Нандин и Вр̣ш̣абха. БЫК ТОТЕМ
на основе статьи Гауришвара Бхаттачарьйи, Берлин
В индйском искусстве и иконографии бык (вр̣ш̣абха или Вр̣ш̣а) располагается перед храмами Шивы как его ездовое животное (вāхана) и зовут его Нандин. Изначально нандин является классом опасных живых существ/духов (ган̣а), сопровождающих Шиву и существа этой ган̣ы изначально совсем не были похожи на быков. Как так произошло, что нандиган̣а стала ассоциироваться с вр̣ш̣абхой – весьма запутанная история. Попробуем посмотреть на некоторые текстовые свидетельства, в особенности на эпос, пурāн̣ы,в поисках образов Нандӣ и вр̣ш̣абхи.
Нандӣ появляется как ган̣а в Махāбхāрате (13.14.275). Там Нандӣ описан как напоминающий Шиву по внешности. Он стоит напротив Шивы, оперевшись на копьё.
пурастāт чайва девасья нандим пашьйāми авастхитам /
шӯлам̣ виш̣т̣абхйа тиш̣т̣антам̣ двитӣйамива шан̇карам //
Ещё более интересное описание нандӣ есть в Рāмāян̣е. Там Нандӣ - это ган̣а Шивы, имеет обезьяноподобное лицо (вāнарамукхам) (стих 7.16.14а), низенький, лысый, с короткими руками, тёмно-коричневым цветом кожи, ужасный (стих 7.16.8):
...карāлах̣ кр̣ш̣н̣апин̇галах̣ /
вāмано викат̣о мун̣д̣ӣ нандӣ храсвабхуджо балӣ //
Весьма показателен известный отрывок великого поэта Кāлидāса в поэме Кумāрасамбхава (3.41). Из отрывка чётко видно что нандӣ – это не вр̣ш̣абха, верховое животное Шивы, но он ган̣а, кто близок к Шиве, охраняя вход в обитель Шивы:
латāгр̣хадвāрагато ’тха нандӣ вāмапракош̣т̣āрпита-хемаветрах̣ /
А когда Шива едет на свадьбу, он едет на быке (гопати (муж коровы) = вр̣ш̣абха), подобном на гору, а по правую руку от него шествует нандӣ:
шӯлам̣ виш̣т̣абхйа тиш̣т̣антам̣ двитӣйамива шан̇карам //
Ещё более интересное описание нандӣ есть в Рāмāян̣е. Там Нандӣ - это ган̣а Шивы, имеет обезьяноподобное лицо (вāнарамукхам) (стих 7.16.14а), низенький, лысый, с короткими руками, тёмно-коричневым цветом кожи, ужасный (стих 7.16.8):
...карāлах̣ кр̣ш̣н̣апин̇галах̣ /
вāмано викат̣о мун̣д̣ӣ нандӣ храсвабхуджо балӣ //
Весьма показателен известный отрывок великого поэта Кāлидāса в поэме Кумāрасамбхава (3.41). Из отрывка чётко видно что нандӣ – это не вр̣ш̣абха, верховое животное Шивы, но он ган̣а, кто близок к Шиве, охраняя вход в обитель Шивы:
латāгр̣хадвāрагато ’тха нандӣ вāмапракош̣т̣āрпита-хемаветрах̣ /
А когда Шива едет на свадьбу, он едет на быке (гопати (муж коровы) = вр̣ш̣абха), подобном на гору, а по правую руку от него шествует нандӣ:
са гопатим̣ нанди-бхуджаваламбхӣ... āрухйа кайлāсам ива пратастхе //
В Катхāсаритсāгара тоже Сомадатта упоминает обоих, вр̣ш̣абха – как ездовое животное и Нандӣ - как охранник у входа. Например в таран̇ге 110 Наравāханадатта пошёл на Кайласу повидать Хару, т.е. Шиву. На подходе он увидел быка Шивы со своей женой, священной коровой Сурабхи и приветствовал их, а затем встретил у входа в обитель Шивы Нандӣ и совершив почётный обход обители Шивы он был допущен на ауедиенцию к Шиве = вр̣ш̣абхадхваджа.
āсāдйа чāшрамам̣ тасьйа сурабхим̣ вр̣ш̣абхам̣ татхā /
др̣ш̣т̣вā пран̣амйа ча двāх̣стхам̣ са нандинам упейивāн // 52
прадакш̣ин̣апратӣтена муктадвāраш ча тена сах̣ /
правиш̣ьйа девӣсахитам̣ дадарша вр̣ш̣абхадхваджам // 53
В Катхāсаритсāгара тоже Сомадатта упоминает обоих, вр̣ш̣абха – как ездовое животное и Нандӣ - как охранник у входа. Например в таран̇ге 110 Наравāханадатта пошёл на Кайласу повидать Хару, т.е. Шиву. На подходе он увидел быка Шивы со своей женой, священной коровой Сурабхи и приветствовал их, а затем встретил у входа в обитель Шивы Нандӣ и совершив почётный обход обители Шивы он был допущен на ауедиенцию к Шиве = вр̣ш̣абхадхваджа.
āсāдйа чāшрамам̣ тасьйа сурабхим̣ вр̣ш̣абхам̣ татхā /
др̣ш̣т̣вā пран̣амйа ча двāх̣стхам̣ са нандинам упейивāн // 52
прадакш̣ин̣апратӣтена муктадвāраш ча тена сах̣ /
правиш̣ьйа девӣсахитам̣ дадарша вр̣ш̣абхадхваджам // 53
Облик Нандӣ:
Виш̣н̣удхармоттара (том 1, гл. 73 издано Приябала Шах) описывает Нандӣ как ган̣а, спутник Шивы:
нандӣ кāрйас тринетрас ту чатурбāхур махāбхуджах̣ // 15б
синдӯра̄рун̣асан̇кāшо вйāгхрачармапариччхадах̣ /
тришӯла-бхиндипалау ча карайос тасйа кāрает //16
широгатам̣ тр̣тӣйам̣ ту тарджайантам татхāпарам /
алокайāнам̣ ту картавйам̣ дӯрāд āгāминам̣ джанам //17
Что значит: Сильнорукий Нандӣ , у него три глаза и четыре руки. Он красного цвета синдӯра. Он одет в шкуру тигра. Он держит трезубец , короткое копьё (бхиндипāла) в двух руках. Третью руку он поднёс к голове, а в четвёртая делает устрашающий жест. Он выглядит так, будто высматривает путников вдалеке.
Нандӣ также известен под именем Нандикеша, приближённый Шивы. Под этим именем его описывает Уттаракāмикāгама. Рао комметирует эпизод о Нандӣ из этого текста так: «У входа во многие храмы Шивы в южной Индии стоит пара – мужчина и женщина. Мужчина выглядит точно так же как Шива в форме Чандрашекхарамӯрти. Он стоит на лотосе и держит в верхних руках топор и оленя, но в отличии от Чандрашекхарамӯрти, который показывает нижними руками жесты щедрости и защиты, у Адхикаранандӣ руки сложены в жесте приветствия (ан̃джали). Некоторые неосведрмлённые люди могут принять Адхикаранандӣ за Шиву. (В комментариях Рао к Виш̣н̣удхармоттаре том 2 стих 11.2 стр. 231 цитирует Уттаракāмикāгаму).
В Шāрадāтилаке (46,б – 47,а), наоборот, Нандин не стоит в приветственной позе, а показывает мудры щедрости (вара) и защиты (абхайа):
нандинам̣ пӯджает саумйам̣ рактабхӯш̣анаман̣д̣итам //
паршвен̣а-варāбхиāрин̣ам̣ шйāмавиграхам /12а
И целый ряд других текстов описывает Нандӣ подобно Шиве.
По текстам, Нандӣ был брамином, воплощением самого Шивы и ряд пурāн описывает его рождение в семье святого брамина, то ли Шāлан̇кāйана, то ли Шилāда/Шилāшана,. Например в Варāхапурāн̣е рассказывается, как Шива принял форму Нандӣ и явился святому Шāлан̇кāйана, который молился о сыне, подобному самому Ӣшāне (=Шива, высший лик Садāшивы). В Курма и Лин̇га пурāн̣ах есть истории о святом брамине Шилāда, которому явился Шива в награду за тысячелетнюю аскезу в честь Шивы. Святой попросил в качестве награды сына, у которого не будет физической матери (айониджам), бессмертного (мр̣тйухӣтам) и подобного самому Шиве (твайā самам). Шива дал такого сына, назначив его, кроме того ещё и предводителем ган̣ов и помог ему жениться на деве по имене Суйашā, дочери Марутов. В Лин̇гапурāн̣е есть ещё деталь, что Шива наградил его гирляндой лотосов (кушешайамайӣ мāлā), которая превратила его в трёхглазого, десятирукого Шан̇кару (= Шива).
Нандӣ появляется в пурāн̣ах в роли колесничего (ратхинāм̣ варах̣) и наездника на быке (āкрамйа нандӣ вр̣ш̣абхам̣ (в Матсйа-пурāн̣е)) , охранника входа в обитель Шивы (двāрапāлах̣ / пратихāра) (при этом его партнёром по охране входа были то Бхайрава/Махāкāла, то Бхр̣ин̇гин), музыканта (чаще как барабанщика играющего на мр̣д̣ан̇ге или д̣амару (в памятной надписи Прадодхашивы в Калачури 973 НЭ)), война (победно участвующего в разных битвах на стороне Шивы), предводителя ган̇ов (ган̇ендра), как передатчик знания, данного Шивой (сарва-виджн̃āнаратнāтāм āкарах̣ (Сӯтасам̣хитā)) и автор или рассказчик учёных и религиозных текстов таких как Шайарудра- сам̣хитā, Шива-Махāпурāн̣а, Саурапурāн̣а и многих других.
Рднако, некоторые из описаний, качеств и функций Нандӣ в более поздних пурāн̣ах начинают путаться с описаниями быка , вр̣ш̣абхи. Давайте посмотрим сначала на характеристики вр̣ш̣абхи.
Отождествление быка с дхармой. Персонифицированная добродетель.
Возможно отождествление быка с добродетелью произошло на основе традиции дарить быка Брамину, что считалось наивысшей добродетелью. В Шива-пурāн̣е глава 32 Шива описывается восседающим на быке, воплощении Дхармы, священных писаний, Сиддх и Махарш̣и.
сиддхаспхат̣икасам̣кāшо вр̣ш̣абхах̣ сарвасундарах̣ /
йа дхарма учйате ведаих̣ шāстраих̣ сиддха-махарш̣ибхтх̣ // 54
там āрӯд̣хо махāдево вр̣ш̣абхам̣ дхармаватсалах̣ /
шушубхе 'тӣва деварш̣и-севитах̣ сакалаир враджан // 55
Поклоняющийся призывает быка в форме дхармы, дарителя благословений в Виш̣н̣удхармоттаре, глава 105.
вр̣ш̣ам āвāхайиш̣йāми чатуш̣пāдам̣ какудминам /
вр̣ш̣а абхйехи махāбхāга дхармамӯртайе варапрада // 2
В Матсйа- (92.65) и Агни-пурāн̣ах (167.21) предписывается призывать дхарму в форме быка, на котором восседает Аш̣т̣амӯрти (= Шива) ради обретения спокойствия.
дхарма твам̣ вр̣ш̣арӯпен̣а джагадāнандакāраках̣ /
аш̣т̣амӯртер адхиш̣т̣хāнам атах̣ шāнтим̣ прайаччха ме //
Шан̇кара (= Шива) называется Дхармавāхана (тот, кто ездит на Дхарме) в Кӯрма- пурāн̣е 1.7
В тантрах и Шильпа-шāстре есть описания вр̣ш̣абхи Шивы. Шāрадāтилака глава 18 описывает его как «подобный гималайам (химāлайāбхам̣ – должно быть –āбхāм, но последний слог укорачивается ради поэттического размера), остророгий, трёхглазый бык, сияющий всеми возможными украшениями, чья собственная природа/натура – сам воплощённый звук.
химāлайāбхам̣ вр̣ш̣абхам̣ тӣкш̣н̣ашр̣н̇гам̣ трилочанам //
сарвāбхаран̣асам̣дӣптам̣ сāкш̣āч чхабда-сварӯпинам /
Кāшьйапа-шильпа глава 46 описывает размеры и пропорции быка и то, что он может быть золотого, медного или стального цвета, он стоит или лежит на лотосе или в благословенном месте.
В Шива-рахасье 1.17 он имеет рога на массивной голове подобгые кристаллам, у него чёрные глаза, богато украшенны рога и хвост:
татпрāкāра-махāмаулау спхатикопаланирмитāх̣ // 8 б
вр̣ш̣абхā нӣланайанāх̣ пуччхе шр̣н̇ге вибхӯш̣итах̣ /
Примечательно, что в текстах встречается достаточно много сложных слов для обозначения Шивы или божеств из пантеона Шайва со словом вр̣ш̣а/ вр̣ш̣абхам̣, но совсем не встречаются подобные слова с Нандӣ. Вот несколько из них:
Виш̣н̣удхармоттара (том 1, гл. 73 издано Приябала Шах) описывает Нандӣ как ган̣а, спутник Шивы:
нандӣ кāрйас тринетрас ту чатурбāхур махāбхуджах̣ // 15б
синдӯра̄рун̣асан̇кāшо вйāгхрачармапариччхадах̣ /
тришӯла-бхиндипалау ча карайос тасйа кāрает //16
широгатам̣ тр̣тӣйам̣ ту тарджайантам татхāпарам /
алокайāнам̣ ту картавйам̣ дӯрāд āгāминам̣ джанам //17
Что значит: Сильнорукий Нандӣ , у него три глаза и четыре руки. Он красного цвета синдӯра. Он одет в шкуру тигра. Он держит трезубец , короткое копьё (бхиндипāла) в двух руках. Третью руку он поднёс к голове, а в четвёртая делает устрашающий жест. Он выглядит так, будто высматривает путников вдалеке.
Нандӣ также известен под именем Нандикеша, приближённый Шивы. Под этим именем его описывает Уттаракāмикāгама. Рао комметирует эпизод о Нандӣ из этого текста так: «У входа во многие храмы Шивы в южной Индии стоит пара – мужчина и женщина. Мужчина выглядит точно так же как Шива в форме Чандрашекхарамӯрти. Он стоит на лотосе и держит в верхних руках топор и оленя, но в отличии от Чандрашекхарамӯрти, который показывает нижними руками жесты щедрости и защиты, у Адхикаранандӣ руки сложены в жесте приветствия (ан̃джали). Некоторые неосведрмлённые люди могут принять Адхикаранандӣ за Шиву. (В комментариях Рао к Виш̣н̣удхармоттаре том 2 стих 11.2 стр. 231 цитирует Уттаракāмикāгаму).
В Шāрадāтилаке (46,б – 47,а), наоборот, Нандин не стоит в приветственной позе, а показывает мудры щедрости (вара) и защиты (абхайа):
нандинам̣ пӯджает саумйам̣ рактабхӯш̣анаман̣д̣итам //
паршвен̣а-варāбхиāрин̣ам̣ шйāмавиграхам /12а
И целый ряд других текстов описывает Нандӣ подобно Шиве.
По текстам, Нандӣ был брамином, воплощением самого Шивы и ряд пурāн описывает его рождение в семье святого брамина, то ли Шāлан̇кāйана, то ли Шилāда/Шилāшана,. Например в Варāхапурāн̣е рассказывается, как Шива принял форму Нандӣ и явился святому Шāлан̇кāйана, который молился о сыне, подобному самому Ӣшāне (=Шива, высший лик Садāшивы). В Курма и Лин̇га пурāн̣ах есть истории о святом брамине Шилāда, которому явился Шива в награду за тысячелетнюю аскезу в честь Шивы. Святой попросил в качестве награды сына, у которого не будет физической матери (айониджам), бессмертного (мр̣тйухӣтам) и подобного самому Шиве (твайā самам). Шива дал такого сына, назначив его, кроме того ещё и предводителем ган̣ов и помог ему жениться на деве по имене Суйашā, дочери Марутов. В Лин̇гапурāн̣е есть ещё деталь, что Шива наградил его гирляндой лотосов (кушешайамайӣ мāлā), которая превратила его в трёхглазого, десятирукого Шан̇кару (= Шива).
Нандӣ появляется в пурāн̣ах в роли колесничего (ратхинāм̣ варах̣) и наездника на быке (āкрамйа нандӣ вр̣ш̣абхам̣ (в Матсйа-пурāн̣е)) , охранника входа в обитель Шивы (двāрапāлах̣ / пратихāра) (при этом его партнёром по охране входа были то Бхайрава/Махāкāла, то Бхр̣ин̇гин), музыканта (чаще как барабанщика играющего на мр̣д̣ан̇ге или д̣амару (в памятной надписи Прадодхашивы в Калачури 973 НЭ)), война (победно участвующего в разных битвах на стороне Шивы), предводителя ган̇ов (ган̇ендра), как передатчик знания, данного Шивой (сарва-виджн̃āнаратнāтāм āкарах̣ (Сӯтасам̣хитā)) и автор или рассказчик учёных и религиозных текстов таких как Шайарудра- сам̣хитā, Шива-Махāпурāн̣а, Саурапурāн̣а и многих других.
Рднако, некоторые из описаний, качеств и функций Нандӣ в более поздних пурāн̣ах начинают путаться с описаниями быка , вр̣ш̣абхи. Давайте посмотрим сначала на характеристики вр̣ш̣абхи.
Отождествление быка с дхармой. Персонифицированная добродетель.
Возможно отождествление быка с добродетелью произошло на основе традиции дарить быка Брамину, что считалось наивысшей добродетелью. В Шива-пурāн̣е глава 32 Шива описывается восседающим на быке, воплощении Дхармы, священных писаний, Сиддх и Махарш̣и.
сиддхаспхат̣икасам̣кāшо вр̣ш̣абхах̣ сарвасундарах̣ /
йа дхарма учйате ведаих̣ шāстраих̣ сиддха-махарш̣ибхтх̣ // 54
там āрӯд̣хо махāдево вр̣ш̣абхам̣ дхармаватсалах̣ /
шушубхе 'тӣва деварш̣и-севитах̣ сакалаир враджан // 55
Поклоняющийся призывает быка в форме дхармы, дарителя благословений в Виш̣н̣удхармоттаре, глава 105.
вр̣ш̣ам āвāхайиш̣йāми чатуш̣пāдам̣ какудминам /
вр̣ш̣а абхйехи махāбхāга дхармамӯртайе варапрада // 2
В Матсйа- (92.65) и Агни-пурāн̣ах (167.21) предписывается призывать дхарму в форме быка, на котором восседает Аш̣т̣амӯрти (= Шива) ради обретения спокойствия.
дхарма твам̣ вр̣ш̣арӯпен̣а джагадāнандакāраках̣ /
аш̣т̣амӯртер адхиш̣т̣хāнам атах̣ шāнтим̣ прайаччха ме //
Шан̇кара (= Шива) называется Дхармавāхана (тот, кто ездит на Дхарме) в Кӯрма- пурāн̣е 1.7
В тантрах и Шильпа-шāстре есть описания вр̣ш̣абхи Шивы. Шāрадāтилака глава 18 описывает его как «подобный гималайам (химāлайāбхам̣ – должно быть –āбхāм, но последний слог укорачивается ради поэттического размера), остророгий, трёхглазый бык, сияющий всеми возможными украшениями, чья собственная природа/натура – сам воплощённый звук.
химāлайāбхам̣ вр̣ш̣абхам̣ тӣкш̣н̣ашр̣н̇гам̣ трилочанам //
сарвāбхаран̣асам̣дӣптам̣ сāкш̣āч чхабда-сварӯпинам /
Кāшьйапа-шильпа глава 46 описывает размеры и пропорции быка и то, что он может быть золотого, медного или стального цвета, он стоит или лежит на лотосе или в благословенном месте.
В Шива-рахасье 1.17 он имеет рога на массивной голове подобгые кристаллам, у него чёрные глаза, богато украшенны рога и хвост:
татпрāкāра-махāмаулау спхатикопаланирмитāх̣ // 8 б
вр̣ш̣абхā нӣланайанāх̣ пуччхе шр̣н̇ге вибхӯш̣итах̣ /
Примечательно, что в текстах встречается достаточно много сложных слов для обозначения Шивы или божеств из пантеона Шайва со словом вр̣ш̣а/ вр̣ш̣абхам̣, но совсем не встречаются подобные слова с Нандӣ. Вот несколько из них:
вр̣ш̣абхакетана = вр̣ш̣акету = Шива (в Харивам̣ша гл.106)
вр̣ш̣āн̇ка = Шива (в Кумāрасамбхава гл.7)
вр̣ш̣абхāн̇ка = Шива (в Махāбхāрате 13.77)
ӣшварах̣ са гавāм̣ мадхйе вр̣ш̣абхāн̇ках̣ пракӣртитах̣ // 29 б
вр̣ш̣абхадхваджа = Шива (в Махāбхāрате 3.39)
пунах̣ пāртхам̣ шāнтарӯпам увāча вр̣ш̣абхадхваджах̣ // 84. б
вр̣ш̣адхваджа = Шива; в Кāвйāдарша (процитирована в Шабдакалпадрума 4)
джат̣āбхир снигдхатāтāмрāбхир āвирāсӣд вр̣ш̣адхваджах̣ //
вр̣ш̣адхваджā = Пāрватӣ (в Саура- пурāн̣а гл. 8)
вр̣ш̣адхваджā шӯладхарā... пāрватӣ сим̣хавāхинӣ // 22
вр̣ш̣абхāсана = Шива (в Вāйу-пурāн̣а гл. 55)
пинāкапāн̣ир бхагавāн вр̣ш̣абхāсана-шӯладхр̣к // 54 а
вр̣ш̣абхавāхана = Āрйа (в Пӯрвакāран̣āгама гл. 13)
нӣлашветāшвавр̣ш̣абхавāхано вā чарурбхуджах̣ /
вр̣ш̣авāхана = Шива (в Ам̣шумадбхедāгама гл. 64)
вр̣ш̣авāханамӯртех̣ ту лакш̣ан̣ам̣ вакш̣йате ’дхуна /
вр̣ш̣āнвита = Чан̣д̣еша (в Уттаракāмикāгама гл.65)
вр̣ш̣āрӯд̣ха = Шива (в Супрабхедāгама гл.34 и Матсья- пурāн̣а гл. 260. 39 а и там же 260.36 б -
вр̣ш̣асам̣стха = Шива и там же 260.25 б – 26 а - вр̣ш̣астхā = Мāхешварӣ
вр̣ш̣āсанакр̣тāшрайā = Гāйатрӣ (в Махāнирвāн̣атантре гл.5)
вр̣ш̣астхита = Ӣшāна (в Агни- пурāн̣а гл.56.28а)
вр̣ш̣айāна = Нӣлакан̣т̣ха = Шива (в Кӯима-пурāн̣а 1.14.46 а)
Отождествление Нандӣ и вр̣ш̣абхи.
В пурāн̣ах встречаются также сюжеты, где Нандӣ и вр̣ш̣абха являются одним лицом. Но как отмечает автор статьи, этих сюжетов меньше. Напримет в Матсья-пурāн̣е гл.95.2-3 вр̣ш̣а отождествляется с дхармой и с Нандӣ, господином ган̣ов, который говорит Нāраде, что он хотел бы распространить дхарму Мāхешвары повсеместно. В Шива-махāпурāн̣е (Рудра-сам̣хитā, Сатӣ-кхан̣д̣а) гл.13 Нандӣ является быком Шивы. Шива просит Сатӣ (=Умā) поехать на ритуал жертвоприношения, проводимый её отцом, на быке Нандӣ.
суврате вачанāн ме твам̣ гаччха шӣгхрам̣ питур макхпм //36 б
евам̣ нандинам āрухйа вр̣ш̣абхам̣ саджджам āдарāт /37 а
А в гл. 14 Шива просит Сатӣ сойти с быка Нандӣ.
В памятной надписи из Пӯджāрипалли (примерно 12 век НЭ) Нандӣ скорее всего тоже бык и его сравнивают с Гаруд̣ой, вāханой Виш̣н̣у.
йатхā нандӣ махешасья виш̣н̣ош ча гарудо йатхā /
татхā гопāла варāхадевӣпутро на сам̣шайах̣ // 22
« Как Нанди дорог Махешваре, а Гаруда дорог Вишну, так же нет сомнения в том, что Гопала – сын Варахадеви (т.е. дорог своей матери).»
Эти и некоторые другие чёткие отождествления Нандӣ с быком, однако, не могут нас полностью убедить, как и разубедить в том, что это не одно и тоже лицо. Причина остающихся сомнений кроется прежде всего в распространённости антропоморфных форм божеств, а также в том, что антропоморфная форма может трансформироваться с достаточной лёгкостью в любую сторону, как в животное так и в чаловекообразную форму.
Антропоморфная форма
Существуют достаточно ранние изображения Шивы в сопровождении некого персрнажа с телом человека и головой быка. Возможно самое раннее, о котором известно, что это скорее всего антропосорфное изображение быка Шивы, - это изображение в Керале, в деревне Аихоле, немного на северо-восток от самой деревни в маленьком браминском храме. На задней стенке этого храма находится изображение десятирукого Шивы, его супруги, и его Ка̄лӣ-подобной спутницы (Ка̄лӣ/Чан̣д̣ӣ), внизу Ган̣еша и Бхр̇н̇гин и фигура некого с головой то-ли быка, то-ли лошади – видимо Нандӣ. (между 6 и 7 веками нашей эры)
Второе изображение находится в Карнатаке, в деревне Бāдāми. Бычьеголовая фирура с трезубцем в руке сопровождает Харихарамӯрти, а с другой стороны, стороны Хари, находится Гаруд̣а. Бога также окружают Парватӣ и Лакш̣мӣ по правую и левую сторону. Возможно антропоморфная фигура быка появилась здесь для того, чтобы провести ещё большую аналогию между Гаруд̣ой и вр̣ш̣абхой, сделать их более похожими друг на друга. Кроме того вр̣ш̣абха держит здесь тризубец, что является типичным атрибутом Нандӣ.
Аджитāгама
Вр̣ш̣а-гāйатрӣ
тӣкш̣н̣ашр̣нгāйа видмахе Мы созерцаем Остророгого
ведапāдāйа дхӣмахи Да медитируем мы на Ведоногого (чьи 4 ноги - 4 Веды)
танно вр̣ш̣ах̣ прачодайāт Да направит нас к тому (Абсолюту) бык
Ключевое свойство : плодородие
Период активности : круглый год
В то время как корова обычно олицетворяла свойства, связанные с луной, и лунные богини иногда носили коровьи рога, бык являлся символом солнца. Ассирийцы считали, что бык был рожден солнцем. В древнеиндийской мифологии бог Индра часто изображался скачущим на быке, между тем как Брахму представляли сидящим на корове.
Культ быка существовал в Египте и Греции. Египетский бог Осирис часто изображался с головой быка. В римской и греческой мифологиях о быке сложено несколько впечатляющих легенд. Самой известной из них является, пожалуй, легенда о минотавре. Изучение мифов и преданий о быке может помочь людям, имеющим в качестве тотема быка, глубже понять свои прошлые жизни.
Бык ассоциируется с астрологическим знаком Тельца, которым управляет стихия Земли. Этот знак связан с собственностью и материальным благополучием. Он имеет отношение к плодотворному осуществлению любых начинаний, имеющих практическую цель. Для дальнейшего понимания сущности быка вам непременно следует изучить этот знак зодиака.
Бык представляет собой мужское начало и ассоциируется с плодородием земли, которая в традиционной астрологии является женской планетой. Таким образом, в быке происходит соединение мужского и женского начала. В зависимости от ситуации ему приписываются то лунные энергии (женские), то солнечные (мужские). Рога быка имеют сходство с полумесяцем, что говорит о его связи с женскими энергиями. Всякий раз, когда соединяются мужское и женское начало, возникает возможность для оплодотворения.
Если в вашей жизни в роли тотема появился бык, то вам необходимо задать себе несколько важных вопросов. Соответствует ли ваша продуктивность вашим возможностям? Ощущаете ли вы необходимость посеять что-то новое? Не слишком ли вы упрямы и непреклонны? Не склонны ли вы торопиться, когда от вас требуется дать возможность событиям принести свои плоды в отведенное для этого время? Не слишком ли вы неосторожны?
Бык может помочь вам разобраться в повседневных вопросах, связанных с материальным благополучием, и сделать все, что необходимо для его повышения. Он научит быть спокойным и уверенным в себе без проявления упрямства, а также покажет вам, как правильно использовать свои женские энергии.
Источник: Тэд Эндрюс "Определи свой тотем"
Анна