Что такое «мантра»?




1. Амаракоша называет 2 части слова: dhātu (глагольный корень) mantr (मन्त्र् ; चु० सेट् आ० ; मत्रि गुप्तपरिभाषणे १०.१९९ охраняемая, тайная речь) मन्त्र् + аффикс घञ्.

2. Санскритский термин мантра состоит из словесного корня मन् ( मन् 4A; दि० अनिट् आ० ; मन ज्ञाने ४.७ знать, узнавать, думать) и аффикс त्र (используется для создания слов, обозначающих инструменты или объекты


Происхождение аффикса त्र :



Whitney 1182 + 1185 tr̥ (субъект деятельности как в  kartr̥) с заменой r̥ на rа = tra (Panini 8.2.4) - то, чем совершается man = mantra







3. Казалось бы аналогичные слова stotra , tantra, но они образаваны по-другому : स्तु / तन् +ष्ट्रण् – Panini 3.8.182 – по этой сутре список корней, к которым добавляется ष्ट्रण् ограничен и man в него не входит.


4. еще одна история यन्त्र/ यन्त्रं यन्त्रं, क्ली, (यच्छत्यत्रेति yam – то, что поддерживает. यम +“ गुधृवीपचिवचि-यमिसदिक्षदिभ्यस्त्रः .” उणा० ४ . १६६ .इति त्रः



Таким образом, мантра считается инструментом мышления - конечно, не обычной мысли, а вспышкой понимания, озарения (Законы Ману 2.85).



5. Традиционный анализ термина, более часто встречающегося в тантрических текстах, относится, однако, не к этимологии Панини, а к интерпретации в стиле Нирукра. Мантра – это комбинация корней МАН и TРАИ (त्रै Pa1n2. 3-2 , 3 ) ifc. в смысле сохранения или защиты. В данной интерпретации мантра понимается как защищающее, или спасающее мышления.





6. Два толкования мантры объединяются в слове мантра, что выражено в стихе в Камика-агаме:



mananaṁ sarvaveditvaṁ trāṇaṁ saṁsārasagarāt
mananatrāṇadharmatvān mantra iti abhidhīyate ||

Мантра считается таковой, так как [она] обладает природой мышления и переноса ; мышление [значит] обладать всезнанием [и мантра] спасает из океана перерождений.


Такая интерпретация не относится ко всем мантрам, поскольку многие являются ритуальными формулами, нацеленными на конкретные цели, а не на защиту или спасение. Однако, она верна поскольку, поскольку указывает на важный аспект отношения к мантре в целом: эффективность мантры, будучи символической, относится к области ума, ментальности, а сила, которой они, как считается, обладают, имеет внеземное происхождение. Мантра всегда - хоть иногда и опосредованно - обращается к трансцендентальному, высшему, тонкому и черпает оттуда силу, она эффективна только в связи с высшим. Иначе она не способна приносить какой-либо результат.

или в Лакшми-тантре

māṃ trāyate'yam ityevaṃ yogena svīkṛto dhvaniḥ |
guptāśayaḥ sadā yaś ca mantrajñaṃ trāyate bhayāt
|| 18-44 ||

sa mantraḥ saṃsmṛto'haṃtāvikāsaḥ śabdajaiḥ kramaiḥ |
pūrṇāhaṃtāsamudbhūtaiḥ śuddhabodhānvayo yataḥ
|| 18-45 ||

Мантра - это звук (дхвани),  который (практик мантры) берет считая, что именно "это то, что защищает меня".  А также это то, что всегда защищает от страха/опасности человека, который (знает) тайную обитель / секретный смысл (guptāśayaḥ) [мантр].

Каждое проявление субъективного мира я /самости которое происходит последовательно, как при проявлении звука, основанного на абсолютном/полном субъективном мире Я  и побуждает к раскрытию чистого знания, считается в традиции мантрой.

В других Тантрах (Собрано Тималсина)

«Мантра называется так, потому что она по природе мысль и освобождение. Это действительно всезнающая мысль и свобода от колеса перерождений »(RaTr. 266; Padoux, 1990, 374).

«мысль, которая есть всеведение, освобождение, которое есть благодатью, дарованной перерождающейся душе. . . » (TĀVi. 3.225; Padoux, 1990, 374).

«Все мантры состоят из фонем, и их природа - энергия энергии, о дорогой. Однако знайте, что эта энергия - mātrkạ̄, чья природа - это природа Шивы »(Tantrasadbhāva; Padoux, 1990, 374).
«Мантра - это осознание [реальности]» (ŚiS. 2.1).
 
«Мантры - это Досточтимая [энергия] фонем. Они по природе мира, а также верховного Господа и так далее. Это мысль и освобождение. Они состоят как из обычного мышления, так и из чистого сознания »(→ PaTrV. Абхинавагупты, 243; Padoux, 1990, 376).
 
«Мантра названа так, потому что она имеет природу созерцания божественного свободного света [и] потому, что она защищает от всех страхов» (KuT. 17.54).
 
«Значение термина мантра - осознание, заключающее в себе [букв. поглощает] все ментальные конструкции, которые обладают природой мышления в его расширении и природу защиты от страха в его сдерживании »(MaMañ. 49).

«Мантра не состоит из букв. Она также не является телом, имеющим десять рук или пять лиц. Мантру следует [понимать] как усиление звука в начальной точке решимости » (цитата из Parimala, MaMañ. 49).

В Ведах

Мантра - это нечто, «произносимое провидцами (Риши)» (RṾ. 1.152.2; 6.50.14; 10.14.4; Findly, 1991, 15–47). 

 Мантры служат для освещения вспомогательных частей жертвоприношения во время его совершения (MSBh. 1.2.32; Taber, 1991, 149). 

 Мантра - это то, что активирует концентрацию на элементах ритуала (abhidhānasya codaka; MSBh. 2.1.32).

Тайная сила мантры 

Из Тантрасадбхава-тантры:

व्यहारार्थमन्र्तैव ज्ञानं ज्ञेयं स्वभावतः ॥ ४३० ॥
सापेक्षत्वा ततो नष्ट अवाच्यत्वेन संस्थितः ।
लौकिको व्यवहारोऽयं घटादावक्षगोचरे ॥ ४३१ ॥
निष्प्रपञ्चे कथं चात्र वाङ्मयो न प्रवर्तते ।
योगिन्यां व्यवहारोऽयं मन्त्र संगीयते पुनः ॥ ४३२ ॥
नाधिकारोऽत्र लोकस्य रथ्यध्ये प्रवर्तते ।

vyavahārārthamanrtaiva* jñānaṃ jñeyaṃ svabhāvataḥ ॥ 430 ॥
sāpekṣatvā** tato naṣṭa avācyatvena saṃsthitaḥ ।
laukiko vyavahāro'yaṃ ghaṭādāvakṣagocare ॥ 431 ॥

niṣprapañce kathaṃ cātra vāṅmayo na pravartate ।
yoginyāṃ vyavahāro'yaṃ mantra saṃgīyate punaḥ ॥ 432 ॥

*читай vyavahārārthaṃ вместо vyavahārārtha. Верный вариант дает поэтически недопустимый размер.
mantraiva - недопустимое двойное sandhi. Верный вариант sandhi mantra eva дает поэтически недопустимый размер. 

**читай sāpekṣatvāt вместо sāpekṣatvā. 

1.430c-432 [Мантра как общение с Йогини]
Исходя из природы [высшего знания, то] знание (jñānam), [что] предназначено для взаимодействия (vyavahārārtham) [людей в миру с высшими сферами] должно рассматриваться исключительно как мантра. Так как [мантра] зависима [от высшего знания], то [она] разрушается [в миру и] остается [таковой будучи просто чем-то] непроизносимым (avācyatvena). Мирское / обычное (laukikaḥ) взаимодействие с объектами это [когда] горшок и другие вещи воспринимаются глазами. А как [обычный] язык (vāṅmaya) может функционировать тут, в области, где ничто не проявлено (niṣprapañce)? [Поэтому] такое взаимодействие (vyavahāraḥ) [обычного мира] с Йогини*  теперь называется мантрой.

Сиддхайогешвари мата

अशेषाम् एव मन्त्राणाम् अतो वीर्यं प्रगोपितम् |
तेन गुप्तेन गुप्तास् ते शेषा वर्णास् तु केवलाः || १३
गुप्तवीर्या महादेवि विधिनापि प्रयोजिताः |
तेन ते न प्रसिद्ध्यन्ति जप्त्वा कोतिशतैर् अपि || १४

aśeṣām eva mantrāṇām ato vīryaṁ pragopitam |
tena guptena guptās te śeṣā varṇās tu kevalāḥ || 13 = Kubjikāmatatantra 4.9cd
guptavīryā mahādevi vidhināpi prayojitāḥ |
tena te na prasiddhyanti japtvā kotiśatair api || 14

1.13,14 [Мантра виирья] Все без исключения мантры защищены таинственный силой (vīryam).  Мантры скрыты этой тайной, а  оставленные ей [этой скрытой силой vīryam] мантры становятся просто буквами. 
О великая богиня, мантры [сокрыты] тайной силой даже если их используют согласно предписаниям. Поэтому они не приносят успеха даже если их повторить сотни тысяч раз.

Смысл мантры

Смысл мантры может быть двух видов исходя из двух способов понимания, что такое мантра.
1. Мантра, понимаемая как звуковая вибрация, как поток, волна, наада, сила звучания.

Обращение к высшему оказывается по сути обращением к базовой природе человека, к начальным стадиям развития речи. 
Такой подход чувствуется в свукоподражательных биджа-мантрах: пхаТ - звук меча с силой пассекающий воздух дает биджу устранения; хрум - звук костей хрустящих на зубах шакала дает мантру устранения врагов. Ха - звук выдоха и означает силу дыхания, прану. 

К этой же категории относятся и устойчиво сложившиеся ассоциации со зуками. Например звук "И" ассоциируется с женщиной и регулярно появляется в  мантрах богинь. Просто говоря "И"  возникает женское присутствие.

Тут мантра может отражать интуитивный, фонетический смысл звуко, близкий музыке или к тому, как передают смысл друг другу животные. Эта возможно та сфера смыслового звука, которая существовала до речи. Здесь можно выделить как минимум два уровня : смысл интонации и смысл самого звука. По интонации владелелец собачки или котика поймет своего питомца : он ластицца, злится или просит.  А интуитивный смысл звука становится очевиден, если ответить себе на вопросы типа : что острое, а что тупое? клим и хаум; что широкое, а что узкое? саух и хум; что мирное, а что вражебное?  шрии и пхат. Эффект общечеловеческих ассоциаций со звуками известен в собременной науке как эффект "бубу и кики".  

Фонетическия характеристики, физиология произнесения звука или его физические характеристики могут играть роль. Например, при произнесении гласного "У" тон звука естественно идет от низкого к высокому. Поэтому этот гласный называется "восходящим" и считается возносит к высшим мирам. Просто говоря "У" совершется восхождение. А при произнесении звука "О" нужно округлить рот, поэтому этот звук будет ассоциироваться с чем то объёмным, тупым, округлым. Так звук "И" легче произнести более высоко, чем "А". Женщины имеют более высокий голос, поэтому "И" - женский звук, а "А" - мужской звук. 

Смысл при таком подходе  вторичен, или вообще не важен, или максимально обобщен. Главное, как звучит, как вибрирует, как ощущается, какую эмоцию вызывает. Природа полнится такими смысловыми звуками: успокаивающими и пугающими, милыми и орасными. Они понятны, как песня матери понятна младенцу. При таком подходе мантры даже произнесенные про себя имеют некое вибрационное влияние на повторяющего так, что простое повторение без придания мантре смысла яко бы имеет благое последствие и может дать плод повторения мантры.


2. Мантра, ее элементы понимаемые как наделенные сакральным смыслом элементы. 
Это более сложный способ пономания мантры так как их смысл плотно сидит в мировозренческой доктрине той или иной школы и сама система наделения смыслами комплексна и разнообразна. 

Значение звука может чепаться в:


  1. тот же звукоподражательный и ассоциативный смыслы которым придается более конкретное значение. Наблюдения за природой звука "А", где и когда он возникает в природекак - первый звук ребенка > это звук первого момента, скажем момента творения.
  2.  смысл звука переносится на его начертание или может быть наоборот, значение звука придается на основе начертания звука. Наптимер "И" писался как три точки (голова и две груди) и означал женщину, а звук "Е" писался как треугольник и означал лоно. Соответственно, эти звуки частотны в мантрах богинь. 
  3.  начальная буква Г - смысл бог Ганеша
  4.  ассоциации со списками категорий в доктрине (таттвы , ступени реализации) / иерархий /  [самая большая группа] прочиной для некоторых ассоциаций могут стать другие пункты из этого списка
  5.  ассоциации с богами и их окружением
  6.  ассоциации с частями тела









Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Садашива

Насилие и секс в тантре.

Нандин и Вр̣ш̣абха. БЫК ТОТЕМ