Непальское искусство







Транслитерация:



1. ? s'reyes'tu . sambat* 7589 . sambat* 759 . ka-ti cavadasi- pun*i-s'i- . ma nu ru pa- tya- manideva, sani vande, ra-yati ha va- hu va tya- na ra-ma . bhimara-ja

2.manira-ja . gopira-m*ma . duva-lasiha . bhim*ra-ja . vis'vasim* . vihnaketa . ma-tra- lupini . herati . gokanya- . bhadramati- . manomati-. gomati

3.tukuniju . lakahmi.

Перевод:

[На Удачу]. Эра7595 . Эра7595 759. Картира (темный / яркий) 14-й - 15-й лунный день ... Проветствие Санидеве. (Дар сделан): (Отцами): (Тиа-на) ра-ма, бхи-мара-джа, Человек * ира-джа, Гопи-ра-ма, Дува-ласим * га, Бхи-мара-джа, Вис'васим * га, Вис 'n * uki-rti (вместо Бихнакета).

(Матерями): Лупини (вместо Рупина * i-), Герати (вместо Гера-вати) Гоканья, Бхадрамати, Маномати, Гомати, Тукуниу-Лакамми (вместо Лакса * Ми-)


Эта Паубха - или тантка по-Тибетски - видимо написана для свасти-шанти Шани, умиротворения планеты сатурн, одного из девяти Граа (планеты). У господа Шани четыре руки и его несет человек (Наравахана). У него есть Мандамала (гирлянда голов), которую он носит на шее как ожерелье. На переднем плане внизу - мужчина-яджаман в окружении семи мужчин с правой стороны Паубхи совершают homa (жертвоприношение). На левой стороне находятся восемь то ли женщин то ли по-другому одетых мужчин в позах поклонения и приветствия.

Надписи нечеткие и с исправлениями. Сначала, написав дату, автор ошибся написав Эра 7589, а позже исправил на 759. Точно так же лунный день месяца также неточно указан: автор написал написал два дня - 14 и 15 и забыл написать название двухнедельного периода (темной или яркой половины месяца). Надпись имени тоже плохо-разборчива, скорее всего там написано «сани». Итак, здесь изображен Шанидева.

http://www.asianart.com/articles/inscriptions/10006.html

Махакалабхаирава



Сиддхалакшми 1694

Сиддхи-Лакшми, 1694 год. Она - божество-покровителя королей Маллы в долине Катманду, которые управляли Непальской долиной Катманду с тринадцатого по восемнадцатый века. Она сидит на плечах Шивы, ее супруга. Внизу картины изображены 5 форм Шивы. Садашива - по центру. Культ и ритуалы поклонения Сиддхи-Лакшми встречаются в Джаядратхаямале.

Сиддхалакшми 1796 Rubin museum
Эта непальская паубха изображает гневное проявление индуистской богини Дурги, известной как Сиддхи Лакшми или Пурнаканди. Ее поддерживает  на ладонях ее супруг Шивы в своем гневном  аспекте Бхайравы. Она является одной из самых важных богинь из троицы долины Катманду, в которую входят Гухьякали и Трипура Сундари, также изображенные на этой картине. Мало известно о королевском культе этих могущественных богинь Шакти, которые контролировали судьбу королевских семей царей Малла из трех королевств долины и защищали благополучие набожных подданных, которые им поклонялись. Здесь показана многорукая фигура богини, поддерживаемая фигурой  Бхайравы или Шивы, который сам стоит на лежаще фигуре. Все они располагаются на львином троне, синхасане, символе королевской власти. Основная фигура окружена маленькими фигурами красного Ганеши слева и синим Бхайравой справа внизу. Бхайрава изображен в многорукой форме и танцующим в крайнем левом верхнем углу, в то время как соответствующая танцующая красная фигура в крайнем правом верхнем углу может быть Кумари. Подобные маленькие фигуры богов-защитников и тантрических божеств распределены по картине, перемежающейся со сценами из смасаны или  землями  кремации, идеальное место для практики тантрических йогов и йогини. Маленькие фигуры вдоль нижней части картины - это донор и его семья, обозначенные надписями. Надпись, обрамляющая три стороны картины содержат дату и обстоятельства освящения картины, которая состоялась в 1796 году н.э. Интересно, что надпись фиксирует как дату, когда картина была доставлена из Читракары, (мастекской художника), так и даты освящения, которое произошло через месяц после написания картин. Великолепную бронзовую скульптуру этой богини можно найти в коллекциях музея Патан в Патане, Непал.

Патан - музей

Хималаян Арт, Сиддхалакшми

Сиддхалакшми, Collection: Bonhams New York (Painting & Sculpture. March, 2017)
Санскритский термин «сиддха», указывает на то, что она овладела искусством достижения цели, и потому к ней обращаются последователи за успешным завершением проектов.


Популярные сообщения из этого блога

Насилие и секс в тантре.

Садашива

Капалики. (статья Юдит Терсек)