Виджняна-бхайрава-тантра
Виджняна-бхайрава-тантра с переводом и комментариями Джайдева Сингха. "Йога восхищения, удивления и изумления"
Перевод с английского группой волонтеров, конец 90х, Минск, Беларусь.
Эта книга предлагает 112 дхаран - 112 медитаций или техник - направленных на то, чтобы пережить необычайную и парадоксальную реальность неограниченного сознания, называемого Бхайравой. В своем первом вопросе к Бхайраве Богиня просит его раскрыть ей свою сущностную природу. Бхайрава восхваляет ее вопрос как имеющий отношение к самой сущности Тантры, и он восхваляет трансцендентный аспект Всевышнего. Затем Богиня умоляет Бхайраву научить ее тому, как понять эту блаженную недвойственную реальность. Методы, предлагаемые здесь, намекают на глубокую тайну: для того, чтобы осознать эту удивительную реальность, требуется лишь небольшое изменение внимания. Сдвиг откроет щель в кажущейся неприступной гладкости обычного мира. Вот 112 секретных позиций внимания, которые раскроют бесконечность.Перевод с английского группой волонтеров, конец 90х, Минск, Беларусь.
Виджняна-бхайрава не содержит четкой философской позиции. Скорее, это учебное руководство, которое постоянно предлагает практикующему более глубоко и тонко взглянуть на свой собственный опыт. Блаженное и сокрушительное осознание, которое он/она претерпит в результате практики этого метода, служит единственным доказательством верности методов. Это начальное пособие, в котором рассказывается о тонкостях величественной игры Шивы.
«Виджнана Бхайрава Тантра» - это древний санскритский текст из Кашмирской долины на севере Индии. Он считается частью канона кашмирских шайва-агам или тантрической священной литературы этого региона и веками внимательно изучается практиками медитации и учеными. Самая ранняя известная ссылка на «Виджняна Бхайрава Тантру» встречается в «Адвайасампатти-варттике» Ваманатхи. Согласно Джайдеве Сингху, этот автор может быть тем же автором, что и Вамана, писавший о поэтике санскритской литературы и живший во время правления короля Кашмира Джаяпиды (779-813 гг. Н. Э.). Если это так, то можно утверждать, что «Виджняна Бхайрава Тантра» была признанным текстом в 8 веке нашей эры и была написана еще раньше. Текст написан на «Шарада липпи», варианте санскритского письма «Деванагари», который был популярен в Кашмире с комментариями Ксемераджей, ученика Абхинавагупты, жившим в 10 веке нашей эры. Есть еще два известных комментатора текста - Бхатта Ананда и Шивопадхьяя, которые жили и писали в 17 и 18 веках соответственно.
Ценность и важность «Виджнана Бхайрава-тантры» в недвойственных философских и духовных традициях кашмирского шиваизма трудно переоценить. Существует множество ссылок на этот текст во всех основных тантрических трудах кашмирского шиваизма, и его прямой экспериментальный подход к высшей реальности восхваляется как пример основных принципов как тантры, так и шиваизма. Согласно Абхинавагупте, одному из ведущих философов кашмирского шавизма, «Виджняна Бхайрава тантра» - это «Шива виджняна упанишад» или «Эзотерическое учение для непосредственного познания Шивы». Здесь мало внимания уделяется отречению или уходу от чувств и феноменального мира; скорее, естественные энергии используются как эффективное средство входа в высшую и наиболее неуловимую реальность, просто перенаправляя их поток и рефлекторно трансформируя их в чистое осознание «Я».
Философский и духовный контекст «Виджнана Бхайрава Тантры» - это контекст кашмирского шиваизма, но трудно сказать, к какому конкретному аспекту этой традиции он принадлежит. Частично проблема заключается в том, что кашмирский шиваизм представляет собой скорее сложное скопление духовных движений, восходящих к VII веку нашей эры или даже раньше, чем какую-либо одну школу или систему. Исторически сложилось так, что с VIII по XI века нашей эры, по-видимому, существовало по крайней мере четыре из пяти различных парампар - Пратьябхиджняна, Каула, Крама и Спанда, в каждой из которых содержались элементы тантрической шайва с элементами Шакта школ, вращающихся вокруг поклонения первичной силе или силе, называемой «Деви» или Богиней. Шива был общим божеством для всех этих школ.
Комментарии
Отправить комментарий