Йогини

Храм 64 йогини в Ориссе
Роль йогини в формировании тантрических практик и в особенности каула направления трудно переоценить. Можно четко проследить влияние культов йогини на формирование шактистких пантеонов и поклонения Деви. Таковы девять форм Дург (Навадургā), десять Махāвидйā, формирование культов Кāмāкхйи, Кāлī, традиции Шрīвидйā и не только. Тема эта обширна и выходит за рамки этого краткого реферата. Здесь я постараюсь не проследить влияние йогини на практику Шайва и Шакта школ, а просто описать характер и качества йогини. Реферат  основан на диссертации Шамана Хатли и его издании нескольких глав Брахмайāмалы, писании раннего средневековекового тантрического или "эзотерического"' Шайвизма. И так, кто такие Йогини и каковы их характеристики?

Культ йогини занимает центральное место в BraYа. Йогини - женские божестав которые могут летать, превращаться в животных и наделять оккультными сверхспособностями, передавать сакральные знания и даже приводить к освобождению тех, кто стремится к встече с ними и ищет их в медитативных практиках и ритуалах поклонения, но при этом йогини могут быть весьма опасны и даже смертельны. Йогини – это женская форма йогина, мастера йоги. Их называют так же йогешвари, владычица йоги. Они – держательницы йогических сил. Термины такие как шакти, сила потенция, или деви, богиня, также встречаются в этой тантре, но похоже, что они означают то же , что и йогини, а именно энергии и силы центрального божества Бхайравы, пронизывающие собой всю вселенную прежде всего в форме мантр. BraYа описывает пантеон йогини и их мантр во главе с Бхайравой по имени Kaпāлīśa  ("Властелин черепа") или Чанда Капалин и его супругой известной как Чанди или Агхори. Вокруг этих божеств формируется круг, мандала: 4 девī или гухьйакā и их 4 подруги, киṅкарī или дūтī, затем восьмь матерей и шесть йогинī, которые представляют собой формы мантр. Таким образом, йогини – это наиболее приближенный круг, чакра, божеств к Абсолюту, или центру мироздания.
Самые ранние свидетельства yoginītantr, в том числе BraYа, принадлежат Vidyāpītha корпусу тантрической литературы. С другой стороны, большая часть уцелевшей Шайва литературы связаной с йогини принадлежит к различным системам Каула. Кроме того, культ йогини отнюдь не ограничивается Шайвизмом, ибо тантрический буддизм в его поздних стадиях развития также породил множество тантр йогини. Там предпочтительное название было дāкинī (возможно от корня дī - летать). Черты поклонения йогини наблюдаются и в Вайшнавизме и в Джайнизме. Шайва культы йогини процветали в период между 700-1200 н.э., хотя его присутствие распространяется как до, так и за пределами этого периода. С десятого или даже с седьмого и по возможно до тринадцатый века, монументальные каменные храмы посвященные йогини простирались из конца в конец Индийского субконтинента. Храмы представляют собой круг, не имеют крыши, а мурти йогини располагаются по периметру в нишах. В центре может быть храм Шивы, или других божеств.  

Корни культа Йогини:
Широко признано, что йогини уходят корнями в ранние традиции поклонения богини Матери – Матṛ, Матṛка и наследуют в не малой степени их качества. Памятная надпись начала пятого века из селения Gaṅgdhār в районе Mālva описывает матрика как tantrodbhūta-prabala-pavanodvarttitāmbhonidhānām – матери, которые заставляют океан разбушеваться от сильных ветров, поднявшихся из тантр. Есть и другие надписи, позволяющие сказать, что к 5у веку культ йогини уже присутствовал. Другие женские божества похожие по своим качествам на Yogini это: yakṣī или yakṣinī, vidyādharī, и в какой-то степени апсары. Другие имена йогини: видйадхарī мāтṛ, йогинī, дūтī, рудрадакинī, дамарī, ḍāвī, шивā, бхагинī, девī, найикā шāкинī. Возможно, еще более важным для культа йогини является их ассоциация с ганами Шивы - мужские божества, так или иначе имеющие причудливые гротескные формы ужасных духов, описываемые всегда как толпа, или безжалостная орда, вовлеченная в войны, причиняющая беспокойства людям, насылающая несчастья и болезни и в этом весьма похожа на йогини. Эта паралель проявляется еще более четко, если взглянуть на формы йогини с гротескными формами: Махāмукха (с большим ртом), Махāнаса (с большим носом), Махадамштра (Обладательница больших зубов), Диргхадамштра (Обладательница длинных и острых зубов), Ламбошти (с отвисшей губой), Аудара (Большебрюхая). Именно так гротескно выглядят Шиваганы с непропорциональными частями тела . Важная параллель с Шива-ганами заключается еще и в том, что и йогини и ганы – это та позиция или состояние к которому стремится практикующий Шайва йогин.

Vidyāpitha, Видйā и Видйадхара:
Текст BraYа (и много других таких как Джаядратхайамала, Сиддхайогешваримата, Тантрасадбхава) относят себя к видьйапитхе. Vidyāpitha – это одно из направлений или делений Шайва тантр. Vidyāpitha означает место пребывания мантр-богинь. Это направление, или блок текстов, противопоставлен mantrapitha направлению тантрической литературы – место пребывания мужских мантр. Видйа как мантра – это сама богиня в теле мантры. Это мантры в основном с женскими биджами и это мантры приводящие к познанию этих богинь и  это сами эти богини. Таковы мантры Махāвидьйā, девятислоговая мантра центральной богини BrYa –Агхорī. Мантры имеют пол, так как они божства, или божственные энергии – мантрадевата, которых нужно почитать и на которых медитируют. Видйи – это бесчисленные энергии Шивы. Видйи по характеру похожи на йогини: практика йогини так же дарует сиддхи и список их анологичный; характер йогини похож на характер видйā. Повторение же видйā-мантр привлекает определенных, связанных с мантрой йогини. Например в Вāмакешварīмата описывает шаданга-мантру и говорит:
eṣā vidyā mahāvidyā yoginīnā mahodayā|
kulavidyā maheśānisarvakāryārthasādhikī ||76||
Это великая видйā (заставляющая) снизойти всех йогини
Эта Кула видйā исполняет все желания практикующего.

 У видьйи\йогини может быть господин, или муж, видйадхара – держатель знатия и энергии мантры. Таким образом, видйа – это не только мантра или заклинание на определенный вид сиддх, а и богиня, которую нужно умилостивить.
Например: Брихаткатхашлокасанграха 14 глава описывает историю женитьбы Видйи по имени Майанавега. Святой Васудева искал способ научиться летать, но вынужден был сражаться с ее супругом- видйадхарой, был похищен видйадхарой на небо, а затем сброшен оттуда в Гангу. Там он встретил другого видйадхару, который еще не освоил полностью свою видью. Но увидев святого, тот вдруг достиг недостающего знания и обрел сиддхи своей Видйи. В награду он предложил Васудеве дар. Васудева попросил знание видьи дающей способность летать и получил посвящение в практику поклонении Майанавега. Поклоняясь ей и делая подношения, Васудева смог вызвать ее на свидание и она взяла его на небеса. С тех пор, больше ни один ревнивый Видьядхара не мог сбросить его с небес.
Важный аспект истории из Брихаткатхи – это то, что без посвящения, или инициации, знание и сиддхи Видьйа не достигаются. Необходимо сначала стать Дикшита, посвященным. Затем нужно достичь успеха в этой практике мантры-видйа и поклонения богине видйа, сиддхи. Еще один аспект, это то , что иногда чтобы достичь видйи, надо сразиться и победить видьйадхара или заключить союз с таким видйадхарой, который даст благословение на встречу с видйā. Например в Яашастилака Сомадевасуры говорится о практике поклонения богине Caṇḍmārī. Герой Мāрадатта получает наставления от своего каула учителя поклоняться богине и попросить ее даровать волшебный меч, которым можно победить видьйадхаров и стать их господином.
Идея стать видьйадхарой видимо восходит к ранним, так сказать, дереванским практикам путешествия от состояния обычного человека к господину на небесах, видьйадхара. В культах же йогини роль видьйадхара отошла на задний план, уступив первенство Йогини, которые сами решают, к кому им быть благосклонной. Интересным примером таких трансформаций может быть можно упомянуть ту же Брихаткатху. Васудева там осваивает еще две видйи Шумбха и Нишумбха. Эти видьйи дают силу взлетать верх и приземляться. Можно поспекулировать, что Кали победила не асуров с этими именами, а хозяев-видьядхар обладающих этими способносиями. Еще одна практика, которая приходит на ум в этой связи – это веталасадхана. Полет – это одна из сидх достигаемых в результате Ветала садханы. А сам Ветала может быть назван, в данном случае, видйадхарой, котрые селится в трупах и которого надо сначала пробудить, а затем сразиться с ним и победить, чтобы получить сиддхи. 
Рождение Йогини:
В Skandapurāa Глава 155 упоминает класс женских существ, называемых yogeśvarī, синоним Yogini, в контексте бескончной битвы суров и асуров. Из капель крови
асура Андхака, пронзенного Шивой, вскочили воины, которые могли победить воинство Шивы, Шиваганы. Тогда Шива породил йогешвари, клторые съели асуров рожденных из крови демона. Skandapurāa содержит еще много стихов о йогини и их характере, как например их ассоциация с Матриками, с местами кремации и с сиддхами.

Характеристики Йогини:

1.        Группа, клан, толпа или орда:
 vṛnda, gaṇa, кула






Йогини часто являются в группах. Возможно с десятого века, они стали тесно связаны с количеством 64 но есть группы 25, 42, 81, 34. В любом случае их много и индивидуальные характеристики не так важны, как описание их групп и кланов. Примечательно, что все известные наборы йогини в храмах не совпадают друг с другом за исключением восьми или семи предводительниц кланов, матрик. Но и их имена варьируются в разных списках.
Сгрупированные по кланам йогини, божественные и земные женщины адептов, обладают особыми характеристиками своих кланов. Как уже говорилось, деление на семь или восемь групп принадлежащих к Матрикам является фундаментальным. Клласификация и характеристики этих классов – важный мотив в литературе посвященной йогини. Примером этого является BraYа глава LXXIII.
Ранние писания Шайва содержат "характеристики йогини" (yoginīlakaṇа). Йогини группировались по кланам или кула, готра семи или восеми матерей. Многие богини матери представляют собой весьма древние образы богинь в Индии и, возможно, имеют местное – лаукика- не ведическое или не брамитское происхождение и даже не тантрическое происхождение. Описание их встречается еще в Махабхарате как божественных женщин превосходящих по красоте апсар, Агни по сиянию, Индру по могуществу и т.д., обитающих на перекрестках дорог и в местах кремации. В эпоху Гупта династии кристализировался культ семи главенствующих йогини, саптаматṛка, который имел непосредственную связь с принятыми в Браминских кругах набором Божеств: шесть матерей – это зеркальное отражение мужских божеств – Брахмани (= Брахма), Махешвари (=Шива), Кумари (=Сканда), Вайшнави (Вишну), Варахи (=Вараха), Яами (=Яма), Индрани (=Индра) - и плюс Чамунда. Есть вариации греппы семи матерей с Махалакṣми вместо Вайшнави и Бхайрави вместо Чамунды. (BrYā 4.888 -898, (Skandapurāṇa 6 век, 171.110cd–12:). Связь йогини с матерями читается и в их многочисленных скульптурных изображениях с младенцами на руках.
Остальные йогини представляли собой амшa, "порции, части" или "частичные проявления" основных семи. Практикующие тантру стремились установить родство (мелāпа) с Матерями и стать частью их клана. Связь с Йогини считалось освобождала от всех других принадлежностей к кастам, социальным группам, родам. Для того, чтобы установить родственную связь и встретиться с йогини, совершались достаточно опасные и радикальные ритуалы. Руководствуясь знанием о "характеристиках, или признаках йогини "  описанных в тантрах и передоваемых от учителя, практик стремился сам приобрести качества и внешний вид свойственные избранному клану йогини, подражал их поведению, искал общения с земными женщинами с соответствующими качествами, устанавливал с ними сексуальные или другого рода родственные отношения. Например, описание одного из кланов Йогини – Индрани - в BraYа LXXIII.67-71:
«Женщина с темной кожей, с неприятным запахом, с длинной шеей и длинными пальцами, с длинными сияющими ногтями, сияющими белыми зубами, круглыми глазами, носящая красную одежду ниспадающую с плеч,  любящая благовония и цветы – таковы характеристики йогини, родившейся в клане Индрани. После шести месяцев поклонения, успешного умилостививления йогини, они являются практикующему. Практик может путешествовать во всех мирах и переживать на опыте множество чудес.»
2.      Проявление в смертных женщинах.
Йогини стирают границы между богинями и женщинами. Посредством ритуального совершенствования и практик, женщина адепт может сама стать Yogini. Мужчина может лишь породниться с йогини, снискать ее милость и получать от нее подарки в виде сверхспособностей. В лучшем случае он становится владыкой йогини, видьйадхарой.
Согласно Siddhayogeśvarīmata, Писание Vidyāpīṭha, йогини бывают двух типов: kulajā и devata.
Siddhayogeśvarīmata 22,5:
dvividhā yoginīḥ proktāḥ kulajā devatās tathā |
manuṣyā kulajā proktās teṣām śṛṇu kulodgatim |
dvijakṣatriyaviṭ śūdrakulotpannās tu nāyikā |
Сказано, что Йогини делятся на две группы: те, кто родился в кланах и те, которые относятся к божествам. Те, кто родился в кланах являются человеком, принадлежащим к семейной линии. [Они] героини рождаются в семьях браминов, кшатриев и шудр. Обожествление земных женщин, таким образом, лежит в основе образа йогини, и является одним из самых исторически значимых аспектов культа.

3.      Антропоморфизм: 


Отличительной чертой йогини является способность превращаться в животных. От лошадей и львов до птиц и змей. Разнообразие элементов животных в образах йогини в скульптурах и в текстах впечатляет. Эти элементы животнных наблюдаются и в образах Шива-ган, начиная с Ганеши. Существует также параллель между описаниями многочисленных богинь матрик, описанных в Махабхарате, и йогини. Истории о йогини в этом эпическом произведении связаны со способностью превращаться в животных. Шальйапарван 45.29-40: Йогини имеют когти, клыки и клювы. Они бывают разных цветов и могут говорить на разных языках, в том числе на языке зверей и птиц. В тантрах тоже:  Кауладжнйананирная тантра говорит, что йогини появляются на земле в виде животных от благородных коров и лошадей до неблагоприятных кошек и собак. Если йогини хочет наказать неверных, они появляются в виде змей, крыс, тигров и насылают болезни, воров и самодурных властителей. Имена некоторых йогини тоже демонстрируют их тесную связь с животными: Двипикā (леопардиха), Кешарī (белая львица), Пхеру (черная шакалиха), Вāнарī (обезьяна), Хайā (темная лошадь), Гаджā (слониха). Эти и другие имена йогини встречаются и как имена голов Великой Кāлī (как в Mahākālasaṁhitā).
В индуистком пантеоне можно найти достаточно богинь верхом на животных и птицах, с частями тел животных и птиц. Махавидьйа Багаламукхи имеет голову журавля, как и одна из йогини. Алакшми связана с совой – Ulukāmukhī (с головой совы). Часто встречается ассоциация йогини с птицами, что видимо связано со способностью йогини летать. Йогини устойчиво ассоциируется со способностью летать. Это же присуще и видьядхарам. По контрасту, существуют другие разновидности существ силы и богинь, ходящих по земле – бхūчарī. Йогини же называются khecarī – перемещающиеся в небе, или akāśagāminī. Этой способностью они могут поделиться и с успешным практиком. Дэвид Уайт предполагает, что храмы йогини не имеют крыши потому, что Йогини прилетают в храм в образе птиц, и покидают его также.
4.      Связь Йогини с культом Капалика и их иконографией:
Культ йогини связан с культом Бхайравы непосредственно. В BraYа Бхайрава выступает в своем архитипичном аспекте (Капалин), описываются кладбищенские практики, образы скелетов, костей и черепов, и другие элементы свойственные культу капаликов постоянно сопровождают образ и практики йогини. Кроме того, йогини имеют особую связь с кремациионными площадками как местом их обитания или местом практики поклонения йогини.
Божества Капаликов и их иконография читается в образах Матерей и встречаются еще с середины 6 века. Так в пещерах Элора, в местах поклонения Матери – Рамешвара и Раван пещерах, есть изображение пары в виде скелетов. В литературе также: поэт Бана (6 век) описывает Махакалу, как сепругу Чандики-йогини. По сути, супруга центрального божества Бхайравы или Махакалы и есть восьмая Матрика. Наиболее очевидная связь Матрик и Капаликов прослеживается в образе Чамунды, центральной богини в храме Йогини в Ориссе. Она сама имеет скелетообразную фигуру и окружена мужскими божествами, среди которых находится скелет (Атириктанга), держащий череп в виде чаши. Неизвестный текст из Ориссы обращается к Чамунде как к Капалини. В BrYa центральное женское божество тоже называется Caṇḍā Kāpālinī. Tantrasadbhāva, писание Vidyāpīṭha возможно восьмого века, содержит тантрический ритуал и мантры посвященные Чāмуṇḍе, также называемой Капалини, и исполняемые в храме Матери с целью встретчи с йогини. Tantrasadbhāva 21.154cd56ab:
siddhacāmuṇḍakalpedaṁ kathitaṁ sarvakāmadam | 154 |
ataḥ parataraṁ vakṣye aghoryā bhīmavikramā |
cāmuṇḍe [’]ti padam ādau kāpālini ataḥ param | 155 |
svāhāntaṁ praṇavādyaṁ ca mūlamantram idaṁ śubham |

Поведана вот такая кальпа (ритуал) Чамунды, дарующей успех, исполняющей все желания. А сейчас научи последующему (ритуалу) неукритимой Агхорī.
В начале идет слово Чамунда, затем Капалини и заканчивается на Сваха, ОМ стоит в самом начале. Такова благая мантра. (ОМ Чāмуṇḍе Кāпāлини Свāхā).

Йогини также тесно связаны с местами кремации. Например BraYа называет восемь великих мест кремации (шмашан), наилучших для практики. Не все из них иденцифецированы, но среди известных названы Варанаси, Уджаин, Бхуванешвар.

Опасность, нечистота, и сила. 



Фундаментальным аспектом йогини является то , что они наделяют сверхспособностями, но при этом являются весьма опасными, особенно если допустить гнев йогини. В этом аспекте они очень похожи на матрик. Йогини опасны для непосвященнных и для нарушивших обеты. Но йогини становятся очень дружественны и полезны для Вира, героя, который преуспел в практике. Цель практики является встреча, свидание с Йогини - melāpa или malakka или darśan. BraYā XVII .92
vidyācakratu yo vetti yathāvat sādhakottamaḥ |
acireṇaiva kālena yogeśyo darśanam vrajet |

"Лучшие из практиков, кто действительно понимает Круг Видйа, быстро добивается того, что йогини является ему ".
Эта встреча очень важна, но еще более важным является исход этой встречи – либо породнение и благословение, либо полное уничтожение практика. Вот пример этого из BraYа XIV:
japet mantro mahāsattvo digvāso dakṣṇāmukha|
saptarātrea yoginyo āgacchanti mahābhayāḥ | 214 |
raudrarūpās tathāśuddhāḥ sakrodhām āraṇātmikāḥ |
tad dṛṣtvā tu na bhetavyvīrasattvena mantriṇā | 215 |
arghamṭāsā pradātavyaprаṇipāte kte sati |
tuṣyante nātra sandehasādhake sattvasayukte | 216 |
kathayanti ca tаṁ spṛṣṭvā yathārthañ ca śubhāśubham |
pramādād yadi kṣubhyeta sattvahīnas tu dhakaḥ | 217 |
tatkṣṇād devi khādanti yoginyo yogadarpitā |
na taṁ rakṣayituṁ śakto rudropi svayam agataḥ | 218 |
"Великая душа (Практик) должен повторять мантру обнаженным, сидя лицом на юг.
По истечении семи ночей, приходят очень опасные йогини,
(Они) имеют ужасающий облик, нечистые, гневные, чья природа – смертельная бездна.
Но mantrin, герой по духу, не должны бояться при их виде;
пав ниц, он должны преподнести им жертву как дорогому гостю.
[Они] обязательно станут благосклонны к герою по духу.
И касаясь его, они сделают правдивые предсказания о хорошем и плохом.
Но если по ошибке слабый духом практик дрогнет (перед йогини),
то гордые своей йогой, они сожрут его в тот же момент.
Сам Рудра не сможет спасти его даже если явится собственной персоной."

Опасность и сила йогини тесно связанны с местами кремации и практиками недвойственности, призванные во многом превзойти конвенции чистоты брахманских ортодоксальных практик. Мистические силы и откровения, бесстрашие и всемогущество над опасными силами обещаны практику тантр, который становится безграничным и свободным деятелем, самим Бхайравой. Садхака стремится заполучить силы сонмищ йогини. Один из способов это сделать заключается в особых манипуляциях с нечистыми веществами. Йогини при встрече иногда предлагают пить вино или кровь, есть человеческое мясо, или купить его, возжигать злованные вещества из чеснока или масло дерева ним, или употреблять человеческие сексуальные секреции. Принятие таких предложений от йогини без тени колебания вызывает их благосклонность.
5.       Сиддхи – обретение сил и сверх способностей:
BrYa говорит, что освоив эту тантру divyasiddhipradā devyo divyayogā bhaviṣyatha|
Обладая божественной йогой, Ты станешь богиней, которая дарует божественные сиддхи, совершенства.  
Преданный йогини не будет знать ни болезней, ни старости, ни смерти. Так сказано и в Скандапурāṇе. (Skandapurāṇa 6 век, 171.118–120:):

jagato mātaro yūtaṁ mātṛbhūtā bhaviṣyathaḥ ||
yuṣmākaṁ ye bhaviṣyanti bhaktā puruṣapuṁgavā |
striyo vāpi mahābhāgā natān hiṁsanti hiṁsakāḥ||
mṛtā mama gaṇāś cāpi bhaviṣyanty aivat jarāmarāḥ|
yas tu yuṣmān mayā sārdhaṁ vidh pījayiṣyati |
sarvapāpavimuktātma sa parāṁ gatim āpsyati||

«(Шива сказал:) Став богиней –матерью, ты станешь матерью всего мироздания. Те, кто преданы тебе, будь то лучший из мужчина или удачливая женщина, того не тронут вредные духи, а после смерти они (преданные) станут вечно молодыми бессмертными ганами. Тот,кто покланяется тебе, избавится от всех грехов и достигнет высшего положения на небесах.»
Kādambarī, поэма Баны приводит список достижений, сиддхи, которые достигаются в результате успешного свидания с йогини. Этот список сиддх в общем характерен для Бхайрава тантр: использование магических мазей (siddhāñjana), порошков (ceūrṇa), минералов (dhātu), травяные мази (auṣadhāñjana), использование bindis – знаков на лбу (тилак), горчичного семени (siddhārthaka); алхимия (rasāyana); нахождение сокровищ и способность спускаться в подземные миры, практика мантр для достижения невидимости, связь с и власть над супругами якшей. BraYā xv.13-14 содержит типичный перечень магических достижений:

adhunā sampravakṣyāmi mahāvetālasādhanam |
yena tv aṣṭavidhā siddhiḥ sādhakasya prajāyate| 13|
khaḍgaṁ rocanapātālaṁ vidyādharapadatathā |
pādukau añjanañ caiva uttiṣṭhāntardhānakaṁ tathā| 14|

"Сейчас я научу великой практике Ветала.
Этой практикой садхака достигет восемь сиддхи.
[обретение магического] меча, становиться сияющим (или привлекательным) [способность входить] в подземный мир, обретение состояния Видьядхара (держателя мантр Видйа), [обретение волшебных] сандалий, глазая мазь (позволяющая видеть в темноте), левитация и невидимость"
BraYā заявляет, что ее учение дает и бхукти (наслождение) и мукти (освобождение), учит и крийа (ритуалу) и джньана (знанию), и чистым и не чистым путям. Все вышеперечисленные сиддхи можно отнести к достижению наслаждения за счет обретения сверх способностей. Превалирование сиддх даже над целью достижения освобождения во многих йогини культах не обязательно противоречит идее освобождения, так как во главе стоит идея супер-эго, обожествленного и обладающего множеством сил и могуществ супер сверх человеческого «я». В конце концов, в центре круга стоит Бхайрава, высший Шива, видйадхара всех видйа. Но путь к цетру начинается  со встречи с хотя бы одной видйой.
6.      Защита и передача эзотерических учений.
Йогини приписываются двойная роль защиты, а в некоторых случаях и распространения эзотерических тантрических учений. Часто проявление их власти проявляется в участии в передаче тайных учений (сампрадае), или непосредственная передача знаний успешному практику, а не только наделение его сверхспособностями (сиддхи). Например, Kaulajñānanirṇaya 16.47-49 называет себя yoginīkaula , каула, поведанная йогини. Согласно BraYā, роль йогини заключается еще и в охране учений от невежественных и недостойных, что отражает еще один аспект их роли в качестве хранителей учения. Нарушивший обеты рискует стать пищей йогини. Например Vīāśikhа 329cd-21аВ:

svayaṁ gṛhītamantrāś ca nāstikā vedanindakā | 329 |
samayebhyaḥ paribhrаṣṭās tathā tantravidūṣakā |
gurūā vihehanaparās tantrasāravilopakā | 320 |
yoginībhiḥ sadā bhraṣṭā kathyante dharmalopakā |

«Те, кто сам выбирает мантры, отрицающие и критикиющие Веды, не исполняющие обеты, оскверняющие тантры, причиняющие вред гуру, и развратители сущности тантр, нарушители Дхармы»
Mgendrāgama, Caryāpāda 40cd-41ab:
yoginyo lebhire jñānaṁ sadyoyogāvabhāsakam| 40|
yena tad yoginīkaulaṁ nottīrṇaṁ tābhya eva tat |

«Йогини получили знание писаний, которые немедленно проявляют [силу] йоги. Поэтому, эта yoginīkaula (мудрость Каула йогини) не распространяется далее без их (благословения).»


Информация на русском языке о йогини практически отсутствует, потому могу порекомендовать к прочтению только  
Дэвид Гордон Уайт. Захватчица (Граха).



Популярные сообщения из этого блога

Насилие и секс в тантре.

Садашива

Капалики. (статья Юдит Терсек)