Бхайраватантры и их место в тантрической Шайва литературе.
Существует
несколько схем классификации тактрических писаний. Деление литературы проходило
на основе различных почитаемых божеств и их мантр. Наиболее раннее деление –
это деление по потокам (srotas). Нетратантра (9.11) делит Шайва традиции на три потока: правый (dakṣiṇa),
левый (vāma) и совершенный (siddhānta) или средний (madhyama). Средний поток имеет отношение к Шава агамам и почитанию Садашивы,
правый – к Бхайрава тантрам, и левый – к почитанию Тамбуру Бхайравы и 4-х
сестер. Последняя группа писаний практически не дошла до нашего времени, так
как сохранился только один текст, Винашикха тантра. Этот текст магического
содержания описывает методы достижения мирских целей с помощью ритуалов и
мантр. Аналогичное деление представлено и в Брахмаямале, которая возможно предшествует
Нетратантре. Брахмайамала характеризует эти же три потока на чистый, смешанный
и не чистый потоки (śuddha, miśra, aśuddha). Бхайраватантры являются (подсекцией Видьяпитхи, см ниже) частью
правого, чистого потока. Ваматантры относятся к не чистому, а сиддханта – к
смешанному потокам. Более того, добавляется четвертый, нижний поток (adhaḥ srotas),
к которому принадлежат Гаруда и Бхута тантры, имеющие дело с целительством и экзорсизмом.
Srīkaṇthīyasaṁhitā, писание школы
Трика тоже делит традиции на три потока, но по принципу дуализма,
дуализма-не дуализма и не дуализма (bheda, bhedābheda, abheda). В данном случае, ваматантры опять принижаются в статусе будучи
двойственными, а бхайрава тантры относятся к эзотерическому, не двойственному
направлению. Srīkaṇthīyasaṁhitā, будучи более поздней, чем Брахмайамала, возвышает статус
Бхайраватантр еще и тем, что выделяет их не как часть других учений, а как
самостоятельный поток. Сиддханта же наоборот, принижается, лишаясь своего
статуса и отправляясь на позицию нижнего потока (adhaḥ srota).
Второй
распространенный способ делить учения – это длеление на пять āмнāй, или сротас, традиций, поведанных ликами Садашивы. Прежде всего этот способ классификации принят
в Шайвасиддханте. Согласно Камика агаме пять ликов Садашивы поведали пять типов или потоков (сротас) писаний.
Камика-махатантра/- агама, Пурва-бхага (Iя часть), гл. Тантра-аватара, 17b -19:
laukikaṁ vaidikaṁ caiva tathādhyātmikameva ca /17b
atimārgaṁ ca mantrākhyaṁ tantrametadanekadhā /
sadyovāmamahāghorapuruṣeśānamūrtayaḥ //18//
pratyekaṁ pañcavaktrāssyustairuktaṁ laukikādikam /
pañcaviṁśatibhedena srotobhedaḥ prakīrtitaḥ //19//
,,Это учение/писание (тантра) <распространено> в виде (пяти) разных (потоков/линий преемственности): лаукика (,,мирскoе‘‘), вайдика (,,ведическoе‘‘), адхйатмика (,,духовное/относящееся к Духу‘‘), атимарга (,,высший/превосходящий путь‘‘), мантра(-марга/-тантра) (,,путь мантр/ учение/писание о мантрах‘‘). (Существуют) образы/формы (Шивы) Садйо(джата), Вама(дэва), Махаагхора, (Тат)пуруша и Ишана. Каждый из этих (пяти образов) стал пятиликим/имеет пять ликов и этими (пятью образами Шивы, у каждого из которых по пять ликов,) были произнесены/рассказаны лаукика и другие (учения/писания). (Так), с разделением (пятиликого образа Шивы) на 25 (ликов), появилось разнообразие потоков/линий преемственности (знания/писаний).‘‘
Примечание:
В связи с данной пятеричной схемой, M. Dyczkowski в своей книге ‘‘The canon of Saivagama and the Kubjika Tantras of the Western Kaula tradition‘‘ (Varanasi, 1989, p. 31), ссылаясь на Камика-агаму (= Камика-махатантру), привел следующую таблицу соответствий:
,,Таблица 2: трактаты и писания, сказанные ликами Садашивы.
Направление/сторона света - Лик - Karaṇeśvara <*> - śāstra <**>
Запад - Sadyojāta - Brahmā - Laukika
Север - Vāmadeva - Viṣṇu - Vaidika
Юг - Aghora - Rudra - ādhyātmika
Восток - Tatpuruṣa - īśvara - Atimārga
Верхнее/верхняя - īśāna - Sadāśiva - Mantratantra ''
<* - Владыка, способствующий созданию/написанию шастр/тантр (учений/писаний/трактатов).
** - писание/учение.
Затем Ишана лик, принимая опять пятиликую форму, поведал пять видов писаний мантратантры:
Камика-махатантра/- агама, Пурва-бхага (Iя часть), гл. Тантра-аватара, 17b -19:
laukikaṁ vaidikaṁ caiva tathādhyātmikameva ca /17b
atimārgaṁ ca mantrākhyaṁ tantrametadanekadhā /
sadyovāmamahāghorapuruṣeśānamūrtayaḥ //18//
pratyekaṁ pañcavaktrāssyustairuktaṁ laukikādikam /
pañcaviṁśatibhedena srotobhedaḥ prakīrtitaḥ //19//
,,Это учение/писание (тантра) <распространено> в виде (пяти) разных (потоков/линий преемственности): лаукика (,,мирскoе‘‘), вайдика (,,ведическoе‘‘), адхйатмика (,,духовное/относящееся к Духу‘‘), атимарга (,,высший/превосходящий путь‘‘), мантра(-марга/-тантра) (,,путь мантр/ учение/писание о мантрах‘‘). (Существуют) образы/формы (Шивы) Садйо(джата), Вама(дэва), Махаагхора, (Тат)пуруша и Ишана. Каждый из этих (пяти образов) стал пятиликим/имеет пять ликов и этими (пятью образами Шивы, у каждого из которых по пять ликов,) были произнесены/рассказаны лаукика и другие (учения/писания). (Так), с разделением (пятиликого образа Шивы) на 25 (ликов), появилось разнообразие потоков/линий преемственности (знания/писаний).‘‘
Примечание:
В связи с данной пятеричной схемой, M. Dyczkowski в своей книге ‘‘The canon of Saivagama and the Kubjika Tantras of the Western Kaula tradition‘‘ (Varanasi, 1989, p. 31), ссылаясь на Камика-агаму (= Камика-махатантру), привел следующую таблицу соответствий:
,,Таблица 2: трактаты и писания, сказанные ликами Садашивы.
Направление/сторона света - Лик - Karaṇeśvara <*> - śāstra <**>
Запад - Sadyojāta - Brahmā - Laukika
Север - Vāmadeva - Viṣṇu - Vaidika
Юг - Aghora - Rudra - ādhyātmika
Восток - Tatpuruṣa - īśvara - Atimārga
Верхнее/верхняя - īśāna - Sadāśiva - Mantratantra ''
<* - Владыка, способствующий созданию/написанию шастр/тантр (учений/писаний/трактатов).
** - писание/учение.
Затем Ишана лик, принимая опять пятиликую форму, поведал пять видов писаний мантратантры:
лик
|
направление
|
шастра
|
шастра 5и ликов Ишаны
|
Sadyojāta
|
запад
|
Laukika
|
Bhūta
|
Vāmadeva
|
север
|
Vaidika
|
Vāma
|
Aghora
|
юг
|
Ādhyātmika
|
Bhairava
|
Tatpuruṣa
|
восток
|
Atimārga
|
Gāruda
|
Īśāna
|
верх
|
Mantratantra
|
Siddhānta
|
Третий способ
деления Шайва писаний не включающие в себя Шайвасиддханда агамы, а посвященные
культу Бхайравы, известны под общим названием Mantrapīṭha (Место для
мантр, или корпус мантра-текстов) со Сваччханда тантрой во главе, которая
посвящена культу Сваччханда Бхайравы и его супруге Агхорешвари. Другое
направление в той же системе деления тантрических направлений так же имеет
отношение к культу Бхайравы – Vidyāpīṭha (место для богинь знания, или корпус Видьйа текстов) – с Jayadrathayāmala (или
Śiraścheda) во главе. В эту же группу приписываются и ямяля тантры
(Брахмайамала). Эти две питхи так же называются правой и левой (dakṣina, vāma) по принципу женкое и мужское направления, так как мантрапитха – это тексты
пропогандирующие мужские мантры, а видьйапитха пропагандирует женские мантры.
Этот способ деления следует отличать от деления на сроты или потоки,
описанные выше, так как там правое и левое деления связаны все таки с правым
или южным (Агхора = Бхайрава) и левым или северным (Вамадева) ликами Садашивы. [1]
Другие две питхи, входящие в эту систему – мандалапитха и мудрапитха
– не включают в себя Бхайрава тантры.
Любая из описанных классификаций содержит группу текстов
или традиций, связанных с почитанием Бхайравы, как отдельное направление. Традиционно
количество Бхайрава тантр названо 8×8=64. Сокральность этого числа восходит,
видимо к 64м йогини, супругами которых являлись Бхайравы, занимающие
второстепенное положение (как в Тантрасадбхава). В раннем корпусе сиддханта
литературы, Нихшваса санхита приводится список 64 Бхайрава тантр. Винашикха
антра которая говорит, что в тантре существует 64 направления. Это количество
тантрических писаний стало вполне распространенным и каноническим. Брахмайамала
говорит о существовании 64 тантр. Джаядратхайамала тоже включает их в свою
систему классификации. Этот список из 64 обычно группируется в 8 серий,
связанных с определенными Бхайравами -Бхайраваштака. В Нихшваса самхите (≈ 6
в.н.э.) мы находим классификации тантр на 8 Бхайрав, 8 Bahūrupa, 8 Ямал. Брахмайамала
говорит о классификайии 8 раз по 8. Более поздний текст Srīkaṇthīyasaṁhitā тоже разбивает
тексты на 8 групп согласно 8 Бхайравам, 8 Ямал (Брахмайамала и т.д.), 8 матерей
(Рактамата и т.д.), 8 Матангала (Бхайрави и т.д.), 8 чакр, 8 Бахуруупа,
Ваагииши и Шикха. Эти классификации текстов действительно очень близки к
реальности. Мы действительно имеем тексты с названиями, оканчивающимися на
ямаля, мата, матанга, бахурупа, шикха.
Интересно, что
когда дело доходит до конкретного списка текстов, он весьма варьируется от
писания к писанию. Некоторые названия текстов не удалось обнаружить в других
списках, а некоторые знаменитые тантры, как Куларнава или Нетра не вошли ни в
один из известных списков. Очевидно, что количество 64 недостаточно, чтобы
охватить все тексты. Более того, тексты не включенные в список появились возможо
позже, после составления того или иного списка.
Так или иначе, но
традиционная классификация тантрических писаний поклонения Бхайраве связана в
восмиричной схемой и 8ю Бхайравами. Хотя Бхайрава тантры и включены в более
широкие схемы, они выделяются как самостоятельная, хорошо сформировавшаяся
группа, со своим собственным способом делений. Долее того, эти деления и списки
восьми Бхайрав очень похожи и повторяются из текста в текст.
Вот списки основных
8и Бхайрав в ŚKS, BY,
JY и первые 8
Бхайрав в списке из 64 Бхайраватантр в PLSS:
PLSS
|
ŚKS
|
BY
|
JY
|
Svacchanda
|
Svacchanda
|
Svacchanda
|
Svacchanda
|
Caṇḍa
|
Bhairava
|
Caṇḍa
|
Krodha
|
Krodha
|
Caṇḍa
|
Krodha
|
Unmatta
|
Unmatta
|
Krodha
|
Unmatta
|
Ugra
|
Asitāṅga
|
Unmatta
|
Asita
|
Kapālī
|
Ruru
|
Asitāṅga
|
Ruru
|
Jhaṅkāra
|
Kapālīśa
|
Mahocchuṣma
|
Jhaṅkāra
|
Śekhara
|
Samuccaya
|
Kapālīśa
|
Kapālīśa
|
Vijaya
|
Pratiṣṭhalakṣanasārasamuccaya
(PLSS) Srīkaṇthīyasaṁhitā (ŚKS)
Brahmayamala (BY) Jayadrathajamala
(JY)
64 Бхайрава тантры из канона Джаядратхайамалы:
Учитель
|
тантра
|
группа
|
соответствующая тантра в ŚKS
|
Durvāsa
|
Svacchanda
|
1.
Bhairava
|
Svacchanda
|
Sanaka
|
Caṇḍa
|
Bhairava
|
|
Viṣṇu
|
Krodha
|
Caṇḍa
|
|
Kapila
|
Unmatta
|
Krodha
|
|
Kasyapa
|
Asita
|
Unmatta
|
|
Kuru
|
Ruru
|
Asitāṅga
|
|
Samvartta
|
Jhaṅkāra
|
Mahocchuṣma
|
|
Śaṅkhapāla
|
Kapālīśa
|
Kapālīśa
|
|
Bhṛgu
|
Brahma
|
2.
Yāmala
|
Brahma
|
Cetas
|
Rudra
|
Viṣṇu
|
|
Nidhisa
|
Viṣṇu
|
Svacchanda
|
|
Viśvāmitra
|
Skanda
|
Ruru
|
|
Gautama
|
Gautamīyā
|
X XX X
|
|
Gālava
|
Atharva
|
Ātharvana
|
|
Yajnavalkya
|
Vetāla
|
Rudra
|
|
Vibhāṇḍa
|
Ruru
|
Vetāla
|
|
Kurcāla
|
Raktā
|
3. Mata
|
Rakta
|
Krandana
|
Peṭikā
|
Lampaṭa
|
|
Kaṅka
|
Bhāruṇḍīi
|
Lakṣmīmata
|
|
Kekara
|
Īḍā (Huha)
|
Mata
|
|
Kānana
|
Piṅgalā
|
Cālikā
|
|
Kṣamī
|
Nīlakeśī
|
Piṅgala
|
|
Koṭarākṣa
|
Śambarā
|
Utphullaka
|
|
Samvartta
|
Uiphullā
|
Viśvādya
|
|
Bindu
|
Bhairavamaṅgald
|
4. Maṅgala
|
Picubhairavī
|
Sabindu
|
Candragarbhā
|
Tantrabhairavī
|
|
Śatātapa
|
Śāntimaṅgalā
|
Tata
|
|
Parāśara
|
Sumaṅgalā (= Brahmā + Rudra)
|
Brahmikala
|
|
Āpastamba
|
Sarvamaṅgalā
|
Vijayā
|
|
Ambubhuk
|
Vijayamaṅgalā
|
Candrā
|
|
Vyāsa
|
Viśvāmbā (=Ugramaṅgalā)
|
Maṅgalā
|
|
Kātyāyana
|
Adbhavāmaṅgalā
|
Srvamaṅgalā
|
|
Ulūka
|
Svara
|
5. Cakra
|
Mantra
|
Sthūlanāḍī
|
Varṇa
|
Varṇa
|
|
Haṁsa
|
Nāḍī
|
Śakti
|
|
Haṁsarava
|
Guhya
|
Kalā
|
|
Śuka
|
Kāla
|
Bindu
|
|
Manu
|
Saura
|
Nāda
|
|
Pīta
|
Vāhneya
|
Guhya
|
|
Akṣaka
|
Somaja
|
Kha
|
|
Vaśiṣṭha
|
Śaukrī
|
6. Śikhā
|
Bharavavīśikhā
|
Dakṣaśukra
|
Maṇḍā
|
Vīṇā
|
|
Kanaka
|
Mahocchuṣmā
|
Vīṇāmaṇi
|
|
Kokila
|
Bhairavī
|
Sammohana
|
|
Śuka
|
Śambarī
|
Ḍāmara
|
|
Viśvabhuk
|
Prapañśakī
|
Atharvaka
|
|
Kaśyapa
|
Mātṛbhedī
|
Kabandha
|
|
Śveta
|
Rudrakālī
|
Śiraścheda
|
|
Bṛhaspati
|
Andhakī
|
7. Bahurūpa
|
Andhaka
|
Yamoghaṇṭa
|
Rurubhedā
|
Rurubheda
|
|
Kaṅkara
|
Śaṅkhā
|
Aja
|
|
Śyāmaka
|
Śūlīnī
|
Mūla
|
|
Śikhī
|
Karṇāmotī
|
Varṇabhaṇṭa
|
|
Karṇa
|
Ṭāṅkī
|
Viḍaṅga
|
|
Jatā
|
Jvālinī
|
Mātṛrodhana
|
|
Adhīśa
|
Mātṛrodhanī
|
Jvalin
|
|
Haṁsa
|
Siddhā
|
8. Vāgīśa
|
Bhairavī
|
Soma
|
Citrā
|
Citrikā
|
|
Anuloma
|
Hṛllekhā
|
Haṁsā
|
|
Viloma
Lomaka |
Bhairavī
Kadambikā |
Kadambikā
Hṛlekhā |
|
Śata
|
Haṁsinī
|
Candalekhā
|
|
Jaṭa
|
Haṁsamālā
|
Vidyullekhā
|
|
Vālmīka
|
Candrakoṭī
|
Vidyutmat
|
Источник: Марк Дичковский, The Canon of the
Saivagama..SUNNY press.
Комментарии
Отправить комментарий