Виды мантр по их конечным словам:
В зависимости от слова, восклицания, на которое оканчивается мантра, мантры делятся на ДЖААТИ, шесть групп (Тантрикабхидханакоша, том 2, стр. 268). Деление присутствует в основном в разных Шайва (Шайва-сиддханта, Веданта, Бхайрава-тантры) и в тантрической Вайшнава традиции Пааньчараатра.
Шайва тексты: Паратримшика 6.36, Кирана-агама 16.41-42, Мригендра-агама, кальпа 1.7, Сваччханда-тантра 1. 71 c-72, Пурвакамика-агама 2.1 5-167 и 4.173, Шайва-агама-парибхаша-маньджари 6.21 и Пааньчараатра: Джаякхьясамхита 7.43; Парамашварасамхита 24.18; Нарадиясамхита 5.l 00ab.
1) नमः namaḥ - мантра поклонения и повторения имен богов.
•नमस्
namas
- ср. род – नम-भावे
असुन्
-
аффикс
asun
в
смысле «состояние поклона» - поклон, поклонение, приветствие, почитание…
Безмятежное и спокойное состояние антахкары, полное принятие и умиротворение божества мантры.
2) स्वाहा svāhā - мантра подношений богам, особенно подношений в огонь
•स्वाहा
спорной
деривации (=
सु
+
आ + √
ह्वे
U1+ डा)
svāhā
= su +
ā + глагольная
основа/дхату
hve 1-го
класса + ḍā
окончание женского рода - неизменяемое слово,
образованное
от слова ж. рода – весьма/хорошо призываемый, восхваляемый… или
= su
(хорошо)
+ āha
(необычная
форма 3 лицо ед. число от - √ah
- говорить
или,
как считают индийские пандиты,
от √bru
- говорить)
+ ḍā – та, что хорошо сказала –
богиня истинных высказываний – Истинно сказано / Да будет так!
3) वौषट् vauṣaṭ - мантра увеличения блага, благословение
4) हुँ huṁ - мантра очищения / устранения препятствий, уничтожения вредных влияний, нечистоты.
Мантра героев, пугающая врагов. Эта мантра действует как метла, сменающая помехи на пути, в то время как ПХАТ мантра действует ка меч, уничтозает эти помехи.
5) वषट् vaṣaṭ - мантра роста чистоты
6) फट् phaṭ - мантра проклинающая, устраняющая помехи, вредный существ, боевая мантра
(по мотивам Тантралока, Абхинавагупта 30.43-45)
Кроме того еще бывает:
स्वधा - мантра обретения самоуверенности, укрепление себя
Кроме того еще бывает:
स्वधा - мантра обретения самоуверенности, укрепление себя
Употребление этих мантр наблюдается в самых ранних тантрах. Например в ранней Брахмаямала тантре 2. в мантре yogeśī :
praṇavādi namaskāraṃ vidyā saṃyojayan tataḥ || 11 ||
eṣa te prathamā proktā kroṣṭrukī ca mahodayā |
svāhākārā trayaṃ vakṣya dvitīyā yoginī smṛtā || 12 ||
huṃkāreṇa tṛtīyāntu vauṣaṭkāra caturthakā |
pañcamī ca va ṣaṭkāraṇa [kh: ṣaṭkāreṇa] huṃkāraṣaṣṭikā bhavat || 13 ||
ṣaṣṭyāsinya [kh: ṣaṭyoginyaḥ] samākhyātā adyāsmārdha viniśṛtāḥ |
Комментарии
Отправить комментарий