Бхайраватантры и их место в тантрической Шайва литературе.
Существует
несколько схем классификации тактрических писаний. Деление литературы проходило
на основе различных почитаемых божеств и их мантр. Наиболее раннее деление –
это деление по потокам (srotas). Нетратантра (9.11) делит Шайва традиции на три потока: правый (dakṣiṇa),
левый (vāma) и совершенный (siddhānta) или средний (madhyama). Средний поток имеет отношение к Шава агамам и почитанию Садашивы,
правый – к Бхайрава тантрам, и левый – к почитанию Тамбуру Бхайравы и 4-х
сестер. Последняя группа писаний практически не дошла до нашего времени, так
как сохранился только один текст, Винашикха тантра. Этот текст магического
содержания описывает методы достижения мирских целей с помощью ритуалов и
мантр. Аналогичное деление представлено и в Брахмаямале, которая возможно предшествует
Нетратантре. Брахмайамала характеризует эти же три потока на чистый, смешанный
и не чистый потоки (śuddha, miśra, aśuddha). Бхайраватантры являются (подсекцией Видьяпитхи, см ниже) частью
правого, чистого потока. Ваматантры относятся к не чистому, а сиддханта – к
смешанному потокам. Более того, добавляется четвертый, нижний поток (adhaḥ srotas),
к которому принадлежат Гаруда и Бхута тантры, имеющие дело с целительством и экзорсизмом.
Srīkaṇthīyasaṁhitā, писание школы
Трика тоже делит традиции на три потока, но по принципу дуализма,
дуализма-не дуализма и не дуализма (bheda, bhedābheda, abheda). В данном случае, ваматантры опять принижаются в статусе будучи
двойственными, а бхайрава тантры относятся к эзотерическому, не двойственному
направлению. Srīkaṇthīyasaṁhitā, будучи более поздней, чем Брахмайамала, возвышает статус
Бхайраватантр еще и тем, что выделяет их не как часть других учений, а как
самостоятельный поток. Сиддханта же наоборот, принижается, лишаясь своего
статуса и отправляясь на позицию нижнего потока (adhaḥ srota).
Второй
распространенный способ делить учения – это длеление на пять āмнāй, или сротас, традиций, поведанных ликами Садашивы. Прежде всего этот способ классификации принят
в Шайвасиддханте. Согласно Камика агаме пять ликов Садашивы поведали пять типов или потоков (сротас) писаний. 
Камика-махатантра/- агама, Пурва-бхага (Iя часть), гл. Тантра-аватара, 17b -19:
laukikaṁ vaidikaṁ caiva tathādhyātmikameva ca /17b
atimārgaṁ ca mantrākhyaṁ tantrametadanekadhā /
sadyovāmamahāghorapuruṣeśānamūrtayaḥ //18//
pratyekaṁ pañcavaktrāssyustairuktaṁ laukikādikam /
pañcaviṁśatibhedena srotobhedaḥ prakīrtitaḥ //19//
,,Это учение/писание (тантра) <распространено> в виде (пяти) разных (потоков/линий преемственности): лаукика (,,мирскoе‘‘), вайдика (,,ведическoе‘‘), адхйатмика (,,духовное/относящееся к Духу‘‘), атимарга (,,высший/превосходящий путь‘‘), мантра(-марга/-тантра) (,,путь мантр/ учение/писание о мантрах‘‘). (Существуют) образы/формы (Шивы) Садйо(джата), Вама(дэва), Махаагхора, (Тат)пуруша и Ишана. Каждый из этих (пяти образов) стал пятиликим/имеет пять ликов и этими (пятью образами Шивы, у каждого из которых по пять ликов,) были произнесены/рассказаны лаукика и другие (учения/писания). (Так), с разделением (пятиликого образа Шивы) на 25 (ликов), появилось разнообразие потоков/линий преемственности (знания/писаний).‘‘
Примечание:
В связи с данной пятеричной схемой, M. Dyczkowski в своей книге ‘‘The canon of Saivagama and the Kubjika Tantras of the Western Kaula tradition‘‘ (Varanasi, 1989, p. 31), ссылаясь на Камика-агаму (= Камика-махатантру), привел следующую таблицу соответствий:
,,Таблица 2: трактаты и писания, сказанные ликами Садашивы.
Направление/сторона света - Лик - Karaṇeśvara <*> - śāstra <**>
Запад - Sadyojāta - Brahmā - Laukika
Север - Vāmadeva - Viṣṇu - Vaidika
Юг - Aghora - Rudra - ādhyātmika
Восток - Tatpuruṣa - īśvara - Atimārga
Верхнее/верхняя - īśāna - Sadāśiva - Mantratantra ''
<* - Владыка, способствующий созданию/написанию шастр/тантр (учений/писаний/трактатов).
** - писание/учение.
Затем Ишана лик, принимая опять пятиликую форму, поведал пять видов писаний мантратантры:
Камика-махатантра/- агама, Пурва-бхага (Iя часть), гл. Тантра-аватара, 17b -19:
laukikaṁ vaidikaṁ caiva tathādhyātmikameva ca /17b
atimārgaṁ ca mantrākhyaṁ tantrametadanekadhā /
sadyovāmamahāghorapuruṣeśānamūrtayaḥ //18//
pratyekaṁ pañcavaktrāssyustairuktaṁ laukikādikam /
pañcaviṁśatibhedena srotobhedaḥ prakīrtitaḥ //19//
,,Это учение/писание (тантра) <распространено> в виде (пяти) разных (потоков/линий преемственности): лаукика (,,мирскoе‘‘), вайдика (,,ведическoе‘‘), адхйатмика (,,духовное/относящееся к Духу‘‘), атимарга (,,высший/превосходящий путь‘‘), мантра(-марга/-тантра) (,,путь мантр/ учение/писание о мантрах‘‘). (Существуют) образы/формы (Шивы) Садйо(джата), Вама(дэва), Махаагхора, (Тат)пуруша и Ишана. Каждый из этих (пяти образов) стал пятиликим/имеет пять ликов и этими (пятью образами Шивы, у каждого из которых по пять ликов,) были произнесены/рассказаны лаукика и другие (учения/писания). (Так), с разделением (пятиликого образа Шивы) на 25 (ликов), появилось разнообразие потоков/линий преемственности (знания/писаний).‘‘
Примечание:
В связи с данной пятеричной схемой, M. Dyczkowski в своей книге ‘‘The canon of Saivagama and the Kubjika Tantras of the Western Kaula tradition‘‘ (Varanasi, 1989, p. 31), ссылаясь на Камика-агаму (= Камика-махатантру), привел следующую таблицу соответствий:
,,Таблица 2: трактаты и писания, сказанные ликами Садашивы.
Направление/сторона света - Лик - Karaṇeśvara <*> - śāstra <**>
Запад - Sadyojāta - Brahmā - Laukika
Север - Vāmadeva - Viṣṇu - Vaidika
Юг - Aghora - Rudra - ādhyātmika
Восток - Tatpuruṣa - īśvara - Atimārga
Верхнее/верхняя - īśāna - Sadāśiva - Mantratantra ''
<* - Владыка, способствующий созданию/написанию шастр/тантр (учений/писаний/трактатов).
** - писание/учение.
Затем Ишана лик, принимая опять пятиликую форму, поведал пять видов писаний мантратантры:
| 
лик | 
направление | 
шастра | 
шастра 5и ликов Ишаны | 
| 
Sadyojāta | 
запад | 
Laukika | 
Bhūta | 
| 
Vāmadeva | 
север | 
Vaidika | 
Vāma | 
| 
Aghora | 
юг | 
Ādhyātmika | 
Bhairava | 
| 
Tatpuruṣa | 
восток | 
Atimārga | 
Gāruda | 
| 
Īśāna | 
верх | 
Mantratantra | 
Siddhānta | 
Третий способ
деления Шайва писаний не включающие в себя Шайвасиддханда агамы, а посвященные
культу Бхайравы, известны под общим названием Mantrapīṭha (Место для
мантр, или корпус мантра-текстов) со Сваччханда тантрой во главе, которая
посвящена культу Сваччханда Бхайравы и его супруге Агхорешвари. Другое
направление в той же системе деления тантрических направлений так же имеет
отношение к культу Бхайравы – Vidyāpīṭha (место для богинь знания, или корпус Видьйа текстов) – с Jayadrathayāmala (или
Śiraścheda) во главе. В эту же группу приписываются и ямяля тантры
(Брахмайамала). Эти две питхи так же называются правой и левой (dakṣina, vāma) по принципу женкое и мужское направления, так как мантрапитха – это тексты
пропогандирующие мужские мантры, а видьйапитха пропагандирует женские мантры.
Этот способ деления следует отличать от деления на сроты или потоки,
описанные выше, так как там правое и левое деления связаны все таки с правым
или южным (Агхора = Бхайрава) и левым или северным (Вамадева) ликами Садашивы. [1]
Другие две питхи, входящие в эту систему – мандалапитха и мудрапитха
– не включают в себя Бхайрава тантры.
Любая из описанных классификаций содержит группу текстов
или традиций, связанных с почитанием Бхайравы, как отдельное направление. Традиционно
количество Бхайрава тантр названо 8×8=64. Сокральность этого числа восходит,
видимо к 64м йогини, супругами которых являлись Бхайравы, занимающие
второстепенное положение (как в Тантрасадбхава). В раннем корпусе сиддханта
литературы, Нихшваса санхита приводится список 64 Бхайрава тантр. Винашикха
антра которая говорит, что в тантре существует 64 направления. Это количество
тантрических писаний стало вполне распространенным и каноническим. Брахмайамала
говорит о существовании 64 тантр. Джаядратхайамала тоже включает их в свою
систему классификации. Этот список из 64 обычно группируется в 8 серий,
связанных с определенными Бхайравами -Бхайраваштака. В Нихшваса самхите (≈ 6
в.н.э.) мы находим классификации тантр на 8 Бхайрав, 8 Bahūrupa, 8 Ямал. Брахмайамала
говорит о классификайии 8 раз по 8. Более поздний текст Srīkaṇthīyasaṁhitā тоже разбивает
тексты на 8 групп согласно 8 Бхайравам, 8 Ямал (Брахмайамала и т.д.), 8 матерей
(Рактамата и т.д.), 8 Матангала (Бхайрави и т.д.), 8 чакр, 8 Бахуруупа,
Ваагииши и Шикха. Эти классификации текстов действительно очень близки к
реальности. Мы действительно имеем тексты с названиями, оканчивающимися на
ямаля, мата, матанга, бахурупа, шикха. 
Интересно, что
когда дело доходит до конкретного списка текстов, он весьма варьируется от
писания к писанию. Некоторые названия текстов не удалось обнаружить в других
списках, а некоторые знаменитые тантры, как Куларнава или Нетра не вошли ни в
один из известных списков. Очевидно, что количество 64 недостаточно, чтобы
охватить все тексты. Более того, тексты не включенные в список появились возможо
позже, после составления того или иного списка.
Так или иначе, но
традиционная классификация тантрических писаний поклонения Бхайраве связана в
восмиричной схемой и 8ю Бхайравами. Хотя Бхайрава тантры и включены в более
широкие схемы, они выделяются как самостоятельная, хорошо сформировавшаяся
группа, со своим собственным способом делений. Долее того, эти деления и списки
восьми Бхайрав очень похожи и повторяются из текста в текст. 
Вот списки основных
8и Бхайрав в ŚKS, BY,
JY и первые 8
Бхайрав в списке из 64 Бхайраватантр в PLSS:
| 
PLSS | 
ŚKS | 
BY | 
JY | 
| 
Svacchanda | 
Svacchanda | 
Svacchanda | 
Svacchanda | 
| 
Caṇḍa | 
Bhairava | 
Caṇḍa | 
Krodha | 
| 
Krodha | 
Caṇḍa | 
Krodha | 
Unmatta | 
| 
Unmatta | 
Krodha | 
Unmatta | 
Ugra | 
| 
Asitāṅga | 
Unmatta | 
Asita | 
Kapālī | 
| 
Ruru | 
Asitāṅga | 
Ruru | 
Jhaṅkāra | 
| 
Kapālīśa | 
Mahocchuṣma | 
Jhaṅkāra | 
Śekhara | 
| 
Samuccaya | 
Kapālīśa | 
Kapālīśa | 
Vijaya | 
Pratiṣṭhalakṣanasārasamuccaya
(PLSS) Srīkaṇthīyasaṁhitā (ŚKS)
Brahmayamala (BY) Jayadrathajamala
(JY)
64 Бхайрава тантры из канона Джаядратхайамалы:
| 
Учитель | 
тантра | 
группа | 
соответствующая тантра в ŚKS | 
| 
Durvāsa  | 
Svacchanda  | 
1.     
  Bhairava | 
Svacchanda | 
| 
Sanaka  | 
Caṇḍa | 
Bhairava | |
| 
Viṣṇu  | 
Krodha | 
Caṇḍa | |
| 
Kapila  | 
Unmatta | 
Krodha | |
| 
Kasyapa  | 
Asita | 
Unmatta | |
| 
Kuru  | 
Ruru | 
Asitāṅga | |
| 
Samvartta  | 
Jhaṅkāra | 
Mahocchuṣma | |
| 
Śaṅkhapāla  | 
Kapālīśa | 
Kapālīśa | |
| 
Bhṛgu  | 
Brahma | 
2.     
  Yāmala | 
Brahma | 
| 
Cetas  | 
Rudra | 
Viṣṇu | |
| 
Nidhisa  | 
Viṣṇu | 
Svacchanda | |
| 
Viśvāmitra  | 
Skanda | 
Ruru | |
| 
Gautama  | 
Gautamīyā | 
X XX X | |
| 
Gālava  | 
Atharva | 
Ātharvana | |
| 
Yajnavalkya  | 
Vetāla | 
Rudra | |
| 
Vibhāṇḍa  | 
Ruru | 
Vetāla | |
| 
Kurcāla  | 
Raktā | 
3.      Mata | 
Rakta | 
| 
Krandana  | 
Peṭikā  | 
Lampaṭa | |
| 
Kaṅka | 
Bhāruṇḍīi | 
Lakṣmīmata | |
| 
Kekara  | 
Īḍā (Huha) | 
Mata | |
| 
Kānana  | 
Piṅgalā | 
Cālikā | |
| 
Kṣamī  | 
Nīlakeśī | 
Piṅgala | |
| 
Koṭarākṣa  | 
Śambarā | 
Utphullaka | |
| 
Samvartta  | 
Uiphullā | 
Viśvādya | |
| 
Bindu  | 
Bhairavamaṅgald | 
4.      Maṅgala | 
Picubhairavī | 
| 
Sabindu  | 
Candragarbhā | 
Tantrabhairavī | |
| 
Śatātapa | 
Śāntimaṅgalā | 
Tata  | |
| 
Parāśara  | 
Sumaṅgalā (= Brahmā + Rudra) | 
Brahmikala | |
| 
Āpastamba  | 
Sarvamaṅgalā | 
Vijayā | |
| 
Ambubhuk | 
Vijayamaṅgalā | 
Candrā | |
| 
Vyāsa | 
Viśvāmbā (=Ugramaṅgalā) | 
Maṅgalā | |
| 
Kātyāyana | 
Adbhavāmaṅgalā | 
Srvamaṅgalā | |
| 
Ulūka  | 
Svara | 
5.      Cakra | 
Mantra | 
| 
Sthūlanāḍī  | 
Varṇa | 
Varṇa | |
| 
Haṁsa  | 
Nāḍī | 
Śakti | |
| 
Haṁsarava  | 
Guhya | 
Kalā | |
| 
Śuka  | 
Kāla | 
Bindu | |
| 
Manu  | 
Saura | 
Nāda | |
| 
Pīta  | 
Vāhneya | 
Guhya | |
| 
Akṣaka | 
Somaja | 
Kha | |
| 
Vaśiṣṭha  | 
Śaukrī | 
6.      Śikhā | 
Bharavavīśikhā | 
| 
Dakṣaśukra  | 
Maṇḍā | 
Vīṇā | |
| 
Kanaka  | 
Mahocchuṣmā | 
Vīṇāmaṇi | |
| 
Kokila  | 
Bhairavī | 
Sammohana | |
| 
Śuka  | 
Śambarī | 
Ḍāmara | |
| 
Viśvabhuk | 
Prapañśakī | 
Atharvaka | |
| 
Kaśyapa  | 
Mātṛbhedī | 
Kabandha | |
| 
Śveta | 
Rudrakālī | 
Śiraścheda | |
| 
Bṛhaspati | 
Andhakī | 
7.      Bahurūpa | 
Andhaka | 
| 
Yamoghaṇṭa | 
Rurubhedā | 
Rurubheda | |
| 
Kaṅkara | 
Śaṅkhā | 
Aja | |
| 
Śyāmaka | 
Śūlīnī | 
Mūla | |
| 
Śikhī | 
Karṇāmotī | 
Varṇabhaṇṭa | |
| 
Karṇa | 
Ṭāṅkī | 
Viḍaṅga | |
| 
Jatā | 
Jvālinī | 
Mātṛrodhana | |
| 
Adhīśa | 
Mātṛrodhanī | 
Jvalin | |
| 
Haṁsa | 
Siddhā | 
      8.  Vāgīśa | 
Bhairavī | 
| 
Soma | 
Citrā | 
Citrikā | |
| 
Anuloma | 
Hṛllekhā | 
Haṁsā | |
| 
Viloma Lomaka | 
Bhairavī Kadambikā | 
Kadambikā Hṛlekhā | |
| 
Śata | 
Haṁsinī | 
Candalekhā | |
| 
Jaṭa | 
Haṁsamālā | 
Vidyullekhā | |
| 
Vālmīka | 
Candrakoṭī | 
Vidyutmat | 
Источник: Марк Дичковский, The Canon of the
Saivagama..SUNNY press.

 
 
 
Comments
Post a Comment