О уединении и социализации.

Аскет. Живопись Саранг Вагхмаре.
Об аскетизме, а именно об уходе от мира часто говорят как o необходимой части духовной практики. Хочу высказать на эту тему пару самых общих идей. Мне видится, что аскетизм не является единственной или скорее окончательной стадией духовности. Я вижу это скорее как этап, стадию на пути становления личности на пути познания. Уход от мира, то есть от социальных связей и коммуникаций, необходимости работать на хлеб насущный, позволяет создать некое уникальное, сакральное пространство где самостоятельно, либо при помощи учителей и узкой общины, создавать и поддерживать определённые мировоззрение и определенный стиль жизни. В уединении можно создать любую новую, уникальную идею, нераспространённую в обществе; можно практиковать совершенно уникальные способы поведения не встречающиеся больше нигде; можно проявить свою волю и творчество; можно ощутить свободу и внутреннюю и внешнюю. Главным позитивным фактором в уединении является свобода от влияний семьи и социума. В уединении мы имеем ограничения поставленные природой, но не ограничения поставленные окружающими нас людьми. Уединение сильно облегчает задачу быть самим собой, или утвердиться в неких идеях и способах поведения. Однако, как только Мы возвращаемся в Мир людей, то вторгается новая реальность, реальность другого человека, реальность культуры и традиции, с которой мы взаимодействуем где то между двух полярных возможностей: либо сливаясь и подчиняясь, либо находимся в противоречии, оппозиции, или даже войне. Именно при возвращении в социум происходят тест на прочность нашей свободы и наших идей, нашего мировоззрения. Сталкиваясь с человеческим социумом аскетические традиции принимали различные тактики чтобы сохранить себя. Одна из тактик - вызвать общее социальное отторжение, неприятие дабы будучи в социуме всё-таки оставаться продолжать оставаться в своем сакральном пространстве. Эдакое одиночество в толпе. Другая возможная тактика - активное взаимодействие и влияние на окружающих. Это борьба за то, чтобы распространить свои идеи и не поддаться чужим. Так действуют традиции, которые активно используют проповедь. Это переделывание мира под себя, или, иными словами, облагораживание мира новыми идеями и отношениями, сакрализация нового пространства в духе мировоззрения полученного в уединении. Естественно существует множество других тактик перехода от уединения к социуму. Главное, именно здесь лежит линия разграничения между свободой от социума и взаимодействием с социумом. Для обеих стадий характерны своеобразные опасности. Для уединения наверное самой сильно опасностью является возможность ухода в иллюзии, отрыв от реальности, высокая степень идеализма у которого не остается почвы под ногами. Это одна из причин, почему говорится во многих традициях о необходимости наставника и руководителя на стадии уединения. Возвращение же в мир грозит потерей этой самой свободы и индивидуальности, потерей ориентиров и осознанности себя. Неизбежно приходит стремление к компромиссу, необходимое для существования с другими людьми. Человек духа, человек успешный в своём пути видимо найдет Грань и Баланс между личностной свободы и жизнью в социуме. Мне представляется что без теста на успешное проживание в социуме достижения уединения Мало чего стоят. В уединении мы не узнаем степень собственной Свободы и степень собственные Силы пока наша свобода и сила не столкнется со свободой и силой окружающих людей. Когда в нашу жизнь в полной мере вторгнется реальность и прежде всего, реальность другого человека.


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Насилие и секс в тантре.

Садашива

Око за око.