Случайность-закономерность
Ум часто порождает иллюзии. Онда из иллюзий - иллюзия закономерности, а на противоположном конце парадигмы случай-закономерность находится иллюзия случайности. Обе иллюзии коренятся в незнании, в неумении видеть истинные причины, в неумении различить где был чистый случаи, а где были причины. Жаль, когда незнание рождается просто от лености ума. Но иногда сплетение причин и случайности столь сложны, что узнать их не представляется возможным. Ум и тут стремится проявить леность, но остаться королем просто придумав причину. Признание в том, что причина неизвестна, оказывается невероятно сложным для ума и ему легче породить апофению. Ведь знание причины – это более сильная позиция. Знание истинной причинности дает большую безопасность и степень свободы. Кто же хочет заявить о своей слабости? Или, лучше успокоить себя ложным знанием. Ум предпочитает сохранить хорошую мину при плохой игре и успокоить себя хотя бы имитацией знания причины. Именно это свойство ума, наихудшее для общества, проявляет религия. Религия всегда «знает» причину, даже если ничего не знает и, бесконечно порождая иллюзию закономерности, требует согласия и ответных действий, накладывает несуществующую ответственность. Иллюзия случайности менее опасна, ибо не требует ни согласия, то есть усиления до масштабов общества, ни последующих действий. Иллюзия случайности вредна только тогда, когда она является средством полного снятия ответственности там, где такая ответственность существует. Ложная ответственность и ложное снятие ответственности – это две нежелательные крайности, к которым приводят иллюзия закономерности и иллюзия случайности. А знание истинных
причин дает истинную силу. Посему, лучше избегать иллюзий причинности-случайности.
причин дает истинную силу. Посему, лучше избегать иллюзий причинности-случайности.
Комментарии
Отправить комментарий