Сила мысли




Существует две весьма заметные крайности в отношении к жизни: пассивность и активность, 
человек - жертва обстоятельств, или человек - архитектор своей судьбы. Эти два взгляда ещё относят как принадлежащие к науке и духовности. Якобы люди, которые следуют научной парадигме, более склонны считать, что человек формируется средой и воспитанием, а от него лично мало что зависит. А вот духовные люди, в мировоззрение которых присутствует идея о том, что мысль материальна, считают, что мыслью можно воздействовать на свою судьбу и формировать её по собственному усмотрению. Есть ещё, конечно же, много других взглядов на место человека между пассивностью и активностью. Например, христиане видимо полагают что "всё в руках Божьих" и видят себя еще более пассивными игрушками, но только не в руках сил природы и законов, а некого все-объединяющего принципы который они называют Богом. Ни одна из приведённых крайностей не представляется мне адекватной. Кроме того, "духовные" совершенно извращённо представляют себе науку, а люди от науки совершенно не заботится о взглядах духовных людей, представления о реальности которых прямо противоречит научным знаниям. Кроме того, предмет сознания и мысли достаточно слабо изучен экспериментальными науками, а те кто рассуждает о мысли и сознании, пользуется философией, логикой и субъективным опытом, который невозможно проверить или повторить. На промежутках знания в науке, на ее темных пятнах, активно и паразитирует современная религия. В субъективном опыте, на который опирается в основном и религия и любая духовность, есть одна большая проблема - это проблема галлюцинации, природных ошибок ума, ложный знаний полученных интуитивно, так-как правда оказывается контр интуитивной. Единственным критерием того, что субъективный опыт этого человека адекватен, мне представляется только видимый результат, а именно, постоянная эффективность принятия решений и эффективность его действий. 



Но возвращаюсь к взгляду о том, что наука пропагандирует зависимость от обстоятельств: это просто не так. Видимо взгляд биологов не созвучен с крайностью о том, что абсолютно на всё можно повлиять своей мыслью, так как это скорее постоянный баланс и задача науки заключается в том, чтобы найти эту границу баланса между внутренним и внешним. Несомненно, и это просто наш здравый смысл, если мы постоянно обращаем внимание на препятствия и не замечаем возможностей, то скорее всего с таким намерением у нас вряд ли что-то получится реализовать. В этом смысле, управляя своим вниманием и мышлением мы естественно влияем на события своей жизни. Однако, абсолютизировать эту внутреннюю способность влиять на свое внимание и мышление и тем самым менять обстоятельства своей жизни, представляется абсурдным. Такая абсолютизация происходит в магии. Магия существует на идее, что личность может исполнить свои желания, озвучив их ритуальным или магическим способом. А наука приемлет скорее баланс, чем магическую абсолютизацию желания. Простейшим доказательством того, что ни страстное желание, ни однонаправленное думанье не могут повлиять на внешние обстоятельства, является пример футбольных болельщиков, когда проигрывает команда большой страны, за которую болели огромное количество людей в десятки раз больше чем болельщики выигравшей команды маленькой страны. Просто желание, «правильное» или «неправильное», не способно в короткой перспективе изменить реальность даже в рамках природных законов. Польза же в том, чтобы абсолютизировать внутренние психическое состояние как единственно влияющая на жизнь всё же есть, и она чисто психологическая. Такая позиция позволяет перестать быть вечной жертвой, перестать искать виноватых, а принимать всю ответственность на себя. Это несомненно более активная позиция чем позиция жертвы обстоятельств, но это неадекватная позиция. Она, скорее, как таблетка для больного, которая призвана сбалансировать чрезмерную устремленность в восприятии себя как жертвы. Такая таблетка совершенно не нужна сбалансированному человеку, который умеет оценить внешние обстоятельства адекватно и принять адекватное решение, которая поможет ему улучшить свою жизнь, а не помешает. Примеры того как чрезвычайная вера в свою психическую активность не приводит к успеху в делах, но позволяет улучшить своё внутреннее состояние и сделать его более комфортным, является мечтательность нищих и рабов. Люди, которые находятся в крайне плачевном состоянии, ужасающих жизненных условиях, чрезвычайно мечтательный. Они верят в то, что когда-либо смогут вырваться из этих ужасающих условий и сделать свою жизнь богатые достойной. Но только единицы реализуют в большей или меньшей степени эти свои мечты. Отличаются ли эти единицы в своих мечтах как-то от своих менее удачливых собратьев? Точно также можно задать вопрос, а было ли нечто трагически-общее в мышлении тех, кто погиб в природной катастрофе? И так далее и тому подобное. Я думаю, что нам нужно искать границы и баланс, а не вдаваться в крайности, ибо крайности не способный привести к успеху, но лишь четкое понимание середины. Нам важно знать не только что я могу, но и что не могу, и что смогу улучшить, и на что не могу повлиять вовсе. Я убеждена, наиболее адекватным является нахождение баланса и правильное начертание границ.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Садашива

Насилие и секс в тантре.

Нандин и Вр̣ш̣абха. БЫК ТОТЕМ