Садашива

 KHMER GILT BRONZE IMAGE OF SADASIVA
Late 12th Century - Angkor period
Code: 0724 - POA


Одна из наиболее значимых и распространенных форм Шивы – это форма пятиликого Садашивы.  Эта форма наиболее часто встречается и подробно описывается в агамах Шайва сиддханты, но не ограничивается ими. Садашива воспевается в каула тантрах, последователями Горакханатха, в Шри Видья традиции и даже Ваишнавами, как воплощение Вишну. Почему Садашива  столь важная форма Шивы? В учении агам Абсолют, или господь описывается в трех аспектах: как бесформенный, не имеющий частей (нишкала);одновременно бесформенный и не имеющий частей и имеющий форму или части (нишкала-сакала); и имеющий форму (сакала).
Иконографически нишкала Шива иногда изображается как шива-лингам. Нишкала-сакала Шива изображается как лингам с лицaми, мукха лингам, и называется Садашива. А сакала Шива – это мурти в телесном обличии, с лицом, руками, ногами и так далее. Шива являет собой нишкала-сакала аспект, так как Он является причиной проявления вселенной и  исполняет панчакритйа, пять действий:  творение, поддержание, разрушение (сришти, стхити, самхара) вселенной, а также сокрытие (тиродхана или вилайа, или пидхаана) и раскрытие (ануграха). Подчеркивая промежуточную, переходную позицию Садашивы, Его также называют  одновременно как сачетана – сознающим, так и ачетана, не осознающим. Кроме того, его называют Махапрета. Прета – это бестелесный дух, который  находится не на земле и не на небе, то есть не достиг единства с Шивой. Махапрета , Великий дух, как и прета - не на земле и не на небе в полной мере -  но, будучи великим, Маха, Он  всегда сохраняет единство с Шивой. В системе проявления вселенной через звук ОМ Садашива тоже занимает среднюю позицию - наданта в списке А, У, М, бинду, ардхачандра, ниродха, нада, наданта, шакти, вйапини, самана, унмана. Садашива находится там, где заканчивается звук и его тончайшая вибрация, а выше – только чистая энергия, которую нельзя ни описать и почувствовать. 
В процессе разворачивания вселенной Абсолют, не проявленный, полный в себе Парашива, сначала начинает формировать причинные силы - силы, которые способны творить, то есть совершить пять действий манифестации.
Для совершения пяти действий творения Шива должен обладать каким-либо телом, или инструментом (каараНа) (который ачетана, без сознания) для совершения этих действий . В Каамикаагаме сказано, что господь КаараНешвара, силой ума создал пять ликов-причин, которые стали телом Садашивы. Однако, тело Садашивы – это особое тело, отличное от нашего представления о физическом теле (пракрита шарира). В агамах Его тело называется тело мантры (мантрашарира). А мантры сами по себе – это энергии или силы, могущества – шакти. В Каамикаагаме сказано «Шива приходит и уходит в теле мантры» (4.356). Рамакантха (Бхатта?) в KālāV ? (Ritual in to Oscillating Universe: Worshipping Siva in Medieval India стр.115) пишет: «Шива совершает все действия в теле Садашивы». Мадхава ачарья в Сарвадаршанасанграха суммирует описание Садашивы следующим образом:
«Тело Парамешвары – это не обычное тело (prākṛta), так как оно не имеет никаких ограничений (mala, karman, kalā ) и так далее. Его тело состоит из сил (шакти). Голова и другие части тела – это мантры, начинающиеся с Ишаны. Известно, что Ишана – это верхняя часть головы, Татпуруша – лицо, Агхора – сердце, Вама – область гениталий и Садьйоджата – ноги. Его тело уникально и как никакие другие тела, способно исполнять пять изначальных действий.» (7.57-63)
Мадхава сказал здесь «Парамешвара» (Наивысший господь), что не совсем точно в отношении Садашивы. Однако, Садашива, можно сказать, является мантрическим телом Парамешвары, то есть, самим Парамешварой.
Сакала-нишкала форма появляется тогда, когда в изначальном, неделимом Парамашиве зарождается тенденция или намерение, иччхча, к делению, или выделению аспектов, калА. Эти аспекты – это пять сил, или могуществ, пять мантр Шивы, панчабрахмамантры. Пять мантр Шивы составляют мантрическое или энергетическое тело Шивы. Мригендраагама говорит:  «Тело Шивы  состоит из пяти мантр, соответствующих пяти действиям Шивы: Ишана -ануграха, Татпуруша -тиродхана, Агхора -санхара, Вама – стхити и Садйоджата – сришти».
Панчабрахма мантры начинающиеся с имени Садйоджата впервые встречаются в Kṛshṇa Yajurveda, Taittirīya Āraṇyaka 10.17-21. Как единый список они встречаются в разных текстах и разных контекста.  Например, АпараджитапРччха  упоминает их в списке 11 Рудр, а РуупамаНДана называет их в списке 12 проявлений Шивы. Однако наиболее часто пять брахма-мантр ассоциируются с ликами Садашивы. Махāнарāйаṇа Упанишад ( 2 в. н.э. ) впервые ассоциирует Панчабрахма с Садашивой . Образ Садашивы представляет собой полноту и всеохватность бога в Шайвизме (вишварупа) по аналогии с Брахмой. Далее эта ассоциация была подхвачена и развита в Шайва текстах, особенно агамах.  В Шайва Сиддханте панчабрахма мантры повторяются во многих текстах: Аджита агама, Камика агама, Ватула агама, Раурава агама, Калоттара агама. Одно из популярных объяснений сделал Ugrajyoti Sivacharyar в Vedartha Nirnaya Manjari (12 век) для последователей Шайвасиддханты. Мантря представлены в обратном порядке: 



ईशानस्सर्वविद्यानां ईश्वरस्सर्वभूतानां ब्रह्मािधपतिर्ब्रह्मणोऽधिपतिर्ब्रह्माशिवो मे अस्तु सदाशिवोम्।


īśānas sarvavidyānām īśvaras sarva bhūtānām brahmādhipatir brahmaṇo’dhipatir brahmā śivo me astu sadāśivom


Владыка знания и Владыка всех существ, Управитель всех ученых браминов и служений, Он – истинное благо! Да пребудет со мной всегда это Благо!


Господь Ишана – высший господь, кто поведал все знание о духовных дисциплинах, питающий и контролирующий всех живых существ, тот, кто направляет и руководит другими проявлениями Садашивы, кто является правителем и господином Видьйешвар (освобожденных душ в форме мантр), он – господин Брахмы, Вишну и других мурти. Он представляет собой Шивалинга. Да снизойдет на меня абсолютная чистота и благость исходящая в Его присутствии.


तत्पुरुषाय विद्महे महादेवाय धीमहि तन्नो रुद्रः प्रचोदयात्।


tatpurushāya vidmahe mahādevāya dhīmahi tanno rudraḥ prachodayāt


Да познаем мы Высшую личность (Татпуруша), будем медитировать на Величайшего – Пусть Рудра приведет нас к просветлению.


Направляемый своим учителем, я осознал форму Шивы Татпуруша. Я медитирую с чистым умом и подготовленным интеллектом на великого просветителя. Пусть Татпуруша, который разрубает оковы души и, делая это, становится Рудрой, пусть этот Татпуруша ведет меня по пути, просветит и укрепит мои органы познания и действия и все другие внутренние органы восприятия и знания.


अघोरेभ्योथघोरेभ्यो घोरघोरतरेभ्यः सर्वेभ्यस्सर्व सर्वेभ्यो नमस्तेऽस्तु रुद्ररूपेभ्यः।


aghorebhyotha ghorebhyo ghoraghoretarebhyas sarvebhyas sarvasarvebhyo namaste astu rudrarūpebhyaḥ


Поклонение Неужасному и Ужасному, Тому, кто ужасающий и не ужасающий одновременно. Всегда и везде, о Шарва, почитаю Рудру во всех его формах.


Приветствие Господу Шиве, который проявляет себя в бесчисленных формах, а также в ужасающих и не ужасающих формах, а также в бесчисленных формах Рудр. Приветствие всем таким проявлениям Господа Шивы.


वामदेवाय नमो ज्येष्ठाय नमः श्रेष्ठायनमो रुद्राय नमः कालायनमः कलविकरणाय नमो बलविकरणाय नमो बलाय नमो बलप्रमथनाय नमस्सर्वभूतदमनाय नमो मनोन्मनाय नमः।


vāmadevāya namo jyeshṭhāya namaḥ śreshṭhāya namo rudrāya namaḥ kālāya namaḥ kalavikaraṇāya namo balavikaraṇāya namo balāya namo balapramathanāya namas sarvabhūta damanāya namo manonmanāya namaḥ


Поклонение сияющему господу, который легко и игриво создает все проявленное. Поклонение Старейшему, превосходящему все великие циклы, или периоды времени (юги). Поклонение Наилучшему, кто превосходит всех богов. Поклонение тому, кто устраняет страдания всех живых существ. Поклонение Рудре. Поклонение непреходящему Времени. Поклонение тому, кто создал время и последовательность и таким образом поддерживает мир в порядке. Поклонение Величайшей силе, тому, кто будучи источником силы, усиливает все благие силы. А будучи победителем над силами, ослабляет и устраняет неблагоприятные силы. Поклонение Владыке существ, который приводит все души к Источнику света.


सद्योजातं प्रपद्यामि सद्योजाताय वै नमो नमः। भवे भवेनातिभवे भवस्वमां भवोद्भवायनमः।।


sadyojātaṁ prapadyāmi sadyojātāya vai namo namaḥ bhave bhavenātibhave bhavasva māṁ bhavodbhavāya namaḥ


Ищу прибежище в Перворожденном, почитаю Перворожденного; не дай мне рождаться снова и снова; веди меня по ту сторону рождения. Почтение причине рождения.


Я склоняю свои ум, речь и тело снова и снова пред господом Садйоджата, который являет себя в виде многообразных миров и живых существ, кто является преданный в той форме, в которой они пожелают, но превосходит любые формы, кого сопровождают армии богов, созданных из миллиардов мантр. Пусть этот господь сделает так, чтобы все его формы стали моими формами.







Проявление Вселенной до Садашивы.


На основе Камика агама, Ватула агама, Раурава агама, Калоттара агама:


Парашива, в своем изначальном величии сияет как биллионы солнц. Такое интенсивное сияние не может быть проявлено сразу, оно не может стать материей, и потому интенсивность сияние должна быть снижена в целях создания материальной вселенной. Так из светового столба Садашивы появился Шивалинга. Шивалинга – это результат постепенного снижения интенсивности сияния непосредственно самого Шивы. Эти стадии снижения интенсивности и стадии творния подробно описаны как проявление различных Шакти и их супругов. Это шуддха сришти.

 Сияние Парашивы,
Шакти
Их слияние порождает
Причинных божеств
Парашива – Паньчашива
Боги причин, Каранадевата,
Управители соответствующих Шакти,
Парашакти 1/1000 сияния
Идея творения
Шива Садакхьйа
вечно чистый линга света
Джьйоти Линга
Это первая таттва, причина всех других таттв
Анашрита
Без прибежища
Адишакти 1/1000 от Пара
Порождает души, способные творить
Амурти Садакхьйа
(изначальная колонна – мула стамбха ) – причина творения и растворения
Анатха
Без Господина
Иччхашакти 1/1000
Начинает творение миров и тел для душ
Мурти Садакхьйа
Огненный лингам, огонь разрушения, калагни.

Ананта
Бесконечный
Джньйанашакти 1/1000
Пронизывает богов- управителей вселенной
Картр Садакхьйа
Кристальный линга
Спхатика

Вйомарупа
Пустотное пространство
Крийашакти 1/1000
Наделяет творящей силой управителей вселенной
Карма Садакхьйа
Основа Линги, питха,
 он же бинду

Вйапака
Всепронизывающий
Далее формируется более грубый мир и нижняя часть линги, физический уровень таттв и проявленный бинду, апара бинду, начиная от Карма Садакхьйи, который завершает и включает в себя предыдущие тонкие уровни Садакхьйей, но в отличии от предыдущих уже способен творить грубые элементы. Эти грубые проявления являются таттвами, мурти, и прабхавами. Таттвы, вернее их тонкие матрицы, формируют женские аспекты, а мурти формируют мужские аспекты. Вместе они порождают лики Садашивы.

Садакхьйи, изначальные таттвы (в которых грубое находится в латентной форме, а Шакти преобладают)
Лики Шивы порожденные Мутри и Таттвами
Мурти – Шива аспект
Появились вместе с пятью аспектами Садакхьи, но латентны в ней
Шива Садакхьйа

Ишана
Шиватара=Садашива
Садашива
Амурти Садакхьйа

Садйоджата
Иша
= Брахма?
Мурти Садакхьйа

Вамадева
Брахмиша
=Вишну?
КартР Садакхьйа

Агхора
Ишвара
=Рудра?
Карма Садакхьйа

Татпуруша
Вйомеша=Ишана
=Ишвара?

Далее, Садашива разворачивает непосредственно проявленный мир, обладающий формой и состоящий из множества частей.  Каждый лик порождает определенную группу элементов и характеристик. Лики Садашивы и их характеристики в разных текстах многообразны и включают в себя направления света, цвета, таттвы начиная от первичных элементов (махабхутов), 4 Веды, уровни осознанности, группы писаний и тантрических школ (амная), слоги санскритского алфавита, различные силы (шакти), и т.д.  Каждый из ликов имеет свой отдельный образ, мурти. Здесь вкратце приведены некоторые характеристики ликов согласно писаниям.

Шрадха-триширо-калоттара
Девйаагама Тантра рахасьйа
Линга пурана
Вишнудхармот-тара пурана
Панчабрахма упанишад
Шива пурана
1sadyojāta - земля

1 – восток

цвет-  жемчужный
1sadyojāta - Запад
земля
цвет- белый
1sadyojāta - Запад
земля
цвет- жемчужный
1sadyojāta - Запад
земля
цвет-  желтый
Īśāna - пространство

2vāmadeva -вода
2- Юг

цвет- желтый
2vāmadeva - Север
вода
цвет- красный
2vāmadeva - Север
вода
цвет- красный
4aghora - Юг
вода
цвет-?
tatpuruśa - ветер

3tatpuruśa - ветер

3 - Запад

цвет- цвета тучи 
3tatpuruśa - Восток
ветер
цвет- желтый
4aghora - Юг
огонь
цвет-темно-синий
2vāmadeva - Север
огонь
цвет- белый 
aghora - огонь

4aghora - огонь

4 - Север

цвет-темно синий
4aghora - Юг
огонь
цвет-черный
3tatpuruśa - Восток
ветер
цвет- золотистый
3tatpuruśa – Восток  ветер
цвет- красный
vāmadeva -вода
5Īśāna - Центр
пространство

5 - Центр

цвет-белый
5Īśāna - Центр
пространство
цвет-кристально
-белый
5Īśāna - Центр
пространство
цвет-кристально
-белый
5Īśāna - Центр
пространство
цвет-?
sadyojāta - земля


нумерация 1 и.т.д. - последовательности парикрамы в отличии от последовательности в тексте.
См. далее  Священные пятёрки индуизма



Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Насилие и секс в тантре.

Нандин и Вр̣ш̣абха. БЫК ТОТЕМ