Шакти



Слово 'Шакти' означает 'силу или энергию', тем самым олицетворяя сознание, которое едино и целостно. Это божественная мать, пронизывающая и контролирующая весь вселенную. Это то, что присутствует в каждом живом организме, связывая его с 'spiritus mundi' или духом мира. Шакти - это опыт и факт, составляющий жизнеобеспечивающую сущность вселенной. Она - многие и одна, которая присутствует внутри поклоняющегося и поклоняемого. Этимологическое происхождение Шакти исходит из двух частей 'шак' и 'ти'. Санскритское слово Шакти можно перевести как 'сила' или 'энергия'. Оно происходит от глагольного корня 'шак', что означает 'быть способным', 'делать', 'действовать'. Суффикс -ти часто используется для образования абстрактных существительных женского рода, указывающих на качества или абстрактные понятия. Шакти – та которая имеет силу или способна действовать. Эта сила проявляется во всех явлениях жизни. Она является силой, ответственной за рост растений, животных и людей. Она отвечает за движение всего. Планеты вращаются вокруг солнца благодаря Шакти. Это Шакти заставляет ветры дуть и океаны кипеть. Шакти проявляется как способность всех сил природы к действию. Она - жар огня, блеск солнца, сама жизненная сила всех живых существ. У людей она проявляется как сила интеллекта (будди), сострадания (дая) и божественной любви (бхакти), среди многих других её функций.

Это сила Шакти, которая '...удерживает богов на их местах, делает мужчину сильным или превращает человека в мудреца'. Без присутствия Шакти вся творческая деятельность была бы бессильной. Она - Все-Сущее, жизнеобеспечивающий создатель мира, который формирует время и существование человечества. Она - великая богиня индуизма, которая управляет несколькими сферами мышления, действия и выражения. Её призывают индуистские женщины, прося об увеличении фертильности, богатства и продления жизни их супругов. Согласно Клаусу Клостермайеру, '...бездетные женщины молят её о зачатии. Во время эпидемий к богине обращаются с просьбой о здоровье и облегчении. Шакти всегда была живой силой на протяжении долгой истории индуизма' . Фигура богини появляется несколько раз в Ригведе, где она также известна под несколькими именами, такими как Ушас (богиня рассвета), Сарасвати (богиня мудрости), Адити (богиня без перерождения) и другими 40 именами. Она широко известна как женский принцип и известна как Деви. Она упоминается и почитается в различных писаниях, включая Рамаяну, где она должна быть почитаема и поклоняема, а в Махабхарате составлены две гимны в её честь. В каждом литературном произведении, связанном с индуистской религией, удивительно найти хотя бы одно упоминание о богине как о божественном женском начале. Различные школы индийской философии определяли Шакти по-разному, как школа Шанкары, которая воспринимала её как причину и следствие определённого события, в то время как Мимамсакхи видели в ней врождённую сущность всего в мире. Однако именно Самкхья определили 'Шакти' как идеально гармоничную форму мужского и женского. Согласно этому, до воплощения жизни существовали материя (пракрити) и дух (пуруша). Первое неподвижно, неизменно и чисто по природе. Оно порождает природу во всех её разнообразных формах. В то время как второе порождает живые и неживые вещи, именно первое наполняет их жизнью. Как прямой результат развития этого первоначального материального вещества возникает вселенная со всем её разнообразием имен и форм.

Пракрити изначально пассивна, неподвижна и является чистой потенциальностью по своей природе. Она начинает раскрываться в своих многообразиях только после контакта с кинетическим Пурушей. Вселенная со всем ее разнообразием и множественностью остается равной в божественной воле как концепция до проявления. Она проявляется в ходе основной эволюции, начатой под влиянием творческой воли Божественной Матери. Вселенская Мать в Ее абсолютном Я не подвержена изменчивости, изменению или делению. Кроме того, даже среди индуистских богов их женская природа находится в их спутниках. Без них считается, что не существует Кришны без Радхи и Шивы без Шакти. Последняя также не может существовать в вакууме, так что это энергия дополняющего бога, которая проявляется в ней. Концепция 'Ардханаришвары', представления бога как полумужчины и полуженщины, несколько схожа с юнгианскими анимой и анимусом как женским сознанием в мужской психике и мужским сознанием в женской психике. Как говорится, отношения, существующие между богами и богинями в индуизме, являются одними из обладателя власти (шактиман, мужской принцип) и самой власти (Шакти, женский принцип).



Каждый из них бессмыслен без существования другого. В то время как обладатель власти является руководящей силой по направлению и цели власти, сама власть предоставляет способность выполнять любую задачу. Чтобы использовать простой пример, мы можем сказать, что дева - это компьютер, в то время как деви - это электричество, которое делает возможной работу компьютера. Шактиман - это принцип, который дает руководство и направление власти. Шакти - это жизненная, животворящая сила бога, а также воплощение его конкретной силы. Также существует другой миф о творении, сосредоточенный на Кришне и Радхе как вечной паре, от которой рождается вся вселенная. Согласно этому мифу, Кришна, единственный творец, сопровождается Радхой, которая также является его женским принципом. Из их супружеской игры рождается яйцо, из которого зарождается вся остальная творческая деятельность. «Творение, таким образом, изображается в Деви Бхагавата Пуране как происходящее от Кришны через Радху. Женское, Шакти, показано как крайне важное и незаменимое в процессе творения. Этот факт очень ясно демонстрирует взаимозависимость, в которой бог и богиня держат друг друга».



Отношение между богом и богиней в индуизме - это отношение обладателя и самой силы. Первое относится к Шактиману, а второе означает Шакти, энергию или жизненную силу. Такое же соотношение существует у каждого бога, где вторая половина приносит им силу. Без Винайаки не существует Винайака, так же как сила Индры происходит от Индрайани. Первое - это существительное, в то время как второе - глагол. Гендер используется для подчеркивания транзакционных отношений между 'ощущающим субъектом' и 'бездушным инструментом'. Сознающее существо ищет богатство, власть и знание. Сознающее существо может быть богатым, могущественным и образованным. Но богатство, власть и знание не могут сами создавать себя, не могут поддерживать или уничтожать себя. На очень философском и метафизическом уровне это гендерно-нейтральные идеи, которые передаются через гендерные формы. К сожалению, форма овладевает нашим умом, и мы начинаем верить, что действие 'есть' мужское и что пассивный объект 'есть' женский. Поэтому мы полагаем, что истории о Лакшми - это истории о женщинах, а истории о Шиве - истории о мужчинах, что не является тем, что передают Пураны. То, что они передают, это следующее: боги внутри нас, богини - это то, что мы ищем, потребляем и обладаем. Боги помогают нам; богини поддерживают нас. Боги активируют нас; богиня - это то, что мы видим (Шакти или Шактиман). Эта двойственность, дева и деви, тело и потенция существует на различных уровнях вселенной. Если это правда, то тело мужское, в то время как психика или сознание следуют женскому принципу. Соединение двух - это идеальная формула для достижения индивидуации, чтобы достичь высшего уровня знаний и бытия. Шакти - это воплощенная энергия, которая присутствует как на макрокосмическом, так и на микрокосмическом уровне. Она - божественная, подвижная, динамичная энергия, которая правит нашими психиками. Как современная феминистская писательница Элинор Гэдон объясняет, 'истина богини - это тайна нашего существования. Она - динамичная жизненная сила внутри нас. Ее форма заложена в нашем коллективном психическом аппарате. Хотя она в первую очередь присутствует как персонифицированная в женщине, тем не менее, Шакти также присутствует в мужчине' .

Союз Шакти с Шивой порождает истинную индивидуацию, которая происходит как на телесном, так и на психическом уровне. Согласно индуистской йогической традиции, это может быть достигнуто через кундалини-йогу, где Шакти, находящаяся у основания позвоночника, соединяется с энергией в мозгу, что и является истинным союзом мужского и женского психических начал. Когда каждый чакра открывается, начинается самоосознание и настоящее освобождение, создавая баланс между мужским и женским принципами. Это привело к возникновению специфического культа, называемого 'Шактизмом', особенно практикуемого в частях Западного Бенгала и Ассама, который сосредоточен на признании и поклонении женскому принципу, который наиболее явно упоминается в ведийской литературе. Согласно Шактизму, мир не рассматривается как просто иллюзия; он на самом деле чрезвычайно реален. В Шактизме считается, что Шакти (богиня Пракрити) эволюционирует свое собственное бытие в 36 таттв, или составляющих реальности, чтобы создать вселенную. Настоящая разнообразная вселенная - это не что иное, как творческое проявление нерожденной богини Пракрити, или Шакти. Пракрити, как в форме этого мира, так и в форме человеческого тела, на самом деле является средством спасения. На практике Шактизм подчеркивает священный характер человеческого тела из-за его роли в духовном развитии. Для Шактас, как и для большинства индуистов, женщины очень уважаемы, поскольку они являются воплощениями Шакти в человеческой, а следовательно, очень духовно доступной форме.



Культурные и сильные духовные идеалы, провозглашаемые индуистской религией, утверждают, что человек, независимо от гендерной принадлежности, которую он/она должен подтвердить, обладает различной и разнообразной психической идентичностью, которая может быть маскулинной или фемининной, не диктуемой их телесным гендером. Рационализм, жесткость и упрямство, диктуемые маскулинностью, не связаны с физическими характеристиками человека, поскольку возможно, что психика человека приобретает различную идентичность по сравнению с женщиной, которая часто стереотипно описывается как нежная, заботливая и спокойная. В отличие от наблюдаемого в западной литературе, индийская мифическая литература полна упоминаний о сильных женских персонажах, включая Драупади и Ситу, которые, как видно, проявляли свободу воли и агентность в ключевые моменты своей жизни. Например, мы находим, что Сита выбирает себе мужа по своей воле в сваямваре, проводимой для выбора супруга. Даже после этого она убеждает Раму следовать за золотым оленем через леса. Её независимый характер, хотя и не показан в полной мере, более значителен, чем у любой женщины, изображенной в западной литературе.



Также отмечается, что в древних ведийских текстах есть упоминания о женщинах-риши, называемых 'Ачарья' (женщина-учитель) и 'Ачарьяни' (жена учительницы), которым вручали священную нить, предназначенную только для тех, кто занимал высшие ступени кастовой и классовой иерархии. В текстах Панини упоминается, что такие женщины-святые, как Андал и Мирабаи, были лидерами движения духовного преданного служения Бхакти, которое инициировало религиозное освобождение женщин [и] было в значительной степени продвигаемо и поддерживаемо женскими преданными. Женщины продолжали эту долгую традицию как лидеры различных индуистских общин и по сей день. Примеры такого явления можно увидеть в таких личностях, как Гурумайи Чидвиласананда, Амританандамайи и Мира Ма, среди многих других. Учитывая, что индийская культура всегда была культурой, в которой религия всегда была самым важным социальным институтом в обществе, это немалое достижение для женщин, поднявшихся так высоко в иерархии индуистского лидерства. (Аштадьяи)"



"В текстах индуистской культуры мы находим, что женщинам уделялось большое количество уважения и места по сравнению с женщинами в христианстве, где они оттеснены на маргинальные позиции как поклонницы и не имеют статуса 'шактиман', не говоря уже о 'шакти'. Их отсутствие оставляет себя не компенсированным в большой степени, что привело к тому, что женщинам отказали в свободе и независимости в западной психике, что привело к масштабному разрушению окружающей среды и всего, что ассоциируется с женским и женственностью.



В ясном демонстрировании древней концепции Шакти, которая вступает на передний план текущих академических дебатов, наконец было признано, что женский аспект самого Божества долгое время был забыт. В работах таких людей, как Мэттью Фокс и Вики Нобл, мы наблюдаем призыв к возрождению концепции священной женской силы Бога, Шакти. В таких интересных разработках, как эти, я рискну сказать, что мы не столько наблюдаем 'индуизацию' западной мысли, сколько переоткрытие женского принципа как неотъемлемой и неразделимой части нашего существа. Энергия психики - это не просто культурная сила; если она воспринимается индивидуально, культурно, символически, то она обладает силой проникать в наши психики и реструктурировать текущий кризис, который кажется затрагивает наши глубочайшие тенденции и привычки, что приводит к масштабному столкновению между природой и культурой, а также структурирует другие основные дихотомии. Правильное направление этой энергии не только подорвет их, но и поможет регулировать и переструктурировать современные общественные идеалы ради улучшения нашего мира и нашего будущего.



Embedded YouTube Video

Embedded Video Example

Популярные сообщения из этого блога

Насилие и секс в тантре.

Садашива

Око за око.