Поклонение Сарасвати в Пуранах.




В Маркандея Пуране ритуал, посвященный Сарасвати как богине речи,  нацелен прежде всего на избавление от немоты вызванной проклятием (72.22 - 25). Сам ритуал не описывается, а предписывается только рецитация гимна посвящённого величию богини Сарасвати. Об исполнении этого ритуала попросила сведущего брамина женщина, которая хотела помочь своему другу, онемевшeму из-за проклятия. Как и в брахманах, Сарасвати в пуранах является богиней речи. За устранением препятствия говорения обращаются к Сарасвати и она устраняет немоту не потому, что проводится специальный для этого ритуал, а потому, что в данном случае женщина специально об этом попросила. Брамин просто почитает Сарасвати стандартным способом. Иными словами, способность к говорению здесь является целью, которая не присутствует специально в ритуале, но просьба об этом, адресованная именно к богине Сарасвати, может быть удовлетворена.

В длительном ритуале, описанном в Матсья Пуране, Сарасвати просят о целом ряде других услуг связанных с речью и не только, включая сладкоречие (мадхура бхарати), мирской успех, хороший ум (мати), достижения в науках, прочность семейных уз, дружелюбие, длительную жизнь. Эта пурана описывает специальные обеты (врата), которые следует исполнять ради достижения вышеприведенных целей. В определенный день следует накормить браминов и подарить им белые одежды. Мурти Сарасвати почитают с подношениями сладкой еды, белых гирлянд и белых одежд. В этом тексте описывается уже традиционный, знакомый образ Сарасвати: четырех-рукая форма которая держит вину, чётки, кувшин с водой и книгу. Тот, кто проводит ритуал, должен соблюдать молчание а затем совершить подношение Брахмавасини дважды, на пятый день как темной так и светлой половины Луны. Подношение состоит из белого риса, чаши топлёного масла, а также молока и золота со словами "Да будет Гаятри удовлетворена!" Обет молчания на рассвете, закате, в полдень и в полночь должен соблюдаться каждый день  в течении трех месяцев. Затем поклоняющийся должен накормить святого и предложить ему разные дары, а также совершить поклонение учителю. Тот, кто совершает подношения Сарасвати, становится ученым и богатым, его голос становится мелодичным и приятным и он достигает реализации Брахмана. Даже женщина обретет все желаемые плоды поклонением Сарасвати.


По сути, поклонение Сарасвати, хотя и обещает все необходимые жизненные приобретение и успех, прежде всего направлена на обретение сладкоречия. Специфическими из плодов поклонения Сарасвати среди приведённых достижений можно назвать также ум (мати) и ученость. Так в Матсья Пуране Сарасвати является богиней которая выполняет, помимо общих пожеланий счастливой жизни, ещё и специфические желания, относящиеся к речи и учености. Речь и ученость - это ее особые отличительные области.



Иконографически эта богиня изображается в пуранах с четырьмя руками, в одной из которых она держит книгу (пустака). В Вишнудхармоттара пуране сказано, что четыре руки представляют собой четыре веды, а книга в руке представляет собой все писания (шастра). В другой своей руке она держит четки, сделанные из древесины  Terminalia bellerica (вибхидака). В Вишнудхармоттара пуране они символизируют собой время (каала)(3.64.3). Музыкальный инструмент вина является основным отличительным атрибутом этой богини. Этот инструмент символизирует собой звук и связан прежде всего с Ваач, речью, и Брахмой. Кроме того, этот инструмент ассоциируется с небесными музыкантами и певцами гандхарвами. Самая ранняя ассоциация Сарасвати с этим инструментом встречается в Ваю пуране (72. 46). Там она сама сравнивается с величественно звучащей виной. В Вишнудхармоттара пуране считается, что вина символизирует достижения (сиддхи), так как игра на вине требует долгого обучения, таланта и мастерства. Последний же атрибут, кувшин с водой, ассоциируется с напитком бессмертия (амрита), который богиня держит в руках. В Вишнудхармоттаре указывается, что это нектар бессмертия, полученный как эссенция или "выжимка" из всех писаний.

По материалам Катерины Людвик, 2007

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Насилие и секс в тантре.

Садашива

Капалики. (статья Юдит Терсек)