От Махишасурамардини к Сарасвати
В цикле мифов о Каушики-Виндхьявасини в Сканда-пуране, из темной кожи Парвати (коши) рождается темнокожая Каушики, которую Парвати направляет жить в горах Виндхья (Виндхьявасини). Согласно мифу, у этой богини восемь рук, в которых она держит оружие. Как царская воительница, она передвигается на колеснице запряженной львами. Пурана в подробности описывает ее битву с демонами Шумбха и Нишумбха.
Ее армия состоит из ужасающих манифестации её же самой: вооруженных женщин, которые появляются из членов тела богини и становятся во главе воинов из птице-головых и звере-головых женщин, разного рода местных богинь, йогини и призраков. В этой же пуране описана и личная битва Каушики-Виндхьявасини с буйволо-подобным демоном. То есть, в этом тексте Каушики-Виндхьявасини уже идентифицируется как Махишасурамардини, богиня победившая демона в виде буйвола.
По мере того как Виндхьявасини занимала всё более прочную позицию в пантеоне индуизма, в процессе ее легитимизации и возвышении, были установлены связи и проведены параллели с ведическими богами и богинями, чтобы ей могли поклоняться дваждырожденные, т.е. брамины. Так в гимне Харивамша ее называли именами богини Сарасвати, богини водных потоков, речи и учености. Имя Сарасвати оказалось синонимом имени Виндхьявасини в гимне Харивамша. Такое отождествление дало возможность местной богине занять прочное место в пантеоне хинду. И вот такой вот образ воинственный Сарасвати, с восемью руками держащий разнообразное оружие, оказался распространённым в буддизме, в Китае и в Японии. То ли воинственная богиня речи, то ли мудрая воительница.
Таковой мы встречаем ее в буддийской "Сутре золотого блеска" (suvarṇa-prabhāsottama-sūtrendra-rājaḥ) в главе посвящённой Сарасвати. Чтобы понять, что обрела Сарасвати от воинственных богинь, убивающих демонов Виндхьявасини и Махишасурамардини, необходимо взглянуть на общий контекст. Четыре великих короля в этой главе являются победителями асуров (противников богов). Они оборачивают в бегство вражеские армии (paracakrāṇi pratinivartayiṣyāmaḥ) и править в мире и благоденствии, защищая свою государства и придерживаясь заповедей сутрыы. И Сарасвати появляется после описания этих четырёх королей. В таком контексте совсем Неудивительно, что Сарасвати и появляется ни как добрая богиня, играющая на вине и держащая писание в руке, а как богиня этих четырёх великих воинственных правителей, как богиня воплощающее собой защиту Дхармы.
(По материалам Катерины Людвик, 2007)
Комментарии
Отправить комментарий