Загадка отсечённой головы.
Загадки в писаниях призваны поведать истину в последней инстанции, привести к пониманию богов, космоса и положения человека в нем. Это «работа» «вдохновенного поэта» (vipra), которому пришлось «вылепить» (taks) «новые стихи» об этих истинах (см. Geldner, HOS 36, p. 191 sv Neuheit, и RV 3 • 31 • 19> I0.23.6). Они сформулированы таким образом, что часто остаются без ответа загадочными и туманными, как показывает сам RV 7 * 87.4: «Тот, кто знает путь, должен говорить (тайные 21 имена коровы, то есть стихи), в форме загадкок, если он хочет стать поэтом вдохновляющим будущие поколения».
Известно, что в мировоззрении ведического поэта только одна четверть речи была известна обычным людям и использовалась в повседневной речи: три четверти речи остаются скрытыми или тайными (RV 1.164 * 45) * Вечные истины либо излагаются в поэтической форме (brahman, marmani RV 7 * 61.2), включающие «тайные» слова, или они могут быть просто составлены в форме шарад. В контексте ритуала загадка отрубленной головы жертвы была одним из самых важных вопросов к браминам, на которые требовались постоянно новые ответы. Ведическое жертвоприношение человека, коня, быка, барана или козла могло проишодить путем отсекания жертве головы. В более поздний период, когда стали преобладать идеи ахимсы, голова все еше требовалась для жертвоприношения, будь то уже умершего, или просто слепленная из муки.
Точно як же и обезглавливание и смерть стали глубоко метафоричными и символичными, очень далеки от буквальных явлений. Так отвечая на вопрос "что такое отрубание головы?" все ведические ответы имеют дело со знанием, которое в той или иной степени является «секретным»; это может быть известно только великому человеку, учителю, который не поделится им просто так, даже когда его спросят; или ответ известен отдельному кругу специалистов по ритуалу, которые не поделятся своими эзотерическими знаниями с конкурирующими группами.
Неправомерная передача тайного знания о символизме и параллелях между макро, микро и ритуалом удивительным образом ведет к смерти. Таков случай описаный в Шатапатабрахмане 13 * 6.1.23, где незнание истинной природы божественных садов приводит к смерти человека, вошедшего в них невольно. Наконец, неправильно прведенный ритуал Ашвамедхи автоматически приводит к взрыву головы (или, по крайней мере, к ограблению кшатриев, принимающих участие в ритуале, ВадхБ 3-79, стр.* 186). В таких обстоятельствах даже непреднамеренно неправильное действие или вопрос ничего не подозревающего о наличии тайны человека автоматически приводит к его смерти. Так ритуально подготовленная и совершенная жрецом смерть трансформируется в автоматическую, в возмездие за нарушение правил.
Но и такой подход претерпавает гуманизацию и смягчается. Например в традиции Хуан Тсанг и Дхармакирти:
adharmena ca yaḥ prāha yaś cādharmena pvcchati
tayor anyataraḥ pvaiti vidveṣaṁ vādhigacchati
Мотивы снесенных голов так или иначе распространены во множестве форм индуизма, от Вед, Брахман и Упанишад до Махабхараты и Рамаяны до многообразия мотивов отрубленных и гопнувших голов в тантрах.
- Голова лопается от знаний
- Голова лопается от попытки решить неразрешимую загадку
- Голова лопнет/ее отрубят как наказание
- за нарушение правил. Шива /Бхаирава отрубает пятую голову Брахмы;
- за противостояние авторитету. Шива отрубает голову Ганеше
- как месть. Шива/Вирабхадра отрубает голову Дакши - отца жены Шивы, Сати
- за отсутствие ответа на вопрос: Ветал обещает царю Викраму, что если Викрам не ответит, то его голова лопнет в 25катха
- за не верный ответ на вопрос
- за чрезмерное вопрошание (Brhadaranyaka Upanisad (Kanva version 3-1-9))
- за передачу знания недостойному
- за пользвание запрещенным знанием
- Череп лопается у макушки и душа выходит в открывшееся отверстие во время сжигания трупа на погребальном костре
- отрубамие головы в качестве подношения. Равана , царь ракшасов отрубает 9 из 10и своих голов как подношение Шиве
- Голову теряют в результате проклятия. Джаядратхе Арджуна сносит голову стрелой, она падает на подол отца Джаядратхи и голова отца лопается на сотни кусочков согласно проклятию
- Отрубленная голова как атрибут. Кали и другие гневные формы божеств носят гирлянды из черепов и держат отрубленную голову как атрибут; Чхиннамаста держит свою собственную отрубленную голову.
Богиня Кали часто изображается с высунутым языком. Существует много интерпретаций почему так происходит, но ни одно из из мифологических объяснений не включает физиологический аспект этого явления. А именно язык сам по себе вываливается у отрубленной головы а также у повешенных. Отрубание головы - это весьма частотный способ принесение в жертву животного. Вываленный язык ассоциируется с жертвенным животным или человеком. Кали вроде бы как принимает эти жертвы. В процессе переинтерпретации, который весьма частотный в мифологии, когда плюс становится минусом и минус становится плюсом, происходят интересные метаморфозы. В данном случае жертва, ее характерная черта, становится характерным признаком принимающего жертву. Итак, вываленный язык символизирует то, что богиня принимает жертвы убитые путем отсечение головы или путем повешения.
Комментарии
Отправить комментарий