Тантрическая версия празднования Дашеры в Бхактапуре, Непал.

Храм Навадурги, Бхактапур, Непал


Нава Дурга означает девять Дург, состоящих из Махакали, Кумари, Варахи, Брахмаяни, Махешвари, Вайшнави, Индрани, Махалакшми и Трипурасундари. Дурги - это различные проявления Парвати, супруги Шивы. В ритуале они символизируют жизненную силу. Ритуал начинается с Дашаина в октябре и заканчивается в Бхагасти в июне. Со дня Бхагасти все божества в Непале живут не на земле, а под водой вплоть до Гатхамуги Чаре. Чуть менее пяти недель спустя. В день Гатхамуги Гаты берут с поля черную глину и возводят Линга Шивы. Часть этой почвы оставляют и храняет, чтобы бы добавить к новым маскам. Гаты, т.е. маски-танцоров, музыканты и священнослужитель отправляются к богине Таледжу с новым набором масок, ритуально сделанных из специальной глины, смешанной с пеплом предыдущих масок и с черной глиной, оставшейся от Шива-Линга, сделанного в день Гатхамуга Чара.

В ночь Дашаина (т.е. Дашера, 10 ночь) Кармачарья (священнослужитель) наделяет маскам жизненной силой. Символизм масок и ритуала раскрывается в тантрах. С момента, как маски наделяют жизненно силой, они считаются богами и богинями.

Непальцы придают большую роль богине Таледжу (непальский вариант богини Дурги), хотя она не представлена в пантеоне Нава-Дург. Новый набор масок выставляют в праздничной Брахмаяни-Питхе (сакральным местом) у берега реки Хануманте. Это происходит в день города Бхактапур, который тоже считается питхой Нава Дург. Брахмаяни – богиня-покровительница города Бхактапур. Хотя считается, что Дург девять, но только семь, Махакали, Кумари, Варахи, Брахмаяни, Махешвари, Индрани и Вайшнави представлены в масках. Эти 7 совпадают с семью Матриками.




 Трипурасундари не представлена в танце, а ее изображение хранится в храме Нава-Дург в Гачха-толе. Махалакшми, также нет среди масок. Она находится в маленькой колеснице во время публичных процессий, посвященных Навы Дургам. Она считается наиболее сакральной, важной и мощной, напрямую ассоциирующейся с богиней Таледжу. Колесница с изображением Маха-лакшми содержит кувшин с нектаром бессмертия и другие тантрические сакральные вещи. Этот кувшин играет важную роль в ритуале. Она – шестирука, у ее ног располагаются львы, а вокруг лица - большой ореол пламени. Она возглавляет процессию масок Навы Дург, вернее 7 оставшихся Дург и еще шести масок: это Шива, Ганеш, Бхайрав, Швета Бхайрава, Сима и Дума. Сима и Дума изображаются ревущими, свирепыми посланниками смерти. Кроме того, они являются телохранителями Шивы. Они редко участвуют в групповом танце так как у них - охранная функция. Дети насмехаются и потешаются над ними. Но если один из них поймает ребенка, то это считается плохим предзнаменованием. Поэтому некоторые родители часто заранее платят посланникам смерти, чтобы они не ловили их детей.

Маска Шивы меньше по размеру и ее не носят на лице. Маску Шивы несет Ганеш в групповом танце.

Швета Бхайрав также не участвует в групповом танце. Он занят выступлениями в толпе .

Тантрическая версия исполнения ритуала призвана дать людям мир, процветание и счастье. Для этого этот танец исполняется в каждом районе Бхактапура. Он также каждый год проводится в Депатане, Банепе, Нала, Дулихелье, Панаути, Шрикандапуре и Чаукоте. В Хадигун - каждые двенадцать лет.


Популярные сообщения из этого блога

Насилие и секс в тантре.

Садашива

Капалики. (статья Юдит Терсек)