Десять аватар Вишну и этапы эволюции

Orissa Pattachitra Painting on Tussar Silk - Unframed
19 x 39 inches

В Индии существует достаточно много традиционных религиозных деятелей, которые ищут в индийских писаниях намеки на современные научные знания. Были даже запущены специальные проекты, которые ставили своей целью найти и описать физические литературе элементы современного научного знания: http://www.svvedicuniversity.ac.in/CVSR.php ; http://vedicheritage.gov.in/science/

Это интересная и неоднозначная тема, где движущей силой проектов является гипотеза, а вернее установка о том, что древние авторы и толкователи Вед уже обладали знаниями физики и химии астрономии в большом объеме, таком большом, что некоторые законы уже описанные в Ведах ещё только предстоит открыть. Это утверждение настолько субъективно и претенциозно, что никак не может являться посылом для научного исследования, так как исследователь будет стараться притянуть подтверждения этой установке, отметая всякие противоречия. Данная установка воспринимается как догма, не подлежащие опровержению, а только подтверждению. Именно поэтому все проекты скорее носят религиозный характер нежели научный. Но от этого проекта не становятся менее забавными и увлекательными. Среди этих забавных и увлекательных поисков научного в знания древних накопленных в Ведах при других индийских писаниях, мне попалась давно принятая мною интуитивно параллель между десятью аватарами Господа ВИШНУ и этапами эволюции.

Предупреждаю, что я воспринимаю подобные параллели скорее как забавную игрушку, нежели чем реальность ибо подробный и детальный анализ мифа, как источника информации о эволюции, не выдерживает анализа и начинает рушиться. Параллель работает только в общих чертах, на уровне намёков и очень обобщённых похожестей. 

Господь Вишну, согласно мифологии индуизма, нисходил (аватарати) на землю несколько раз и ещё будет нисходить дабы уничтожить распространившиеся зло. Согласно устоявшемуся набору, существует 10 образов, в виде которых Господь Вишну появлялся на Земле. Вот эти самые 10 образов, 10 персонажей и вызывают ассоциацию с этапами эволюции. Блаватская считала, что вся литература относящиеся к 10 воплощений Вишну аллегорический говорит о дарвиновской эволюция. Эта идея получила широкую поддержку и распространение среди тех, кто стремился найти основы современной науки в индуизме. Среди таких были Кешуб Чандра Сэн (конец 19 века), Шри Ауробиндо, Нанда, западные индологии такие как Мониер Уилльямс и Джон Бурдон сандерсон Халдане. Мониер Уилльямс, знаменитый индолог и составитель санскрито-английского словаря, обратил внимание на эту параллель: "Хинду были дарвинистами еще за тысячу лет до рождения Дарвина, эволюционистами ещё до того, как теорию эволюции принял Хаксли и даже до того как существовало само слово эволюция".

1. Матсья - рыба (Палеозойская эпоха)

В мифе говорится, что земля была покрыта водами. Первое воплощение Вишну на земле было в форме рыбы. Это произошло в самую первую эпоху, в сатья югу.

Согласно теории эволюции, первые существа действительно появились в воде.

2. Курма – черепаха (Мезозойская эра)

Второе воплощение господа Вишну. Черепаха - это земноводное существо. Согласно теории эволюции, первые живые существа на земле вышли из воды и действительно были земноводными.

3. Вараха – вепрь (Кайнозойская эра)

Кабан является символом всех сухопутных животных, которые появились после амфибий.

4. Нарасимха - человеко-лев (Кайнозойская эра)

В мифологии он представляется как имеющий человеческий корпус, но лапы и голову как у льва. Этот образ может символизировать собой появление разума и человеческих черт у диких животных.

5. Вамана - карлик

Это первое появление образа человека, но несколько уродливого, ненормального человека. 

Возможно это символ самых ранних людей, или переходных форм от животных к человеку, но уже очень близких Homo sapiens.

6. Парашурама - Рама с топором

Символизирует собой появление человеческой материальной культуры. Именно каменные топоры являются ярким свидетельством о начале использования достаточно сложных рукотворных орудий первыми людьми.

Отсюда и далее все последующие аватары Вишну имеют образы человека. Более того, далее начинается разнообразие списков, принятых в разных направлениях. Вайшнавы считают, что следующим был Баларама а не просто Рама. Или, как вариант, список может состоять из Рамы, Баларамы, но не иметь в себе Будды на девятой позиции.

7. Рама 

Согласно мифологии, Рама был идеальным царем. В теории эволюции он может быть соотнесен с идеальной человеческой формой. 

8. Кришна 

В юности Кришна был пастухом коров. Теоретический эту форму можно соотнести с появлением и распространением сельского хозяйства. Но для вайшнавов эта форма никак не может быть соотнесена с этапами эволюции и является чистым воплощением божественности на Земле. Единственное, что могут признавать любители Бога Кришны, это то, что его появлением отмечается начало последней четвертой эпохи - Кали юги.

Вообще многие вайшнавы, особенно исконовцы, не согласны с идей проведения параллелей между воплощениями Вишну с этапами эволюции говоря, что такая ассоциация принижает Божественный статус воплощений Бога.

9. Будда

Сами буддисты отрицают возможность того, что Будда был аватаром Вишну. Однако, включение его в список позволило признать Будду воплощением божественности и в системе индуизма. Однако если уж и тянуть параллель, то тянуть всё до конца. Здесь мы можем сделать Будду, или Кришну, или кого угодно, символом развитого человеческого сообщества, сложного социума, быстрого технологического развития и так далее.

10. Калки

Это форма ещё не появилась на земле. Согласно писаниям, господь Вишну воплотится как Калки в конце этой эпохи. Он появится на белом коне яркий как комета, вооруженный мечом. Меч - это символ войны, основное военное оружие до появления огнестрельного. Здесь можно усмотреть в будущем аватаре предсказания об уничтожении человека в результате войны. Теоретически, это должно стать концом эволюции человека на Земле.

Ещё раз повторюсь, что эта поверхностная ассоциация и не выдерживает критики при ближайшем рассмотрении. Если бы это действительно было теорией эволюции, то не рыба, ни черепаха не должны были существовать вместе с человеком, как это происходит в мифе. Вепрь по мифам поднял из вод океана, существующего неизвестно где, землю на поверхность. Соответственно, будь черепаха символом земноводного, то она должна была появиться только после этого события, после появления земли. Эти и другие противоречия не позволяют воспринять Вайшнавские мифы с полной серьезностью.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Садашива

Насилие и секс в тантре.

Нандин и Вр̣ш̣абха. БЫК ТОТЕМ