Загадка отсечённой головы.



Загадки в писаниях призваны поведать  истину в последней инстанции, привести к пониманию богов, космоса и положения человека в нем. Это «работа» «вдохновенного поэта» (vipra), которому пришлось «вылепить» (taks) «новые стихи» об этих истинах (см. Geldner, HOS 36, p. 191 sv Neuheit, и RV 3 • 31 • 19> I0.23.6). Они сформулированы таким образом, что часто остаются без ответа загадочными и туманными, как показывает сам RV 7 * 87.4: «Тот, кто знает путь, должен говорить (тайные 21 имена коровы, то есть стихи), в форме загадкок, если он хочет стать  поэтом вдохновляющим будущие поколения». 

Известно, что в мировоззрении ведического поэта только одна четверть речи была известна обычным людям и использовалась в повседневной речи: три четверти речи остаются скрытыми или тайными (RV 1.164 * 45) * Вечные истины либо излагаются в поэтической форме (brahman, marmani RV 7 * 61.2), включающие «тайные» слова, или они могут быть просто составлены в форме шарад. В контексте ритуала загадка отрубленной головы жертвы была одним из самых важных вопросов к браминам, на которые требовались постоянно новые ответы. Ведическое жертвоприношение человека, коня, быка, барана или козла могло проишодить путем отсекания жертве головы. В более поздний период, когда стали преобладать идеи ахимсы, голова все еше требовалась для жертвоприношения, будь то уже умершего, или просто слепленная из муки.  

Со временем интерпретации головоотсечения оказались организованы в целые ряды отождествлений между элементами макрокосма, микрокосма и элементами жертвоприношения (яджьня), что, в свою очередь, привело к постоянно увеличивающимся спискам ассоциаций, или к все более сложным, упорядоченным структурам, таким как круги и рамки параллельных понятий и все это можно найти в Яджурведа-самхитах и ​​брахманах. В конечном итоге была создана огромная паутина космических и микрокосмических взаимосвязей. Эти связи и параллели все больше отражались в литературе и становились все более открытой системой и постоянно подвергалась сомнению, проверке и совершенствованию в ученых дебатах, а также в дружеских беседах с браминами (и кшатриями). В конце концов, ассоциативная сеть  стала одновременно основой и моделью для постведических, еще более формализованных дискуссий.

Точно як же и обезглавливание и смерть стали глубоко метафоричными и символичными, очень далеки от буквальных явлений. Так отвечая на вопрос "что такое отрубание головы?" все ведические ответы имеют дело со знанием, которое в той или иной степени является «секретным»; это может быть известно только великому человеку, учителю, который не поделится им просто так, даже когда его спросят; или ответ известен отдельному кругу специалистов по ритуалу, которые не поделятся своими эзотерическими знаниями с конкурирующими группами.

Неправомерная передача тайного знания о символизме и параллелях между макро, микро и ритуалом удивительным образом ведет к смерти. Таков случай описаный в Шатапатабрахмане 13 * 6.1.23, где незнание истинной природы божественных садов приводит к смерти человека, вошедшего в них невольно. Наконец, неправильно прведенный ритуал Ашвамедхи автоматически приводит к взрыву головы (или, по крайней мере, к ограблению кшатриев, принимающих участие в ритуале, ВадхБ 3-79, стр.* 186). В таких обстоятельствах даже непреднамеренно неправильное действие или вопрос ничего не подозревающего о наличии тайны человека автоматически приводит к его смерти. Так ритуально подготовленная и совершенная жрецом смерть трансформируется в автоматическую, в возмездие за нарушение правил. 

Но и такой подход претерпавает гуманизацию и смягчается. Например в традиции Хуан Тсанг и Дхармакирти:

Если один ответит неправильно или другой неправильно спросит, то он погибнет, или же между ними возникнет ненависть. 
adharmena ca yaḥ prāha yaś cādharmena pvcchati 
tayor anyataraḥ pvaiti vidveṣaṁ vādhigacchati


Мотивы снесенных голов так или иначе распространены во множестве форм индуизма, от Вед, Брахман и Упанишад до  Махабхараты и Рамаяны до многообразия мотивов отрубленных и гопнувших голов в тантрах.
  1. Голова лопается от знаний
  2. Голова лопается от попытки решить неразрешимую загадку
  3. Голова лопнет/ее отрубят как наказание 
    1. за нарушение правил. Шива /Бхаирава отрубает пятую голову Брахмы; 
      1. за противостояние авторитету. Шива отрубает голову Ганеше
      2. как месть. Шива/Вирабхадра отрубает голову Дакши - отца жены Шивы, Сати 
    2. за отсутствие ответа на вопрос:  Ветал обещает царю Викраму, что если Викрам не ответит, то его голова лопнет в 25катха
    3. за не верный ответ на вопрос
    4. за чрезмерное вопрошание (Brhadaranyaka Upanisad (Kanva version 3-1-9))
    5. за передачу знания недостойному
    6. за пользвание запрещенным знанием
  4. Череп лопается у макушки и душа выходит в открывшееся отверстие во время сжигания трупа на погребальном костре
  5. отрубамие головы в качестве подношения. Равана , царь ракшасов отрубает 9 из 10и своих голов как подношение Шиве
  6. Голову теряют в результате проклятия. Джаядратхе Арджуна сносит голову стрелой, она падает на подол отца  Джаядратхи и  голова отца лопается на сотни кусочков согласно проклятию
  7. Отрубленная голова как атрибут. Кали и другие гневные формы божеств носят гирлянды из черепов и держат отрубленную голову как атрибут; Чхиннамаста держит свою собственную отрубленную голову.
Богиня Кали часто изображается  с высунутым языком. Существует много интерпретаций почему так происходит, но ни одно из из мифологических объяснений не включает физиологический аспект этого явления. А именно язык сам по себе вываливается у отрубленной головы а также у повешенных. Отрубание головы - это весьма частотный способ принесение в жертву животного. Вываленный язык ассоциируется с жертвенным животным или человеком. Кали вроде бы как принимает эти жертвы. В процессе переинтерпретации, который весьма частотный в мифологии, когда плюс становится минусом и минус становится плюсом, происходят интересные метаморфозы. В данном случае жертва, ее  характерная черта, становится характерным признаком принимающего жертву. Итак, вываленный язык символизирует то, что богиня принимает жертвы убитые путем отсечение головы или путем повешения. 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Насилие и секс в тантре.

Садашива

Капалики. (статья Юдит Терсек)