Богини матери (mātr̥) в ранней тантрической литературе.
Богини матери (mātr̥) были очень важны на ранних стадиях развития культов, ориентированных на шакти. Это становится очевидным из ранних писаний направления видьяпитха, которые разбивали всех богинь, а иногда и практиков, на 7 групп, или кланов, возглавляемых семью матерями, делали из 7 матерей центральных богинь своих культов, или как-то по-другому, но подчеркивали их значимость (Хатлей 2012: 107-19). Именно культ 7и матерей фигурирует как один из основных в списке культов, распространенных в шестом веке, который приводит Варахамихира в Брихатсамхите (59.19). Ранний текст, Нишваса-таттва-самхита, описывает матерей как богинь в основном общественных культов для мирян (лаукикадхарма), а не как тантрических богинь, имеющих тела мантры. Мукха-агама ( 2.28 - 30) причисляет культ 7и матерей к культам храмовых божеств[1] и упоминает практиков этого культа и священные места 7и богинь-материей среди множества других божественных и полу божественных существ.[2] Совершенно непонятно, известны ли были авторам Нишвасы брахманические семь матерей (sapta-mātaraḥ), культ важный и распространенный по крайней мере с 5 века; то, что мы находим в Нишвасе, больше напоминает семь матерей из Махабхараты, скульптуры эры кушанов и литературу по аюрведе. (Подобный список из 7 матерей встречается также в ранней прослойке Сканда пураны). Что касается других тантрических работ, то храмы богинь-матерей перечисляются среди мест подходящих для уединенных тантрических ритуалов, а именно, вместе с перекрестками дорог, лесом, горными вершинами, храмами Шивы и тому подобным.[3] Скорее всего именно пограничный характер храмов матерей - возможно они располагались в уединенных местах, они в местах доступных широкой публике - послужил тому, что эти храмы включили в список мест подходящих для тантрической медитации и ритуала.
Некоторые отрывки описывают отдельных богинь ассоциирующиеся с матерями так, как если бы это были тантрические богини, демонстрируя, тем самым, намерение включить матерей в тантрический пантеон. Например, есть очаровательный отрывок из Уттарасутры Нишвасы ( 1.31- 38), где Кали и богиня Виджая перечисляются среди тех, кто поучаствовал в распространении тантрических писаний[4] среди таких персонажей как боги, ганы, святые, бхайравы, некие безымянные матрики, якши, гухьяки и другие. Этот список позволяет предположить о том, что существовала обширная тантрическая литература в период написания Уттарасутр, выходящая далеко за рамки канонического списка из 28 писаний, принадлежащих к сиддханта-арамам. Присутствие таких персонажей как бхайравы и матрики, дает возможность предположить, что в тот период вместе с канонической агамической литературой существовали бхайрава тантры и тантры, посвящённые культам разных женских богинь: бхагини (или вама)-тантры, матрика тантры, дакини тантры. (Сандерсон 2001, 2009) тоже указывает на существование подобной литературы до 7 века. Только лишь в Гухьясутре можно обнаружить аллюзию на гневную Чандику, которая очень часто переплетается и перетекает в образ Чамунды, главный из 7 матерей. В другом месте в тексте приводятся несколько необычная мантра Чанди и ее использование, в которой прослеживается параллели и отсылки к магическим ритуалом посвященным Чамунде ( 3.25).
В Гухьясутре также встречаются вставки матрик в разделах о космологии, которые получили дальнейшее развитие в более поздней Шактисткой литературе. Глава пятая называет мир матрик среди списка нижних миров (паталы). Другие: рудры, ганы, ракшасы, бхагини и йога-канья (Гухьясутра 5.1 - 21). Ни одна из этих групп не описана подробнее с их мантрами. По большей части верхние уровни космоса Гухьясутры населены мужскими божествами, владыками мантр (мантрешвары) и рудрами. А женским божествам отведено скромное место внизу мироздания. В более позднем Шактистком кадоне женские божества затмили мужские. В Гухьясутре же самых нижних паталах обитают группа матерей (mātr̥gaṇāḥ) и сестры (bhaginyaḥ)(Гухьясутра 5.6). Здесь они упомянуты всего лишь как массы неких женских божеств. В других местах набор богинь-матерей описаны как желтоватые (пингала), носящие голубые лотосы как украшения, обитающие в третьем мире снизу. Ещё одна группа матерей называется "носящие черепа" (капала-матри). Последние имеют супругов, капала-рудр. Они обитают на один мир выше и вполне могли послужить основой для иконографического образа божеств направления капаликов и Шактисткого направления Видьяпитха.
Ещё выше этого мира находятся мир юных йогини (йога-канья), обитательниц 6 и 7 нижних миров. Их главное описание в том что они "обладают огромной силой" (махавирья)(Гухьясутра 5.15 - 19). Это группа богинь не получила сильного развития в последующей литературе, поэтому трудно сказать о них что-то конкретное. Тем не менее, эти могущественные юные йогини превосходят по уровню матерей, носящих черепа и возможно трансформировались в будущем в богинь йогешвари, владычиц йоги, мастера йоги женщины, или, попросту, йогини. Эта связь была проведена ещё кашмирским комментатором Кшемараджей в комментарии на Сваччханда-бхайрава-тантру, где он нашел параллельный отрывок. Именно он предложил, что под йога-канья имеются в виду йогини, которые обладают магической силой с самого рождения.[5]
Это согласуется также с термином, используемым в Харивамше, где описывается богиня Еканамша как девочка младенец, которой подменили Кришну. Таким образом оказывается, что Гухьясутра описывает иерархию божеств включающих богинь с чертами типичными для йогини: их много, они появляются группами и образуют кланы, они прирожденно обладают магическими и йогическими силами. Подобные описания встречаются в других ранних в писаниях таких как Брахма- ямала тантра (паталы 56,74,96), Сканда пурана, Брихат-самхита. Однако, в Гухьясуте культ матерей оформлен нечетко и не занимает важного места. Более подробные иконографические образы, мантры и ритуалы, а также статус матерей в космической иерархии развивается и поднимается в более поздней специальной шактисткой литературе.
72 West Wall Depicts The Ashta-Matrikas Eight Mother Goddesses In The East Wing Of The Main Cave At Mumbai Elephanta Island |
(По материалам Шамана Хатлей, 2016)
[1] Mukhāgama 2.28cd-30ab
[2] Mukhāgama 3.33-34ab.
[3] Uttarasūtra 2.4c , Guhyasūtra 6.32. Cf., e.g., Siddhayogeśvarīnata 6.2-4, Brahmayāmala 14.11cd-13ab , 18.18-19.
Матери в пещере Эллора (слева) |
Об ассоциации Виджайи с матерями смотри: Сканда-пурана 64. 26; она более известна как одна из четырёх сестёр левостороннего культа Тамбурабхайравы.
Комментарии
Отправить комментарий