Шива или Бхайрава как муж Махавидьей согласно Iй главе Тодала Тантры:




 Традицию шактизма, то есть традицию почитания Шакти в тех или иных формах, можно характеризовать как шакта-шайва, так как в ней преобладает почитание Женского Начала, но Оно не мыслимо без Мужского Начала.
Поэтому у всех (или,по некоторым источникам, у всех за исключением одной богини) богинь, являющихся некими проявленными формами всенаполняющей Шакти, единой с Шивой, есть свои мужья.
Количество богинь МахАвидьЯ (дословно: ,,Великих Знаний‘‘) варьируется в разных источниках. Наиболее распространенным является перечисление или описание 10ти МахАвидьЯ (даша махАвидьЯ).
В Iй главе Тодала-тантры, относящейся к каула-направлению, коротко описываются 12 богинь МахАвидьЯ вместе с их соответствующими 11ю мужами (- так как у Дхумавати, как указывается в этой тантре, нет мужа). Санскритский оригинал Тодала-тантры написан в виде диалога Дэви и Шивы, во время которого Шива отвечает на вопросы Дэви. Дэви спрашивает Шиву, какие различные формы ,,ПинАкадхрка‘‘, находящиеся справа от МахАвидьей, следует почитать. ,,ПинАкадхРк‘‘ – это эпитет Шивы, имеющий несколько значений: ,,Держащий лук‘‘, ,,Держащий палку/палицу‘‘, ,,Держащий копье‘‘, ,,Держащий трезубец‘‘. Эти атрибуты, особенно палица, копье и трезубец, являются также атрибутами Бхайравы, с которым Шива в традиции каула полностью отождествляется. (Шива также полностью отождествляется с Рудрой, но имя Рудра намного реже встречается в дошедших до нас каула-тантрах. Рудра также, как известно, описывается как, например, ,,Держащий лук‘‘, ,,Держащий стрелу‘‘, ,,Держащий копье‘‘). Переводчик Тодала-тантры на хинди, С.Н.Кхандэвал, следуя распространенной шакта-шайва традиции, трактует эпитет ,,ПинАкадхРк‘‘ как Бхайраву и указывает, что все боги-мужья МахАвидьей – это Бхайрава, то есть, они являются различными формами Бхайравы, имеющими разные имена.
 
Бхайрава в образе богов-мужей МахАвидьей находится справа от той или иной богини.
Как первая МахАвидьЯ в Тодала-тантре указана КАлИ (,,КАликА‘‘) и как ее Муж – МахАкАла.
Вторая МахАвидьЯ здесь – ТАрА (,,ТАриНИ‘‘) и ее муж – Акшобхья (форма Шивы, проглотившего яд и ,,не обеспокоившегося‘‘ (а -кшобхья)).
 Третья МахАвидьЯ здесь Трипура Сундари (,,Махатрипура Сундари‘‘) и ее муж – Шива.
Как четвертая МахАвидьЯ в этом тексте указана БхуванешварИ и ее Муж – Тръямбака.
Пятая МахАвидья – БхайравИ и Ее Муж – Дакшинамурти.
Шестая – ЧхиннамастА и ее муж – Кабандха.
Седьмая – ДхумаватИ не имеет мужа. (Согласно одной легенде, Дхумавати олицетворяет собой дым от сгоревшей Сати, жены Шивы).
Восьмая богиня – БагалАмукхИ и ее муж – Рудра (,,МахАрудра‘‘, именуемый в тексте также ,,Экавактра‘‘ (,,Однолицый‘‘(имеющий одно лицо/одну голову)).
Девятая – МАтангИ и ее муж – Матанга.
Десятая – КамалА и ее муж – СадАшива в образе ВиШНу (,,виШНурУпа садАшива‘‘).
Одинадцатая - АннапурНА и ее муж – десяти-ликий Махешвар (,,дашавактра махешвар‘‘).
Двенадцатая МахАвидьЯ здесь ДургА и как ее муж указан НАрада. (Переводчик Тодала-тантры с санскр. на хинди, С.Н.Кхандэвал указывает на то, что НАрада, как форма Бхайравы – это не Риши НАрада. В этой шлоке говорится, что ,,на‘‘ в этом имени ,,НАрада‘‘ означает сотворяющего (вселенную), ,,да‘‘ – охраняющего (вселенную) и ,,ра‘‘- аспект, уничтожающий (вселенную) (саМхАрарУпа).)
Согласно шайва-шакта/шакта-шайва традициям, Шакти следует почитать или медитировать на Нее только в Ее единстве с Шивой (или Бхайровой, Рудрой ит.д.) и Шиву следует почитать или медитировать на Него только в Его единстве с Шакти. Именно это и отражено в вышеприведенном кратком содержании первых 18ти шлок Iй главы Тодала-тантры. Все МахАвидьи описываются как формы единой Шакти и все их мужья – как формы единого Шивы или Бхайравы. В конце главы (шлоки 19-24) речь идет о том, что Шива творит, поддерживает и разрушает мир только когда Он связан с Шакти, а когда нет – Он подобен трупу (шава). В самом конце главы указывается, что даже тогда, когда Шива (казалось бы) лишен Шакти и подобен трупу (- бездеятелен как труп), Он на самом деле не теряет/испускает свoй Дух (пурушатвам) (то есть, Он как Дух (Пуруша) не умирает.)         


Популярные сообщения из этого блога

Насилие и секс в тантре.

Садашива

Капалики. (статья Юдит Терсек)