Виджняна-бхайрава-тантра

Виджняна-бхайрава-тантра с переводом и комментариями Джайдева Сингха.                      "Йога восхищения, удивления и изумления"

Перевод с английского группой волонтеров, конец 90х, Минск, Беларусь.

Эта книга предлагает 112 дхаран - 112 медитаций или техник - направленных на то, чтобы пережить необычайную и парадоксальную реальность неограниченного сознания, называемого Бхайравой. В своем первом вопросе к Бхайраве Богиня просит его раскрыть ей свою сущностную природу. Бхайрава восхваляет ее вопрос как имеющий отношение к самой сущности Тантры, и он восхваляет трансцендентный аспект Всевышнего. Затем Богиня умоляет Бхайраву научить ее тому, как  понять эту блаженную недвойственную реальность. Методы, предлагаемые здесь, намекают на глубокую тайну: для того, чтобы осознать эту удивительную реальность, требуется лишь небольшое изменение внимания. Сдвиг откроет щель в кажущейся неприступной гладкости обычного мира. Вот 112 секретных позиций внимания, которые раскроют бесконечность.

Согласно своему тантрическому духу, Виджняна-бхайрава открывает Высшую Реальность в неожиданных и причудливых моментах. Предлагая огромное разнообразие методов, текст поражает контрастостью с классическим изложением йоги. Виджняна-бхайрава предлагает игривый подход, не смотря на всю серьезность,  полагая, что человек никогда не сможет отклониться от реальности Шивы. Поскольку текст основан на тантрических методах реализации, он предлагает свободу самому исследовать медитативные области, пуритански презираемые классической йогой. Все вещи, все переживания, все моменты купаются в неопровержимой чистоте абсолютного сознания. Для того, чтобы эта необычная реальность стала очевидной, требуется лишь смещение внимания, тонкая перефокусировка.

Виджняна-бхайрава не содержит четкой философской позиции. Скорее, это учебное руководство, которое постоянно предлагает практикующему более глубоко и тонко взглянуть на свой собственный опыт. Блаженное и сокрушительное осознание, которое он/она претерпит в результате практики этого метода, служит единственным доказательством верности методов. Это начальное пособие, в котором рассказывается о тонкостях величественной игры Шивы.




«Виджнана Бхайрава Тантра» - это древний санскритский текст из Кашмирской долины на севере Индии. Он считается частью канона кашмирских шайва-агам или тантрической священной литературы этого региона и веками внимательно изучается практиками медитации и учеными. Самая ранняя известная ссылка на «Виджняна Бхайрава Тантру» встречается в «Адвайасампатти-варттике» Ваманатхи. Согласно Джайдеве Сингху, этот автор может быть тем же автором, что и Вамана, писавший о поэтике санскритской литературы и живший во время правления короля Кашмира Джаяпиды (779-813 гг. Н. Э.). Если это так, то можно утверждать, что «Виджняна Бхайрава Тантра» была признанным текстом в 8 веке нашей эры и была написана ​​еще раньше. Текст написан на «Шарада липпи», варианте санскритского письма «Деванагари», который был популярен в Кашмире с комментариями Ксемераджей, ученика Абхинавагупты, жившим в 10 веке нашей эры. Есть еще два известных комментатора текста - Бхатта Ананда и Шивопадхьяя, которые жили и писали в 17 и 18 веках соответственно. 

Ценность и важность «Виджнана Бхайрава-тантры» в недвойственных философских и духовных традициях кашмирского шиваизма трудно переоценить. Существует множество ссылок на этот текст во всех основных тантрических трудах кашмирского шиваизма, и его прямой экспериментальный подход к высшей реальности восхваляется как пример основных принципов как тантры, так и шиваизма. Согласно Абхинавагупте, одному из ведущих философов кашмирского шавизма, «Виджняна Бхайрава тантра» - это «Шива виджняна упанишад» или «Эзотерическое учение для непосредственного познания Шивы». Здесь мало внимания уделяется отречению или уходу от чувств и феноменального мира; скорее, естественные энергии используются как эффективное средство входа в высшую и наиболее неуловимую реальность, просто перенаправляя их поток и рефлекторно трансформируя их в чистое осознание «Я».

Философский и духовный контекст «Виджнана Бхайрава Тантры» - это контекст кашмирского шиваизма, но трудно сказать, к какому конкретному аспекту этой традиции он принадлежит. Частично проблема заключается в том, что кашмирский шиваизм представляет собой скорее сложное скопление духовных движений, восходящих к VII веку нашей эры или даже раньше, чем какую-либо одну школу или систему. Исторически сложилось так, что с VIII по XI века нашей эры, по-видимому, существовало по крайней мере четыре из пяти различных парампар - Пратьябхиджняна, Каула, Крама и Спанда, в каждой из которых содержались элементы тантрической шайва с элементами  Шакта школ, вращающихся вокруг поклонения первичной силе или силе, называемой «Деви» или Богиней. Шива был общим божеством для всех этих школ. 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Садашива

Насилие и секс в тантре.

Нандин и Вр̣ш̣абха. БЫК ТОТЕМ