Гуру - как выбрать?


По мотивам стихов Сваччханда-лалита-бхаирава-тантрам 1.12-17 и комментария Кшемараджи.
Сваччанда Бхайрава Тантрическая форма Шивы Художник / создатель неизвестен, индийская география: сделано в Джамму и Кашмире, Индия, Азия. Дата: c. 1850-1875 Среда: непрозрачная акварель с золотом на бумаге Размеры: Изображение: 7 5/8 × 4 15/16




Учителя бывают хорошие и плохие. Хороший учитель приводит к реализации совершенств и к освобождению. Плохой учитель опасен и он не способен привести даже к самым маленьким свершениям, не говоря уже о достижении сверхспособностей, сиддхи. Хороший учитель обладает abhedapratiiti - стойкой верой, или уверенностью в недвойственности, он обладает сознанием Шивы. Перед тем, как стать учеником какого-либо учителя, предлагается проверить его на наличие хороших или плохих качеств.


Качества хорошего учителя


Śānta - спокойный, ровный и устойчивый.

Sattva - саттва можно понять как качество ума. Ум хорошего учителя силён, быстр и остер, он направлен на благую силу, вирья. Учитель, который обладает благой силой считается саттвичным. В более общем смысле саттва означает добропорядочное поведение.

Dayā - способность сопереживать и сострадать а также способность проявлять милость, божественную милость ануграха в особенности 

Dākṣiṇya - это слово можно понять двояко. Его можно понять как щедрость, в особенности как щедровать в отношении предметов для подношения. Также Dākṣiṇya учитель - это противоположность учителю Vāmanya, учителю левого пути. То есть хороший учитель не должен проповедовать употребление мяса и алкоголя, а также учить сексуальным практикам.

Tyāgī - это одно из основных качеств хорошего учителя. Он не должен быть обременен обязанностями в миру, большим количеством вещей и богатства, а также представлять себя как великого учителя и быть привязанным к славе.

Dambha-nirmukta - он не должен быть манипулятором, мошенникам и лицемером. Говорить одно и делать другое преследуя свои тайные корыстные цели.

Śivaśāstreṣu bhāvita - он должен иметь уважение и знать Шайва писания. Учитель, которому нравятся другие писания, например вайшнава писания, но он берётся преподавать писания Шайва, не сможет преподавать их качественно, он будет давать знание весьма поверхностно, как юный любовник который не уходит дальше поцелуев в любовных играх. Такой учитель не может привести шайва ученика к освобождению. С другой стороны, учитель, который имеет преданность (бхакти) к писаниям шайва, достигает высоты понимания превосходящей все другие способы понимания и достигает наивысшей степени освобождения. Как говорится: "Наивысший уровень достижения Шайва превосходит все другие максимальные ступени достижений других учений."


Качества плохого учителя


Krodhana - гневный, властный и подавляющий.

Capala - непостоянный или грубый, страдающий перепадами настроения.

Kṣudra - несчастный, жалкий, убогий или вечно недовольный, низкий, подлый. Здесь можно включить и физическую истощенность и крайнюю бедность.

Daya-dākṣiṇya-varjita - тот кто не проявляет ни сострадания ни щедрости. Тот кто не сочувствует и не заботится о психическом и физическом благополучии своих учеников.

Kekara - подслеповатый, или косоглазый. Сюда так же входит и переносное значение этого слова, то есть тот, кто смотрит с неодобрением или завистью.

Dantura - с большими, торчащими зубами, или с плохими зубами.

Kāṇa - одноглазый.

Khalvāṭ - лысый.

Śāstravarjita - тот кто не почитает и не знает Шайва писания.

Kṣaya-anvita - расточительный, транжира. Также это слово может означать  человека, страдающего легочной болезнью, того, кто тяжело дышит или часто кашляет.

Tārkika - тот кто много и бессмысленно рассуждает, постоянно спорит, или просто болтун на философские темы.

satya-śauca-varjita - не демонстрирующий ни чистоты, физический и моральной, ни добропорядочного поведения.




Итак, хороший guru должен обладать благоприятными признаками и в физическом аспекте и в умственном и моральном порядке, и в поведении. Главным критерием является то, что хороший guru обладает верным знанием и это важнее, чем физические недостатки. Такой гуру все равно способен привести ученика к реализации сверхспособностей (сиддхи) и освобождению (мукти). Если же ученик при встрече с guru сталкивается с препятствиями и разного рода опасностями для тела, ума и психики, для здоровья физического и психического, то такой гуру считается неблагоприятным.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Насилие и секс в тантре.

Садашива

Око за око.