvāmitra
Skanda

Ruru
Gautama
Gautamīyā

X XX X
Gālava
Atharva

Ātharvana
Yajnavalkya
Vetāla

Rudra
Vibhāṇḍa
Ruru

Vetāla
Kurcāla
Raktā
3.      Mata
Rakta
Krandana
Peṭikā

Lampaṭa
Kaṅka
Bhāruṇḍīi

Lakṣmīmata
Kekara
Īḍā (Huha)

Mata
Kānana
Piṅgalā

Cālikā
Kṣamī
Nīlakeśī

Piṅgala
Koṭarākṣa
Śambarā

Utphullaka
Samvartta
Uiphullā

Viśvādya
Bindu
Bhairavamagald
4.      Maṅgala
Picubhairavī
Sabindu

Candragarbhā

Tantrabhairavī
Śatātapa
Śāntimagalā

Tata
Parāśara

Sumagalā (= Brahmā + Rudra)

Brahmikala

Āpastamba
Sarvamaṅgalā

Vijayā
Ambubhuk
Vijayamagalā

Candrā
Vyāsa
Viśvāmbā (=Ugramaṅgalā)

Maṅgalā
Kātyāyana
Adbhavāmaṅgalā

Srvamaṅgalā
Ulūka
Svara
5.      Cakra
Mantra
Sthūlanāḍī
Varṇa

Varṇa
Haṁsa
Nāḍī

Śakti
Haṁsarava
Guhya

Kalā
Śuka
Kāla

Bindu
Manu
Saura

Nāda
Pīta
Vāhneya

Guhya
Akṣaka
Somaja

Kha
Vaśiṣṭha
Śaukrī
6.      Śikhā
Bharavavīśikhā
Dakṣaśukra
Maṇḍā

Vīṇā
Kanaka
Mahocchuṣmā

Vīṇāmaṇi
Kokila
Bhairavī

Sammohana
Śuka
Śambarī

Ḍāmara
Viśvabhuk
Prapañśakī

Atharvaka
Kaśyapa
Mātṛbhedī

Kabandha
Śveta
Rudrakālī

Śiraścheda
Bṛhaspati
Andhakī
7.      Bahurūpa
Andhaka
Yamoghaṇṭa
Rurubhedā

Rurubheda
Kaṅkara
Śaṅkhā

Aja
Śyāmaka
Śūlīnī

Mūla
Śikhī
Karṇāmotī

Varṇabhaṇṭa
Karṇa
Ṭāṅkī

Viḍaṅga
Jatā
Jvālinī

Mātṛrodhana
Adhīśa
Mātṛrodhanī

Jvalin
Haṁsa
Siddhā
      8.  Vāgīśa
Bhairavī
Soma
Citrā

Citrikā
Anuloma
Hṛllekhā

Haṁsā
Viloma
Lomaka
Bhairavī
Kadambikā

Kadambikā
Hṛlekhā
Śata
Haṁsinī

Candalekhā
Jaṭa
Haṁsamālā

Vidyullekhā
Vālmīka
Candrakoṭī

Vidyutmat

Источник: Марк Дичковский, The Canon of the Saivagama..SUNNY press.




[1] Алексис Сандерсон 2009. стр. 46.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Насилие и секс в тантре.

Садашива

Капалики. (статья Юдит Терсек)