Демонический гуру или личность с нарциссическим расстройством в роли гуру.
"Его величество, исходя из религиозных соображений, не приемлет название "раб" (банда на хинди), так как он считает, что единственным хозяином всех является только господь бог. Поэтому он называет этот класс людей "чела", что означает на хинди "преданный ученик"."
Средств поддержания иерархии целый арсенал: простое декларирование, высокомерный вид и особая одежда, демонстрация особого умения и знания в заявленной области, система запретов и разрешений, распределенная по шкале иерархии и др.
Реальные знания и умения нарцисса могут быть разные. У высокофункционального нарциссического гуру будут реальные знания и умения, у мало функционального - будет их имитация. Реальные знания и умения - это тот настоящий маяк, на который собираются ученики. Нарцисс может быть невероятно требователен к себе в том, чтобы овладеть этим "маяком". Нарциссизм же будет проявляться именно в том, как подается "маяк". Во первых, скилл будет чрезвычайно выпячиваться и раздуваться. Будет разработано несколько приёмов, чтобы ярко впечатлять, как впечатляет фокусник. Будет заявлено об уникальности знания и умения и недоступности их в другом месте - "я, единственный источник" - и выстраена иерархия по объему овладения сим знанием. Владение скиллами - наиболее естественная иерархия, но нарцисс гуру будет ее утрированно подчеркивать и бенефитить в другой области. Например: я великий йог, умею стоять на голове, а ты нет, поэтому помой мне посуду. Далее, будет заявлено о секретности знаний стояния на голове и выстроена иерархия по уровню доступа к "секрету". Еще один способ - когда учитель не просто овладевает неким скиллом, а перекручивает знание, делая его еще более пригодным для своих нарциссических целей. Нарцисс скармливает не знание, а суррогат, не настоящий начальный продукт, а со своей больной надстройкой. Например нарцисс-математик может сказать : такое решение формулы вы не найдете в учебниках, поэтому слушайте меня и только меня, все остальные математики не правы. Даже если потом ученое сообщество примет другое решение за верное, нарцисс продолжит настаивать на своей правоте против всех сторонних аргументов. Намного хуже обстоит дело с религиозными учителями. Многие религиозные доктрины уже возводят мнение учителя, наставника, духовника до статуса истины, что очень удобно для нарциссов: хочешь обесценить меня, ХА ХА ХА, тебе придется обесценить тысячелетнее, авторитетное, признанное миллионами религиозное учение! И да, придется обесценивать хотя бы какую-то часть такого учения, чтобы освободиться. Нужно осознавать, что нарциссы были во все времена и именно они возможно и могли стать авторами доктрин.
Но если вдруг в доктрину закралась возможность не обожествлять главную религиозную фигуру, нарцисс, принявший такую "несовершенную" доктрину тут же исправит "упущение" и дополнит или исказит доктрину, чтобы все ценности замкнуть на себе. Есть смысл иерархии, существующей на знании и без нарциссических целей. НО если знание используется для построения иерархии, которая начинает обслуживать нарцисса - иерархия становится опасна для нижестоящих. И иерархия полностью теряет здравый смысл и становится полностью вредной, если она построена на лжи.
Бессмысленно, когда глупости выдают за гениальные идеи, за истину и торгуют ими, или когда общедоступное знание выдают за уникальное, превращая себя в как бы ценный и незаменимый источник, или когда продают вранье и фантазии о своем величии, или когда повышают авторитет своего суррогата, полуправды, оправдывая его ссылками на известные авторитеты, с апелляцией к успешным субъективным опытам, апелляцией к древности, к большинству исповедующему такие взгляды и другими ложные апелляциями.
При таком учителе без реальных скиллов, но большими понтами, невозможно получить умения и знания, ибо они станут иллюзорной целью. Про подаче суррогатного коктеля придется отделять зерна от нарциссических плевелов. При реальных скиллах, вываленное знание может оказаться сложным, как высшая математика для первоклассника, но самое главное, нарцисс использует эту недоступность знания для избиения "младенцев", для самоутверждения, или сделает скилл вечной недоступной морковкой. При учителе первых двух типов невозможно что то освоить, а при учителе со скиллами - трудно, но возможно, если осторожно. Если пользоваться лекциями и книгами без личного эмоционального вовлечения во взаимоотношения с тираном. Вовлеченность грозит втягиванием в психологические, иерархические игры и приобретением психотравм. Возможно также обрести некий навык, если нарцисс заметит в вас некое умение и начнет доить ученика в этой области. Например, заставлять всё время рисовать, или все время петь. Ремесло конечно улучшится, но вряд ли принесет удовлетворение, ибо ремесленник вряд ли получить достойное вознаграждение за свой труд, а вот ощущение, что ученик подвергся эксплуатации на нижних этажах иерархии - вполне возможно. В случае с действительно умным и высокофункциональным нарциссическим учителем вполне вероятно можно услышать интересные и полезные идеи в его речах о его миропонимании и его, несомненно гениальных и великих, озарениях. Однако, знания и умения такого учителя, как бы хороши они не были, используются как инструмент подавления и подчинения: 'вот видишь я умный, а ты идиот, поэтому ты должен подчиняться мне.' Разница между умным нарциссом и не нарциссом заключается в том, что в первом случае иерархия навязывается, громко декларируется и используется для подавления. Любая глупость будет радостно схвачена и использована как дубина. А просто умный человек сияет своим умом радуясь, когда она была усвоена во всей полноте и спокойно относится к тому, что разные люди имеют разные способности и скорости мышления и пропустили все мимо ушей. Ум и знания нарциссического учителя - средство манипуляции и перенаправление ресурсов на себя. С нарциссическим персонажем всегда получается так, что плата за пару красивых идей - это полное эмоциональное и ресурсное истощение и плата эта слишком велика. А что касается действительно умных нарциссов : вероятно можно слушать лекции таких людей, но не забывая о критическом мышлении и самое главное, желательно не приближаться к ним близко и тем более не вступать в эмоциональную зависимость ибо это те самые люди которые нарушают личные границы, лезут в душу и в карман, а потом туда безжалостно плюют.
Правила
Спор, особенно окрашенный эмоциями, заведомо бесполезен, так как правила игры уже расставлены не в пользу ученика. Кроме того, нарцисс никогда не сдается, никогда не позволит вскрыть его страхи и сбросить его с трона. У него уйма энергии на защиту своей грандиозности. Как шизофреника никогда нельза вернуть на рельсы логики, а психопата нельзя убедить не гневаться, они имеют практически неограниченный запас сил настаивать на своем сумашествии, так и нарцисс обладает неисчерпаемым запасом сил своего сумашествия, чтобы защитить свое превосходство над учеником. Спор будет невероятно утомителен для обычного человека и проигрышным. Спор превратится в обвинения, перекручивания, проекции, проклятия. Каждое слова ученика будет использовано против него. Нарцисс запрограммирован победить любой ценой. Если ученик умен и обладает багажом знаний из той же области, он увидит перекручивания и искажения, но выдохнется в попытках вернуть все на логичные рельсы. Нарцисс поведет себя как голубь на шахматной доске. По концовке ученика все равно обвинят в том, что он все не правильно понимает, что он глуп и порочен. Но хотя бы сторонним наблюдателям, если они есть, станет ясно - кто глупец. Проблема в том, что нарцисс, будучи не уверенным в своих силах, не допустит спора при свидетелях, сведя разговор к голым обвинениям.
Донести свое мнение можно только безэмоционально и не задевая расставленных ловушек-ценностей, сделать это крайне умно и хитро, без уколов и ударов по грандиозной самости. Если знаний, умений, спокойствия не хватает, то спор вообще опасен, так как ученика проклянут и выставят полным идиотом и психом.
Доказывание своей значимости также бесполезно. Для нарциссического учителя это лишь приглашение в увлекательную игру на его поле, где переиграть его невозможно и где нарцисс славно порезвится упражняясь в способах опускать и уничтожать самость другого.
Отсутствие реакции - более успешная тактика, но и она может вызвать негодования, так как ученик очевидно отказывается выдать эмоциональный ресурс, соответственно, его надо раздраконить эмоционально, заставить ошибиться и потом опять опустить.
Лучше бы нарцисс вовсе не заметил ученика. Исчезнуть из его поля. Нарцисс, как ядовитое животное или растение. Их или избегают или уничтожают. Драка возможна только при достаточных ресурсах влияния на нарцисса. Чаще побег от нарцисса оказывается лучше драки, или замирания, или компромисса. Вряд ли есть другой выход, чтобы остаться самим собой и защитить себя от эмоционального, финансового и физического разрушения. Адекватно ли заплатить полным разрушением себя за когда-то подаренную книжку или сказанную умность, даже за оказанную услугу, изменившую судьбу? Полная самоотдача и рабство никогда не будет адекватной платой ни за что. Представляете такую логику 'Я спас тебе жизнь и теперь ты будешь моим рабом до конца дней своих.' А Нарцисс предлагает ещё менее равноценный обмен, но не сразу, а постепенно, так что развенчивание с трона и бегство кажется гипер-реакцией. Но нужно иметь в виду, что мелкие попустительства по надруганию над психикой могут как раз таки и стоить жизни под давящим контролем с саморазрушением, с зависимостью от очередной дозы его внимание и любви, с не способностью любить себя самостоятельно. Потом восстановиться будет сложнее. Ведь ученику никогда не будет позволено быть самим собой отдельным, самостоятельным, якобы это поругание высшей ценности, а самопроявление учителя и есть высшая ценность.
Хорошая новость в том, что секты нарциссических гуру обычно не многочисленны. Они заставляют страдать, обижают, ранят и унижают, грузят длинными лекциями, давят своей грандиозностью, моральным превосходством и обвинительными тирадами. Мало кому это нравится. Рано или поздно ученики преодолевают эмоциональную зависимость и оставляют секту. При этом может сохранится любовь к учению (если оно не полностью придумано великим фантазером -нарциссом), но самого учителя часто ненавидят. У любого нарцисса будет армия хейтеров. Ловеры могут превысить только если нарц слишком молод и еще не успел покусать многих, или если он учит без личного контакта офф-лайн не имея возможности взять учеников под полный контроль и отравить их внутренний мир.
(Абу эль Фазаль ибн Мубарак о Абу эль Фазаль Акбаре, мугальском императоре 1595.)
Мубарак, поэт при дворе мугальского царя Акбара в Индии, ещё в 16 веке подметил схожесть положения ученика у религиозного учителя с положением раба у хозяина. После 15 века восприятие того, что ученик должен полностью подчиняться учителю стало повсеместным, так как распространилась традиция святости, которая поднимала статус учителя до живого бога на земле, богочеловека, реализованного существа. Такая традиция дала лазейку для реализации своих амбиций кругу людей с особыми психическими качествами. Я не буду говорить о всех типах учителей в индуистских традициях, или даже о самой концепции богочеловека, я хочу сказать только о достаточно узком круге учителей, которые активно используют традиции богочеловека, просветлённого при жизни и традиционные требования безраздельного служения для превращения учеников в рабов.
Мубарак, поэт при дворе мугальского царя Акбара в Индии, ещё в 16 веке подметил схожесть положения ученика у религиозного учителя с положением раба у хозяина. После 15 века восприятие того, что ученик должен полностью подчиняться учителю стало повсеместным, так как распространилась традиция святости, которая поднимала статус учителя до живого бога на земле, богочеловека, реализованного существа. Такая традиция дала лазейку для реализации своих амбиций кругу людей с особыми психическими качествами. Я не буду говорить о всех типах учителей в индуистских традициях, или даже о самой концепции богочеловека, я хочу сказать только о достаточно узком круге учителей, которые активно используют традиции богочеловека, просветлённого при жизни и традиционные требования безраздельного служения для превращения учеников в рабов.
Психологический портрет.
Трон или Грандиозное Я
У нарциссического гуру есть гипертрофированное идеалистическое, грандиозное Я.Восприятие самого себя и позиционирование как особого, исключительного, талантливого, умного и сильного, обладающего всеми достойнейший качествами, возвышающегося над всеми. Он не обязательно лучший во всех делах, но всегда особенный, исключительный и неповторимый. Такой человек всегда сажает себя на трон. Трон учителя оказывается подходящей ширмой для нарцисса. Это ментальный трон и это социальный трон. Все люди, близкие к трону, всегда будут ниже, а те кто не рядом - их просто не существует. Окружающие люди воспринимаются им или ей как серая масса, как стадо, некое недостойное внимания быдло, массовка вокруг звезды. Причем те, кого он/она приближает к трону и кто позволяет использовать свои ресурсы и манипулировать собой, находятся несколько выше в иерархии нарцисса-гуру, чем люди не вовлеченные в его/ее игру.
Такой гуру с НРЛ обожает героев, монархизм и правителей, центральные фигуры религиозных культов и отождествляет себя с ними. А остальные люди являются лишь декорацией, массовкой, существующей только для того, чтобы происходила история главного героя. Такой человек не потерпит рядом с собой второго героя. Он может лишь временно поиграть в игру в смирение и самоуничижения в присутствии другого человека, в котором он распознает героя, но лишь для того чтобы что-то у него взять: знание, манеры или какой-то другой ресурс и удалиться. В дальнейшем и сам этот ресурс и имя знаменитого человека будут использоваться только для построения башни своего собственного величия, а реальное общение со вторым героем будет либо прервано полностью либо очень поверхностным. У нарца всегда самый крутойспутник и всегда самэ лучшие и исключительные друзья, но лишь на словах. Спутник может оказаться замученным, а друзей нарц не видел уже много лет. Рядом с нарциссом-гуру долго могут удержаться только те, кем можно манипулировать постоянно и от кого можно получать ресурсы постоянно, кто готов стать зависимым и подчинённым, кто готов признать исключительность нашего героя. Такой мудрец не потерпит возле себя второго мудреца, которого нельзя подчинить и который не будет им восторгаться когда надо, напоминать о величии регулярно, вести себя максимально тихо когда надо, не спорить, не жалеть, не предлагать решения, не страдать ни от чего.
По сути, у нарциссического гуру неадекватная самооценка. Ему нужны трон и царские палаты во внутреннем самоощущении, так как альтернатива трону во внутреннем мире нарцисса будет ужас падшего никчемного червя, я сам по себе, без трона, равен бездне никчемности. Ужас падения до себя самого так велик, что нарциссический гуру будет развивать в себе защитную броню из грандиозного альтер-эго, носить маску короля постоянно, даже в трущобах и будет весьма агрессивен к тем, кто попытается не признать его величие, увидеть в нем человека с несовершенствами. Чувствовать себя спокойно и уверенно без грандиозного альтер эго, без ролевой игры в персону грандиозус и постоянного подтверждения своей значимости такой человек вряд ли способен. Он/она будет требовать от своего укружения подчеркивать сего величие во всех случаях: и когда он совершает ошибки, и когда он непреглядно выглядит помятым с утра, и когда он унижает и даже бьет. Так позиция гуру оказывается невероятно удобна для реализации нарциссических целей утвердить свое грандиозное альтер-эго, поставить его в центр мироздания.
Сверхценности
Всегда существует набор сверх ценных идей. Нарцис их адаптирует из разных учений и формулирует сам. По сути это могут быть общечеловеческие или религиозные ценности. Среди этих идей сам учитель и его дело играют самую важную роль, а роль ученика быть ВСЕГДА ниже и ученик должен быть готов пожертвовать собой, своим имуществом и даже своей жизнью ради сакральных ценностей.
Гуру приблизит только того, кто безоговорочно признает ценности, предлагаемые им и согласится со всеми его оценками. Однако, в этом наборе ценностей сам гуру будет стоять на первом месте и все ценности будут использоваться для того , чтобы возвысить гуру нарцисса.
Все религиозные ценности будут замыкаться на фигуре учителя. Он всегда миссия, исполнитель пророчества, божественного послания, истина в последней инстанции. Великая миссия гуру нанизывается на жесткий штырь ценностей, где фигура самого учителя все равно как , но совпадает с высшими ценностями. И так, в наборе сакральных ценностей, предлагаемых гуру с НРЛ, будет возвышаться сам гуру.
Гуру - есть высшая ценность и он же главный и единственный толкователь сакральных ценностей. В иерархии религиозной группы истинно служить великим ценностям, полностью им соответствовать, может только гуру-нарц, а ученики вечно недотягивают, вечно что то делают и понимают не так. Гуру устанавливает контроль и связь только с теми людьми, которые согласны признать его, гуру, высшую правоту и его способность понимать предлагаемые доктрины, а интерпретация гуру, какой бы абсурдной она не была, должна быть признана единственно верной. Кроме того, интерпретации могут менятся, ускальзать от логики, запутываться. Ученик никогда не поймёт "правильно" предлагаемые ценности, это невозможно. Таково изначальное условие. Просто задача у нарца не привить ценности, а доказать, что ученик лох и тупица по сравнению с его, учителя, фильдеперстовым пониманием.
Такая железная логика используется нарциссом как 'домик' , беспроигрышное положение из которого можно подавлять волю и разрушать самооценку учеников.
Слияние
Гуру с НРЛ формирует с учениками нарциссический симбиоз. Это состояние полной синхронности, любовного слияния, безусловной любви как мать любит ребенко, атмосфера полного принятия, поддержки и восторга. Ученик как бы попадает в потерянный рай, в безопасное детство. Учитель показывает восхитительный мир его фантазии где все прекрасно и ученик - избранный на самую лучшую роль. Но постепенно учитель перестает вклады ваться в обеспечение любовным наркотиком. Он начинает требовать безусловной любви сначала в ситуации легкого непонимания, холодка, раздрожения, вплоть до полномасштабного гнева. От ученика всегда требуется примятия на любом морозе. Нарцисс всегда требует полного симбиоза, слияния с собой. Для этого набор ценностей служат инструментом. На стадии идеализации нарцисс покажет пример слияния, так желанного им, будет признавать и восхвалять понимание ценностей, подчеркивать, что неофит отлично следует и живёт согласно ценностям. Его будут восхвалять и опекать, чутко относится ко всем проявлениям, помогать и поддерживать. Его вознесут в ранг святого и мессии. Пока... Потом начнется обесценивание и запутывание. Мол и ценности ученик не понимает и следовать им не в состоянии. Робкие попытки оправдаться будут приводить к обвинениям в греховности, предательстве, неспособности к духовному развитию. Ведь оправдывание себя и противоречие учителю совпадает с осквернением сакральных ценностей. В слиянии только он, учитель - ориентир, а ученики должны с ним/ней слиться и следовать. Слияние с ценностями просто равно слияние с мнением учителя и это = добродетель. Самостоятельность и самореализация = предательство. Следование учению в такой группе превращается в со-зависимость от учителя, согласие стать куклой и играть только и только по его правилам. А любые религиозные и доктринальные ценности замыкаются на фигуру учителя и являются средством манипуляции и подавления, средством пере-ориентации на нарциссического учителя. Человеколюбие, религиозное единение ученика из эмпатии и умения почувствовать другого превращается только в единение с учителем, а единение для учителя - это усиление контроля.
Нарцисс чутко контролирует как ученики на него настроены и жестко пресекает другие направленности эмпатии учеников. Группы же людей, семьи и друзья учеников без слияния по ценностям ему не понятны и презираемы: разная вера, полит взгляды, вегетарианец и мясоед вместе не годятся для нарциссического коллектива. Их надо отстранить от общения с подчинённым учеником. Изоляция ученика и замыкание его на учителя включает и обесценивание заботы человека о самом себе. Альфа и омега, источник и интерпретатор ценностей может быть только Гуру с НРЛ. Он не может быть отодвинут ни при каких обстоятельствах, так как он объявляется более ценным чем жизнь, что уж говорить о таких 'мелочах ' как физическое и эмоциональное неудобство!
Это как в сказке про Морозко, приближенный к нарцу должен вести себя как бедная падчерица: "Тепло ли тебе девица, тепло ли тебе красная?" спрашивает Морозко и люто трещит морозом "Тепло, батюшка" отвечает девица, а сама вся уже онемела. Вот такое служение возможно и подойдёт.
Фантазии и ложь
Один из почти неизменных признаков нарциссического гуру будет наличие фантазий и лжи о своем необычном рождении, нахождении у себя великолепный духовных качеств в раннем детстве, о своих духовных подвигах, о случаях проявления у него сверхспособностей, о великих победах и восхитительных приключениях, о своем мессианстве, визионерстве, встреч с богами, близком общении а духовными лидерами современности, владении иключительным знанием, принадлежности к особому роду царей/святых или к великой линии передачи знаний. Кое что может оказаться правдой, но сильно преувеличенной и дополненной фантазией. Вычислить такое чудотворчество не сложно, оно режет глаз своей небывалостью: я был на Шамбале, учился у самого Будды Гаутамы, дружу с далайламой, вхож в его дом в любое врамя, я воплощение самого Исуса, Абхинавагупты, Кришны, Миларепы (по выбору), я могу не есть, не спать, освоить физику за ночь, ясно вижу, ничего не боюсь, я бессмертен, достиг освобождения (по выбору). Это всегда будет нечто самое известное, уважаемое и ценимое людьми и сверхценное в религиях. Даже если нарцисс пытается придумывать правдоподобную историю, то он всегда будет в ней героем: победил 100 хульганов, спас весь народ, с меня началась вся история завоевания мира, освоения космоса (по выбору). Это пиар-башня очень удобна на поле религий, допусрающих чудеса. Тут можно разгуляться, выходя за ограничения человеческих способностей, найти большои объем сценариев своего величия и поэтому религии так привлекательны для нарциссичных людех. Нарциса будет отличать то, что он сам будет рассказывать о себе истории величия или поручать это делать своим ученикам. Гуру без НРЛ может обрасти такими историями только если люди по своей воле сами о нем нарассказывают. Нарцисс говорит долго и много, высокомерно и обличительно. Он - всегда герой, один из избранных. Все люди - фон, ничтожества , совершающие ошибки, а я - бог и дела мои велики - вам никогда меня не понять, даже не пытайтесь. Попытки уличить во лжи вызовут уверенное обвинение васво лжи, дотолнение рассказа деталями, как бы показывая - ну такие детали могут знать только те, кто говорит правду - изматывание вас отвлекающей болтовнейи выставлением дураком обличителя.
Манипулятивность
Нарциссический гуру - ас манипуляции. Он тренировался с детства и тренировался хорошо, поэтому переиграть их почти невозможно. Манипулятивность - его все, он этим гордится. Манипулятивность выдаётся за добродетель, за йогический контроль, за умение жить, за высшую мудрость или нечто подобное. Естественные реакции и поведение - бесконтрольная низость. Реакции должны быть продуманы а не естественны. Особенно это касается любви и симпатии. Подлинные эмоции и живая реакция на происходящее - это непозволительная слабость для учителя, дырка, в которую может пролезть внешний контролер. Нарцисс не позволит себе быть контролируем и потому не поддастся на эмоции, но будет их активно вызывать в учениках и контролировать их. Эмоция - это не для 'высшего существа', а средство манипуляции, крючок на который ловится ресурс. Поэтому так часто искусственность эмоций считывается с этих людей, наблюдается задержка реакции, маскообразная мимика, резкое переключение с гнева на елейность и поражает крайняя степень их цинизма и отсутствие эмпатии. Они бояться выражать свои истинные чувства , боятся раскрыться , бояться быть близким и яростно избегают сближения, но также яростно имитируют его. Сближение для нарцисса, истинное братство и духовная семья - это круг созависимых, со-настроенных на учителя людей. Он будет чутко их контролировать и перенаправлять любой душевный порыв на себя. Глубокая любовь для нарцисса - это глубокая степень контроля над жертвой и умение жертвы эффективно давать ресурс нарциссу. Разочарование и боль нарцисса, это разочарование змеи, упустившей кролика. Эмоции самой жертвы о себе, ее личные желания страхи и радости трактуются как предательство и преступление. Эмоции самого учителя трактуются как божественное проявление и закон.
Правила игры изначально установлены не в пользу ученика. Главный запрос такого учителя - это постоянное самосовершенствование, но такое как учитель себе напридумывал, потом передумал, переделал и окончательно запутал.
Правила игры изначально установлены не в пользу ученика. Главный запрос такого учителя - это постоянное самосовершенствование, но такое как учитель себе напридумывал, потом передумал, переделал и окончательно запутал.
Прежде всего ставится высокая, заведомо невыполнимая планка. Это всегда оставляет возможность упрека. Здесь неприемлемы слабости, ни физические ни психологические, ни интеллектуальные. А так как не бывает идеальных людей, то с таким гуру невозможно быть самим собой. Ежели слабости невозможно изменить, то они будут переворачиваться в достоинства на стадии идеализации или использоваться как средство унизить на стадии демонизации. Слабости всегда будут подвергаться какой-то манипуляции, но никогда не будут просто приняты. Далее, самосовершенствование в понимании нарцисса заключается в развитии всё больше и больше степени перенаправленности с окружающего мира и себя самого, на учителя и на умении предоставить ему желаемый ресурс.
Идеализация и обесценивание, обожествление и демонизация.
Восприятие всего чаще всего проишодит через призму байосов. Либо пан либо пропал, либо мудрец либо дурак, либо герой либо трус, либо святой либо грешник и т.д.
Учитель нарцисс плохо понимает середину, серую шкалу и плавную градацию. Чаще всего он прибывает в одной из фантазий либо максимально идеализируя что-то / кого-то, либо максимально опуская. Он не приемлет ни в самом себе, ни отношение к себе со стороны других, как к обычному человеку. Ему невыносима обычность, среднестатистичность, которую он воспринимает как страшную скуку, убогость и порок. Среднестатистичность в отношении себя нарцисом неприемлема. А ученик - либо идеальный, либо никакой. Ученик, не демонстрирующий в каждом своем вздохе представления о прекрасном у нарца - дурак, падший и предатель. В эмоциональной сфере учителя - нарцисса очень часто можно наблюдать эмоциональные качели между восторгом и презрением, страстной любовью и максимально холодным душем. Триггеры для перепада между этими двумя крайностями может послужить даже какая-то мелочь или нечто совершенно не замеченное учеником. Нарц понимает не шкалу перефодов между полюсами, а только крайности и реакция его часто бывает как у биполярника, или идеалозация или полное обещенивание. При стадии демонизации давить и мучить нарцисс будет с декларацией о пользе, милости и любви сего мероприятия. Эти два механизма, идеализация и обещенивание, являются основными механизмами манипуляций над паствой. При этом подавление личности ученика морально и физически выдается за заботу о духовном благе и "высшую" форму любви. Эта травмирующая и запутывающая форма амбивалентности - практически единственный способ общения с людьми. Доведенная до максимума такая техника проявляет свою абсурдность: я тебя убью и ты станешь просветленным. Много ли среди людей тех, кто хочет стать Махишасурой? Кто готов перенастроиться на нарциссического гуру, выдавать положительную реакцию при первом требовании, никогда не иметь негативных эмоций по отношению к тирану, заботиться о себе незаметно, но заметно воспевать величие нарцисса и его идей, всегда быть ему открытым и для его меда и для его г.? А самый облом еще и в том, что при нарциссическом учителе невозможно достичь никаких заявленных "духовных" целей и осознать себя и мир ибо нарцисс предлагает только свои фантазии окрашенные либо идеализацией, либо обесцениваем, либо рисует райские иллюзии, либо толкает в адище вины и никчемности. Зачем тогда разделять его фантазии?
Триангуляция
Как распространенный вид нарциссической пытки, этот вид манипуляции будет присутствовать и в случае с гуру-нарцем. Триангуляция может быть и в классическом виде среди половых партнеров гуру: их часто бывает несколько и они меняются. Но есть еще один - это триангуляция между приближенными учениками, между юдьми с "высокой степенью" посвящения и доступа к "высшим тайнам". Именно в этом кругу "посвященных" , а точнее, кругу первичного ресурса нарца, кругу созависимых и происходит самая жесть: кочели ближе-дальше, бог-демон, святой-падший. Ближний круг как правило полностью лишен самостоятельности, любых других социальных связей, собственных денег и полностью подчинен. Что интересно, может показаться, что как раз таки ближний круг имеет большую свободу и может нарушать общесектанский распорядок: эти люди организуют мероприятия, распоряжаются общими деньгами, наставляют неофитов. А на деле оказывается, что эти люди подчинены и зависимы на столько, что нарц в них более уверен и больше доверяет. Гуру знает, что все деньги и все имущество будет отдано ему по первому требованию, все связи будут разорваны в миг, что раб из ближнего круга готов убить и умереть сам по требованию гуру. Такие люди - ценный ресурс и они могут иногда также получить поддержку от нарца и таким рабам можно и делегировать некоторые функции по управлению. Но обычно в фаворе один приближенный никогда не будет. Ему всегда гуру-нарц показывает, что есть другие на подходе, так что, мол, старайся, а то конкурентынаступают. Потом, как и в любовных отнощениях, наступает стадия отмораживания и обесценивания, и бедный приближенный будет уже стараться вернуть себе былое положение. Триангуляция создает конкуренцию, где стараются все и все стараются угодить нарцису. А ему того и надо и ему все равно, через какие муки проходят созависимые приближенные, он их может и не заметить, а если заметит, то будет гневно отмахиваться, как от назойливой мухи.
Иерархия
Одна из целей манипуляции - это установить жесткую иерархию. Гуру-нарцисс постоянно применяет к окружающим какую-то статусность. Он постоянно делит мир на своих и чужих, заблудших и прозревших, падших и возвышенных, просветленных и сансаринов, достойных и пропащих и т.д. и т.п. в зависимости от традиции. Но на этом иерархия не заканчивается. Она четко разработана внутри традиции и каждому участнику присваивается некий статус. Нарцисс не понимает льдей и постоянно пытается ухватить человека через призму какой-либо схемы, типологии, выделить категории: от тупых до мудрых, от преданных до предателей. Не важно сколько категорий, важно, что они располагаются по принципу иерархии. А самое главное, сам учитель неизменно находится на вершине и никто не может занять это место.
На начальном этапе или в перид сладкой поддержки ученика, чтобы он/она не сорвался с крючка, гуру будет использовать иерархию для рисования сказочных перспектив, причислять перспективного неофита к кругу избранных везунчиков, пощерять его пустышкой награждения новым более высоким статусом. Но самый трэш начинается, когда ученик поверил и застрял. Тут ему/ей и открывается гнетущая сторона иерархии как дубины угнетения. При нарциссическом учителе нельзя никогда стать равным ему или тем более выше. Кроме того иерархия диктует способы взаимоотношений внутри группы, пороздает конкуренцию и зависть щедро додстегиваемые учителем. Иерархизация открывает большое поле возможностей для триангуляции и других манипуляций.
Кроме того, среди ступеней иерархии всегда будет дистанция. При нарциссе всегда существует субординация, которая не характерна для тёплых отношений. Насилие, возвышение никогда не проишодят на фоне любви. Для насилия должна быть дистанция. И чем больше дистанция - нем больше насилия, приказов, контроля. Так любящая семья. какой была секта на начальной стадии, становится армейской дедовщиной или тюремной группой. Иерархия и субординация будет таковой до последнего вздоха, любые попытки изменить её будут жестко пресекаться.
Средств поддержания иерархии целый арсенал: простое декларирование, высокомерный вид и особая одежда, демонстрация особого умения и знания в заявленной области, система запретов и разрешений, распределенная по шкале иерархии и др.
Иерархия устанавливается согласно теории, а реальные умения будут игнорироваться. Сильные стороны учеников, которые угрожают статусу учителя будут уничтожаться и принижаться. Например, все мнения учеников и их мировоззрение априори декларируются неверными, а мнения учителя верным. Нарцисс при этом оставляет без внимания эффективные идеи и ждет неудачной мысли или поступка, ждет ошибки, которая позволит опустить ВСЕ самостоятельные взгляды, идеи и независимые поступки. Живые люди рано или поздно совершат ошибку. ТАДААМ - выход нарцисса. Он не упустит момента сказать: я же тебе говорил, что то, что ты думаешь - это полная ерунда; или, я же тебе говорил, что если ты так поступишь, то результаты будут плачевные; сейчас я тебе объясню, как устроен мир; если ты будешь поступать так, как я сказал, то все получится. Главная разница между хорошим советом и советом нарцисса в том, что нарцисс постоянно будет лезть со своими советами, все будет заворачивать на себя и опускать ученика: я сказал, я предупреждал, я советовал, а ученик самостоятельно - ноль, тупица, сам ни на что не способен. Кроме того нарцисс будет сильно концентрироваться на ошибках ученика, выпячивать их и даже доводить до вселенского масштаба. А еще нарцисс не проявит эмпатию даже в тяжелых случаях, когда например из за ошибки ученик пострадал, получил травму, нарцисс останется равнодушен к боли, но обязательно скажет что-то типа "Я же тебя предупреждал". По ступенькам этих ошибок нарцисс и лезет на трон. Тест на нарциссизм - акцентуация на ошибках и отторжение успешных самостоятельных поступков без какого либо влияния гуру. У нарциссического гуру успехи либо останутся незамеченными, либо он их присвоит (без меня ты бы этого не достиг), либо он их обесценит (тебе кажется, что это успех, на самом деле это провал...). Так установится иерархия, где ученик будет все мысли, желания и поступки соотносить с гуру и всякий свой успех приписывать гуру, а всякий провал - наоборот себе. А главное - ученик постоянно генерирует в себе чувство вины, если захочет действовать самостоятельно, ведь самостоятельные мысли, желания и действия ученика = предатель и тварь неблагодарная и ничего хорошего не получится.
Реальные знания и умения нарцисса могут быть разные. У высокофункционального нарциссического гуру будут реальные знания и умения, у мало функционального - будет их имитация. Реальные знания и умения - это тот настоящий маяк, на который собираются ученики. Нарцисс может быть невероятно требователен к себе в том, чтобы овладеть этим "маяком". Нарциссизм же будет проявляться именно в том, как подается "маяк". Во первых, скилл будет чрезвычайно выпячиваться и раздуваться. Будет разработано несколько приёмов, чтобы ярко впечатлять, как впечатляет фокусник. Будет заявлено об уникальности знания и умения и недоступности их в другом месте - "я, единственный источник" - и выстраена иерархия по объему овладения сим знанием. Владение скиллами - наиболее естественная иерархия, но нарцисс гуру будет ее утрированно подчеркивать и бенефитить в другой области. Например: я великий йог, умею стоять на голове, а ты нет, поэтому помой мне посуду. Далее, будет заявлено о секретности знаний стояния на голове и выстроена иерархия по уровню доступа к "секрету". Еще один способ - когда учитель не просто овладевает неким скиллом, а перекручивает знание, делая его еще более пригодным для своих нарциссических целей. Нарцисс скармливает не знание, а суррогат, не настоящий начальный продукт, а со своей больной надстройкой. Например нарцисс-математик может сказать : такое решение формулы вы не найдете в учебниках, поэтому слушайте меня и только меня, все остальные математики не правы. Даже если потом ученое сообщество примет другое решение за верное, нарцисс продолжит настаивать на своей правоте против всех сторонних аргументов. Намного хуже обстоит дело с религиозными учителями. Многие религиозные доктрины уже возводят мнение учителя, наставника, духовника до статуса истины, что очень удобно для нарциссов: хочешь обесценить меня, ХА ХА ХА, тебе придется обесценить тысячелетнее, авторитетное, признанное миллионами религиозное учение! И да, придется обесценивать хотя бы какую-то часть такого учения, чтобы освободиться. Нужно осознавать, что нарциссы были во все времена и именно они возможно и могли стать авторами доктрин.
Но если вдруг в доктрину закралась возможность не обожествлять главную религиозную фигуру, нарцисс, принявший такую "несовершенную" доктрину тут же исправит "упущение" и дополнит или исказит доктрину, чтобы все ценности замкнуть на себе. Есть смысл иерархии, существующей на знании и без нарциссических целей. НО если знание используется для построения иерархии, которая начинает обслуживать нарцисса - иерархия становится опасна для нижестоящих. И иерархия полностью теряет здравый смысл и становится полностью вредной, если она построена на лжи.
Бессмысленно, когда глупости выдают за гениальные идеи, за истину и торгуют ими, или когда общедоступное знание выдают за уникальное, превращая себя в как бы ценный и незаменимый источник, или когда продают вранье и фантазии о своем величии, или когда повышают авторитет своего суррогата, полуправды, оправдывая его ссылками на известные авторитеты, с апелляцией к успешным субъективным опытам, апелляцией к древности, к большинству исповедующему такие взгляды и другими ложные апелляциями.
При таком учителе без реальных скиллов, но большими понтами, невозможно получить умения и знания, ибо они станут иллюзорной целью. Про подаче суррогатного коктеля придется отделять зерна от нарциссических плевелов. При реальных скиллах, вываленное знание может оказаться сложным, как высшая математика для первоклассника, но самое главное, нарцисс использует эту недоступность знания для избиения "младенцев", для самоутверждения, или сделает скилл вечной недоступной морковкой. При учителе первых двух типов невозможно что то освоить, а при учителе со скиллами - трудно, но возможно, если осторожно. Если пользоваться лекциями и книгами без личного эмоционального вовлечения во взаимоотношения с тираном. Вовлеченность грозит втягиванием в психологические, иерархические игры и приобретением психотравм. Возможно также обрести некий навык, если нарцисс заметит в вас некое умение и начнет доить ученика в этой области. Например, заставлять всё время рисовать, или все время петь. Ремесло конечно улучшится, но вряд ли принесет удовлетворение, ибо ремесленник вряд ли получить достойное вознаграждение за свой труд, а вот ощущение, что ученик подвергся эксплуатации на нижних этажах иерархии - вполне возможно. В случае с действительно умным и высокофункциональным нарциссическим учителем вполне вероятно можно услышать интересные и полезные идеи в его речах о его миропонимании и его, несомненно гениальных и великих, озарениях. Однако, знания и умения такого учителя, как бы хороши они не были, используются как инструмент подавления и подчинения: 'вот видишь я умный, а ты идиот, поэтому ты должен подчиняться мне.' Разница между умным нарциссом и не нарциссом заключается в том, что в первом случае иерархия навязывается, громко декларируется и используется для подавления. Любая глупость будет радостно схвачена и использована как дубина. А просто умный человек сияет своим умом радуясь, когда она была усвоена во всей полноте и спокойно относится к тому, что разные люди имеют разные способности и скорости мышления и пропустили все мимо ушей. Ум и знания нарциссического учителя - средство манипуляции и перенаправление ресурсов на себя. С нарциссическим персонажем всегда получается так, что плата за пару красивых идей - это полное эмоциональное и ресурсное истощение и плата эта слишком велика. А что касается действительно умных нарциссов : вероятно можно слушать лекции таких людей, но не забывая о критическом мышлении и самое главное, желательно не приближаться к ним близко и тем более не вступать в эмоциональную зависимость ибо это те самые люди которые нарушают личные границы, лезут в душу и в карман, а потом туда безжалостно плюют.
Печально, что вы даже не сможете донести до нарцисса, что он слишком себя возвысил. Его величи - это догма. Он в любой ситуации должен быть сверху. Вы не можете ни советовать ему, ни беспокоится, ни поддерживать, ни жалеть его. Ведь совет, помощь и жалость - это способ поставить себя сверху. А это абсолютно неприемлемо. Вы можете только внимать, служить и жертвовать. Если нарцисс выглядит скромно - то это лишь демонстрация, что он самый скромный и смиренный из всех скромников. Даже это становится путем самоутверждения. Даже в такой его роли оркужению он оставляет роль фона и подчиненных, а любая надстройка сверху в любом виде будет жестко пресекаться и наказываться.
Охота
Нарц - хищник по своей природе. Мир для такого человека - это поле для охоты, поле для получения ресурса, поле для игры, а не для жизни. Эмоции других людей, кандидатов на жертву, используют как средство манипуляции, как арканы и стрелы. Чужие эмоции - это претятствие для нарца сделать из людей персонажей своего мира фантазий, идеальную жертву, которая не брыкается. Чужие эмоции - это слабость так как человеком можно тут сманипулировать. Можно показать эмоцию - "сыр" и заманить в мышеловку. Путём возвеличивания будущего ученика, путём обесценивания его бывшего окружения и других ухищрений они сначала отсекают свою будущую жертву от так называемого стада, от социума, от родственников, друзей и коллег, лишая тем самым опоры и путей к отступлению, как волк отсекает добычу от стада. Затем все силы ученика, эмоциональные, физические, интеллектуальные и материальные перенаправляются на себя. Это стадия пожирания добычи. А когда остаются обглоданные косточки, то жертву безжалостно оставляют. Стадией косточек может быть социальная дисфункция, болезнь, или тюремное заключение, или любая беда случившаяся с жертвой, которая больше не позволяет тянуть ресурс, а наоборот требует трат. Нарцисс может быть сделает широкий жест помощи при маленькой беде, который будет потом предъявлен как великое деяние истинного братства, но при реальных проблемах нарцисс никогда не станет тратить свои ресурсы. Что особо цинично, это то, что нарцисс бросает обескровленную жертву, но если удалось восстановиться и вновь обрести силы, нарциссический гуру тут как тут, ездит по ушам о том как он волновался и старался помочь, тем самым заманивая обратно.Стоит сказать, что у нарца есть источники и авторитеты. Главная фишка в том, что нарц не будет долго с другим авторитетом, а постарается добыть инфо и быстро выйдти из тени. Кроме того сила нарца не только в том, что он "лучший" , а в том, что он "особый", у него особая миссия, роль, особый путь, уникальные взгляды и он "лучший" в своей "уникальности". Он точно не человек и не такой как все и это его главный глюк, который он лелеет и поддерживает, ищет и находит, вернее всеми силами старается создать, ему подтверждения. Иерархия - естественна для мировосприятия нарца. Как дышать. И если он не самый лучший, то тогда он самый уникальный, но всегда будет Я великий по праву рождения - а вы чернь, порождения моей мысли. Есть еще великие, но таких уникальных точно нет.
Правила
Нарциссический учитель не может существовать без правил, принять текучесть и не конкретность как естественное состояние, принять нечто, событие или эмоцию, не связанную с ним. И дело даже не в наличии правил как таковых, а как они используются. Нарцисс всегда будет устанавливать свои правила игры. Он не станет играть по чужим правилам. Даже законы физики и химии ему нипочём. Все в его голове, внешних самостоятельных объкров нет. Он будет выбирать те мироописания, где его способности манипулировать всем окружающим становятся возможными. Он устанавливает правила не то что в группе, во всейвселенной. Он на короткой ноге со всеми силами в мире. Он подчиняет богов, что говорить о маленьком никчемном человечке. Правила имеют весьма ясную цель. Они делают окружающих нарца удобными роботами. Правила помогают подавить самость со-зависимого и перенаправить его личность на себя. Партнёрство для него мало приемлемо. Он будет других заставлять играть по своим правилам и никогда не примет чужие правила игры. Может сделать вид, что принимает, но никогда по-настоящему. Даже если нарц и воспользовался чьим-то советом или помощью, он вывернет это в заслугу для себя, присвоит себе чужие мысли и успехи. А сам будет навязывать правила и требовать их исполнения. Правила его весьма требовательны, педантичны, часто абсурдны, противоречивы, унизительный, невыполнимы, требуют полной самоотдачи, могут быть очень ситуативными, сегодня одни а завтра совершенно другие, их может быть огромное количество и список их растет постоянно, но все крутится вокруг его сверх ценного мнения. При любых обстоятельствах и попытках действовать самостоятельно, ученику будет предъявлено невыполнение каких-то мало понятных, логические противоречивых или построенных на 'железной логике' правил, которые можно свести к формуле 'ты виноват уж тем, что хочется мне кушать', но завуалированный в формулировку благородных истин типа 'община является высшей ценностью поэтому, если ты не оставляешь свою семью и друзей, то ты предатель общины', 'бог является высшей ценностью, учитель - это глас божий, поэтому ты должен оставить свою работу и направить свое внимание на учителя и бога иначе ты будешь предателем' . Человек чувствует, что совершено покушение на его интересы, на его поддержку, его безопасность, его любовь, но получается , что защита своих интересов превращается в предательство высших интересов и чтобы защитить себя, нужно девальвировать высшие ценности. На этом и построена критика и проявлен сарказм так, что ученик всегда будет находиться в состоянии сомнения, чувствовать себя дураком и виноватым, предателем великих ценностей и светлых идей, переживать вину и страх, но где-то всё равно ощущать что на него навешали лапши и выставили дураком, а реальность обстоит как-то по-другому, где есть подвох. Однако при попытках защитить себя, его начнут смешивать с грязью, попрекать предательством, падением в ад, обесценивать, угрожать или даже применять физическое насилие. Главная технология унижения построена опять таки на отождествлении своих нарцисических интересов с высшими ценностями доктрины. По отношению к себе нарциссический учитель никогда не позволит ученику проявлять свои чувства, говорить о своих потребностях, критиковать и сомневаться в величии учителя и величие выставленных им ценностей. А вот интересы самого учителя оказываются совпадающими с интересами высших ценностей и соответственно реализация его или её учительских желаний и потребностей будут приветствоваться.
Нарцисс особо опасен, так как он думает, что знает сознание, но он знает только то, что он знает про себя, он не способен адекватно отразить и понять другого субьекта. Не чувствует, но лезет в полной убежденности в правоте. Лезет и ведет себя как слон в посудной лавке. Он разрушительно влияет на базовые глубинные структуры психики, которые невозможно особо четко контролировать. Нарцисс нагло заявляет, что это он виртуоз и знаток устройства психики, или что он знает как и умеет ее одухотворять. И пытается влиять, но получается грубо и травматично. Получается, что он подгоняет поведение людей под удобное для себя самыми грубыми способами. Получается, что он лупит молотком по смартфону, пытаясь сделать его совершеннее. В базовых структурах психики возможности осознанного влияния очень ограничены, но нарцисс пытается лезть именно туда и последствия оказываются не укрепление, усиление и увеличение самоосознанности человека, а травмирование.
Религиозные учения часто говорят о вреде эгоизма, гордыни и об осознании и культивации некого истинного, религиозно одобряемого Я. Нарцисс часто эксплуатирует такие учения, что яко бы он помогает проявить или воспитать правильное Я. Но на самом деле учение используется для уничижения ученика, переорентации психических сил на нарцисса и возвеличивания нарцисса-гуру. Не пороки и грехи разрушает нарцисс, он разрушает и опускает суть человека, его субъективнось и самооценку. Все, что делает человека самостоятельным, счастливым, спокойным - все подвергается разрушению, дестабилизации. Нарцисс ранит психику и в результате остается не настоящее я, а я дезориентированное, израненное, с набором защитных механизмов над зияющей раной, запутанностью мышления, отсутствием самоценности, игнорированием собственных желаний и своей боли, остается марионетка, или садомазохист. Как война, нужда и стресс не дают людей лишенных ложных концепций себя, а дают травмированных людей, так и нарцисс не способен помочь самоосознанности, а способен поспособствовать формированию стрессовой травмы. Нарц отличется от войны тем, что сначала дает таблетку любви, самопринятия, экстатическое тереживание гармонии и счастья., принятия себя. Этот великолепный опыт - это то, на что человек жадно кидается и от чего становится зависим. А потом по этому начинают херачить со всей дури, как на войне. Это как если бы мама кормила и обнимала и тут же била и издевалась над маленьким ребенком. Потом обнимала и кормила опять. Нарц не пономает, что такой опыт ломает человека и думает , что человек херовый, несите нового. Эмоциональной дизориентации для нарца не существует и те, кто не продолжает играть по его правилам на полном морозе - ущебные дураки, а не нормальные люди. А у человека психика ломается и на долго. Нарциссы могут еще долго сниться и воспоминания о них могут долго не оставлять именно потому, что этот человек способен глубоко ранить опять и опять, шатать эмоциональную сферу, прикрывая свою гадкую деятельность благородными, но часто иллюзорными целями.
Нарциссы в индуизме, учащие об "Истинном Я" находят богатую почву. Там и космопсихизм, и жесткие иерархии и в устройстве мира и в устройстве социума (4 варны; пашу, вира, дивья; иерархии дхарм, иерархии субъектов) и множество байосов без серединнойградации (сансарин-дживанмукта, бубукшу-мумукшу, дикшита-адикшита, муркха-видван, и т.д. ), и множество способов возвысить себя до космических масштабов, и правил поведения удобных для нарца (смотри, например, требования к ученикам по отношению к учителю в агамах и тантра, или требования к женщинам в Манусмрити.). Нарциссы-гуру говорят языком индийских учений об уходе от заблуждений и повышении самоосознанности. Однако учение ловко переворачивается на обслуживание нарциссических целей. Заблуждение то, что не обслживает нарца. Любое учение будет выбираться, конструироваться и видоизменятся для обслуживания психо-конструкции нарца, а не ради усиления ученика. Мировосприятие - божественно и правильно. А там нет внешних самостоятельных, живущих по своим законам сущностей. Там нет живых людей, законов, границ, ответственности. Либо ученик разделяет его фантазию и он "идет правильной дорогой", либо его нет, и он, конечно же, падший в бездну невежества с точки зрения нарца.
Самосознание
Идеализм, недвоиственность, космопсихизм, восприятие бога и своих отношений с ним у гуру нарца будут особенные. Если для чувствительного человека бог или божественное сознание будут повсюду, даже в камне и других объектах, а собственное я - пещинка в океане сознания, то нарц - прямая противоположность. Нарциссический коспомсихизм, сознательность вселенной - прямое порождение его самости. Вселення лишь расширение сознания нарца. Не нарц - порождение некого космо-субъекта, а нарц и есть Он, или нарц как минимум находится на короткой ноге с космосубьектом, знает к нему/ей подход. В любом случе нарц припосывает подлинную субъектность только себе или чему-то бесконечно великому. Подлинной сознательностью, субъектностью может обладать только бог, а бог или друг или суть сам нарц. Во вселенной нарца никого больше нет. Это не вселенная , где субъекты все вокруг. Наоборот все - объекты, все не самостоятельны, все - внутренние объекты, даже если они ходят и говорят. Все напрямую зависят от субъективности нарца и его идеализированного бога-друга. Из такой позиции нарц будет "пожирать" всех как обьекты, как картоху, и не заботится или обращать внимание на стенания людишек. Стенания объектов - порождений собственного ума не трогают, как нас не трогает, то что мы едим, так сказать, детей катошки. Поэтому нарц, как маньяк или каннибал опасен. Он, как говорится, сожрет и фамилию не спросит.Нарцисс особо опасен, так как он думает, что знает сознание, но он знает только то, что он знает про себя, он не способен адекватно отразить и понять другого субьекта. Не чувствует, но лезет в полной убежденности в правоте. Лезет и ведет себя как слон в посудной лавке. Он разрушительно влияет на базовые глубинные структуры психики, которые невозможно особо четко контролировать. Нарцисс нагло заявляет, что это он виртуоз и знаток устройства психики, или что он знает как и умеет ее одухотворять. И пытается влиять, но получается грубо и травматично. Получается, что он подгоняет поведение людей под удобное для себя самыми грубыми способами. Получается, что он лупит молотком по смартфону, пытаясь сделать его совершеннее. В базовых структурах психики возможности осознанного влияния очень ограничены, но нарцисс пытается лезть именно туда и последствия оказываются не укрепление, усиление и увеличение самоосознанности человека, а травмирование.
Религиозные учения часто говорят о вреде эгоизма, гордыни и об осознании и культивации некого истинного, религиозно одобряемого Я. Нарцисс часто эксплуатирует такие учения, что яко бы он помогает проявить или воспитать правильное Я. Но на самом деле учение используется для уничижения ученика, переорентации психических сил на нарцисса и возвеличивания нарцисса-гуру. Не пороки и грехи разрушает нарцисс, он разрушает и опускает суть человека, его субъективнось и самооценку. Все, что делает человека самостоятельным, счастливым, спокойным - все подвергается разрушению, дестабилизации. Нарцисс ранит психику и в результате остается не настоящее я, а я дезориентированное, израненное, с набором защитных механизмов над зияющей раной, запутанностью мышления, отсутствием самоценности, игнорированием собственных желаний и своей боли, остается марионетка, или садомазохист. Как война, нужда и стресс не дают людей лишенных ложных концепций себя, а дают травмированных людей, так и нарцисс не способен помочь самоосознанности, а способен поспособствовать формированию стрессовой травмы. Нарц отличется от войны тем, что сначала дает таблетку любви, самопринятия, экстатическое тереживание гармонии и счастья., принятия себя. Этот великолепный опыт - это то, на что человек жадно кидается и от чего становится зависим. А потом по этому начинают херачить со всей дури, как на войне. Это как если бы мама кормила и обнимала и тут же била и издевалась над маленьким ребенком. Потом обнимала и кормила опять. Нарц не пономает, что такой опыт ломает человека и думает , что человек херовый, несите нового. Эмоциональной дизориентации для нарца не существует и те, кто не продолжает играть по его правилам на полном морозе - ущебные дураки, а не нормальные люди. А у человека психика ломается и на долго. Нарциссы могут еще долго сниться и воспоминания о них могут долго не оставлять именно потому, что этот человек способен глубоко ранить опять и опять, шатать эмоциональную сферу, прикрывая свою гадкую деятельность благородными, но часто иллюзорными целями.
Нарциссы в индуизме, учащие об "Истинном Я" находят богатую почву. Там и космопсихизм, и жесткие иерархии и в устройстве мира и в устройстве социума (4 варны; пашу, вира, дивья; иерархии дхарм, иерархии субъектов) и множество байосов без серединнойградации (сансарин-дживанмукта, бубукшу-мумукшу, дикшита-адикшита, муркха-видван, и т.д. ), и множество способов возвысить себя до космических масштабов, и правил поведения удобных для нарца (смотри, например, требования к ученикам по отношению к учителю в агамах и тантра, или требования к женщинам в Манусмрити.). Нарциссы-гуру говорят языком индийских учений об уходе от заблуждений и повышении самоосознанности. Однако учение ловко переворачивается на обслуживание нарциссических целей. Заблуждение то, что не обслживает нарца. Любое учение будет выбираться, конструироваться и видоизменятся для обслуживания психо-конструкции нарца, а не ради усиления ученика. Мировосприятие - божественно и правильно. А там нет внешних самостоятельных, живущих по своим законам сущностей. Там нет живых людей, законов, границ, ответственности. Либо ученик разделяет его фантазию и он "идет правильной дорогой", либо его нет, и он, конечно же, падший в бездну невежества с точки зрения нарца.
Помощь
Помочь увидеть нарциссическую деятельность может временное отодвигание идеализма, высших ценностей доктрины., предлагаемых нарцем Я не предлагаю отказаться о ценностей религиозных учений. Предлагаю взглянуть на гуру и то, что свами проишодит без призмы ценностей. Просто посмотрите, что происходит реально, без привлечения идеальных идей, без того что нельзя точно знать и чувствовать в непосредственном опыте. Да, это страшновато. Вас всегда учили опираться на ценности. Но можно ведь сделать это временно, просто ради эксперимента. Красивый цветок растет не на высших ценностях, а на плодороднойпочве. Посмотрите, какой вы цветочек. Например, предсавьте, что сознание за пределами осознанности недостижимо. Чистое сознание - абстракция, концепция, в которой нельзя жить, ее нельзя наблюдать и тем более непрестанно ее осознавать. "Сознание считается чистым" может значить, что это абстрактная концепция, теоретически отделенная от своего носителя, от индивидуального мозга. Сознание не существует самостоятельно. Как жар, отделенный от огня. Он существует только теоретически. Итак, нет абстрактной идеи о космопсихизме, богочеловеке, освобождения при жизни, ангельского чина, состояния бодхисаттвы. Что происходит на земле? ОПА! Ученику просто предлагают разрушить себя. Ему предлагают разжечь огонь (сознание) но разрушить жар (содержание сознания). Вот и получился абсурд. На практике нельзя увидеть сознание без содержания сознания. Вам предлагают убить все содержание своего сознания ради теоретической абстракции, ради того, чего нет, ради пустоты и смерти. Разрушив содержание сознания (жар) разрушается и сам огонь (сознание).
Помочь увидеть нарциссическую деятельность может временное отодвигание идеализма, высших ценностей доктрины., предлагаемых нарцем Я не предлагаю отказаться о ценностей религиозных учений. Предлагаю взглянуть на гуру и то, что свами проишодит без призмы ценностей. Просто посмотрите, что происходит реально, без привлечения идеальных идей, без того что нельзя точно знать и чувствовать в непосредственном опыте. Да, это страшновато. Вас всегда учили опираться на ценности. Но можно ведь сделать это временно, просто ради эксперимента. Красивый цветок растет не на высших ценностях, а на плодороднойпочве. Посмотрите, какой вы цветочек. Например, предсавьте, что сознание за пределами осознанности недостижимо. Чистое сознание - абстракция, концепция, в которой нельзя жить, ее нельзя наблюдать и тем более непрестанно ее осознавать. "Сознание считается чистым" может значить, что это абстрактная концепция, теоретически отделенная от своего носителя, от индивидуального мозга. Сознание не существует самостоятельно. Как жар, отделенный от огня. Он существует только теоретически. Итак, нет абстрактной идеи о космопсихизме, богочеловеке, освобождения при жизни, ангельского чина, состояния бодхисаттвы. Что происходит на земле? ОПА! Ученику просто предлагают разрушить себя. Ему предлагают разжечь огонь (сознание) но разрушить жар (содержание сознания). Вот и получился абсурд. На практике нельзя увидеть сознание без содержания сознания. Вам предлагают убить все содержание своего сознания ради теоретической абстракции, ради того, чего нет, ради пустоты и смерти. Разрушив содержание сознания (жар) разрушается и сам огонь (сознание).
Второй момент, который проясняется, когда отодвигаются идеальные идеи - ученику предлагают обмен его реального ресурса на эфимерные и недоступные фантазии. Например гуру предлагает осознание глубинных сил, из которых складывается весь мир. Не знание о их, а именно непрерывное осознание базовых универсальных явлений. Это невозможно. Это как осознавать себя молекулой или белком, а не человеком. Знать, что мир состоит из молекул может и интересно и полезно для общего или научного развития, или для практических целей, а вот постоянно осознавать себя молекулой - не функционально совсем, бесполезная трата времени. А нарцисс предлагает именно это - все сводить к недоступному для осознания или к бесполезному для осознания базису, началу, причине, или высоте или чистоте, чему то идеалистическому. Он учит учеников медитации на пустоту, ерунду, зелёного крокодила, а в замен от ученика требует ресурс вполне доступный и реальный : эмоции преданности, еду, одежду, деньги, благодарность. "Я тебя замучаю, а ты мне скажешь спасибо." Нарцисс может даже и не предложить никакого знания о "молекулах" , а просто займется разрушением того, что перед ним предстало, до составных частиц, обожествляя пепел разрушения и труп, оставшийся после вытягивания ресурса под предлогом очищения от ненужных привязанностей, под предлогом исправления "искаженного видения", под предлогом осознания истинного Я. Нарцисс жёстко нападает на содержание сознания ученика. Нарцисс не видит внутреннюю жизнь человека и его боль, он видит как можно подорвать самооценку, запутать и перенаправить на себя. Разрушению подвергнется все, что делает человека сильным и самостоятельным. По сути - это лишение содержания сознания, это геноцид личности, ее умертвление. За пределами этого провала, потери сознания и смерти человека нет ничего, но нарцисс говорит, что есть и оно сверхценно. Нарцисс впаривает только идеи, сказки, в лучшем случае гипотезы о глубинных структурах психики и о жизни после эмоционального выгорания или после смерти. Сознание за гранью трудно или невозможно ухватить, на ценности за гранью невозможно опереться как на мираж, о них никто толком не знает. Такая неопределенность духовных сфер очень удобна для нарцисса. Нарцисс оккупирует эту серую зону и заявляет о себе, как об эксперте этих областей, мол он то в них разбирается. Но все, на что может опереться нарцисс - это тот же мираж, фантазия или идея в обмен на ресурс здесь и сейчас, любая травма вас за ваши же деньги, возвеличивание нарцисса за ваш счет, а вам впаривают иллюзию истинного Я или свободы за гранью рабства и смери. Надо заставить ученика согласиться умереть добровольно, отказанься от своей свободы и сделать это в обмен на яко бы нечто низмеримо ценное и за гранью разрушения. Когда вы убираете ценности, вскрывается грабеж и разрушение.
Что делать?
Необходимо понять, что трудно обойтись без девальвации ценностей, так как они были расставлены как основной механизм подчинения. Совсем необязательно девальвировать все высшие религиозные ценности, нужно исключить из них этого конкретного человека. Просто перестать видеть его на троне религиозных ценностей. Можно развести гуру, ценные знания и вдохновение, и обидчика. Два в одном. Это был один человек. А теперь все ценное отделяется от человка и отправляется в сферу идеального, в сферу чистой информации. Вы же не раболепствуете перед радио или перед диктором новостей, независимо от ценности доносимой информации. Как великий физик прошлого: со временем человека могут забыть, могут забыть, что он обижал соседа, но продолжают пользоватся законом, им открытым. Так и с нарциссичным гуру - его продукт может быть даже и хорош, но нам надо понять, что человек он абьюзивный, опасный и вредный в общении.Если сказать это открыто, это вызовет гнев. Негодяю не надо говорить, что он негодяй. Но даже если ничего не говорить, сепарация, а для нарца это будет утратой ресурса и утратой контроля, будет замечана и тоже вызовет гнев. Однако, пока проклятия вращаются в идеальной сфере, (где все держится на угрозах адов после смерти или в будущей жизни, на кармическом воздаянии, падении в пучину заблуждений или греха на всю жизнь или на семь поколений вперёд) все можно проигнорировать и не волноваться вовсе. Просто продолжить сепарацию. Более реальную угрозу представляют собой реальные действия против : натравливание других членов общины, клеветническая компания среди всех поддерживающих бывшего ученика персон, ложные заявления в суды, физические нападения через наемных лиц и самостоятельно.
От преследования нарцисса нужно реально обезопаситься: наилучший вариант, это когда нарцисс сам потеряет к ученику интерес и бросит его как невкусный кусок. Это везение.
От преследования нарцисса нужно реально обезопаситься: наилучший вариант, это когда нарцисс сам потеряет к ученику интерес и бросит его как невкусный кусок. Это везение.
Более травматичный вариант, но тоже не плохо - гуру изгонит с позором. Чтобы не было так больно от сцеты позора можно временно обеспечить гуру хорошей жратвой - служением, вниманием, подтверждением его величия. А за это время подготовится к побегу. Потом совершить нечто, за что в секте изгоняют. В момент изгнания у вас уже будет подготовленным посадочный аэродром. Но это только для тех, кто еще не успел полностью слиться, кто не воспринимает побег, как предательство, кто сохранил самовосприятие отдельно от секты и не сузил свои эмоции до рамок секты. Сбежать тихо - очень хорошо. Быть изгнанным - тоже не плохо.
Если же ученик захотел уйти сам и возник конфликт, то его не отпустят и будет драка. Тут меры предосторожности требуются серьезные. Степень опасности громкого самостоятельного ухода - красная. Может доходить до физической расправы. Лучше избегать прямого столкновения. Без подготовки и команды помощников вам не победить нарца, можно лишь надеяться выдраться из когтей его контроля. Наилучший вариант тут - резко и полностью исчезнуть из вида. Все равно уходить лучше тайно. Никто не должен ни знать ни видеть, что вы ушли. Нарцисс и его симбиотные агенты не должены знать новое место проживания, работы, новый круг людей.
Еще более травматичный способ и доступный только в случае реальных уголовных преступлений - насобирать компромат и поспособствовать поимке и посадке тираничного гуру. Хотя, если нарцисс не психопат, вряд ли от даст такую лазейку, как совершение преступления при свидетелях.
Спор, особенно окрашенный эмоциями, заведомо бесполезен, так как правила игры уже расставлены не в пользу ученика. Кроме того, нарцисс никогда не сдается, никогда не позволит вскрыть его страхи и сбросить его с трона. У него уйма энергии на защиту своей грандиозности. Как шизофреника никогда нельза вернуть на рельсы логики, а психопата нельзя убедить не гневаться, они имеют практически неограниченный запас сил настаивать на своем сумашествии, так и нарцисс обладает неисчерпаемым запасом сил своего сумашествия, чтобы защитить свое превосходство над учеником. Спор будет невероятно утомителен для обычного человека и проигрышным. Спор превратится в обвинения, перекручивания, проекции, проклятия. Каждое слова ученика будет использовано против него. Нарцисс запрограммирован победить любой ценой. Если ученик умен и обладает багажом знаний из той же области, он увидит перекручивания и искажения, но выдохнется в попытках вернуть все на логичные рельсы. Нарцисс поведет себя как голубь на шахматной доске. По концовке ученика все равно обвинят в том, что он все не правильно понимает, что он глуп и порочен. Но хотя бы сторонним наблюдателям, если они есть, станет ясно - кто глупец. Проблема в том, что нарцисс, будучи не уверенным в своих силах, не допустит спора при свидетелях, сведя разговор к голым обвинениям.
Донести свое мнение можно только безэмоционально и не задевая расставленных ловушек-ценностей, сделать это крайне умно и хитро, без уколов и ударов по грандиозной самости. Если знаний, умений, спокойствия не хватает, то спор вообще опасен, так как ученика проклянут и выставят полным идиотом и психом.
Доказывание своей значимости также бесполезно. Для нарциссического учителя это лишь приглашение в увлекательную игру на его поле, где переиграть его невозможно и где нарцисс славно порезвится упражняясь в способах опускать и уничтожать самость другого.
Отсутствие реакции - более успешная тактика, но и она может вызвать негодования, так как ученик очевидно отказывается выдать эмоциональный ресурс, соответственно, его надо раздраконить эмоционально, заставить ошибиться и потом опять опустить.
Лучше бы нарцисс вовсе не заметил ученика. Исчезнуть из его поля. Нарцисс, как ядовитое животное или растение. Их или избегают или уничтожают. Драка возможна только при достаточных ресурсах влияния на нарцисса. Чаще побег от нарцисса оказывается лучше драки, или замирания, или компромисса. Вряд ли есть другой выход, чтобы остаться самим собой и защитить себя от эмоционального, финансового и физического разрушения. Адекватно ли заплатить полным разрушением себя за когда-то подаренную книжку или сказанную умность, даже за оказанную услугу, изменившую судьбу? Полная самоотдача и рабство никогда не будет адекватной платой ни за что. Представляете такую логику 'Я спас тебе жизнь и теперь ты будешь моим рабом до конца дней своих.' А Нарцисс предлагает ещё менее равноценный обмен, но не сразу, а постепенно, так что развенчивание с трона и бегство кажется гипер-реакцией. Но нужно иметь в виду, что мелкие попустительства по надруганию над психикой могут как раз таки и стоить жизни под давящим контролем с саморазрушением, с зависимостью от очередной дозы его внимание и любви, с не способностью любить себя самостоятельно. Потом восстановиться будет сложнее. Ведь ученику никогда не будет позволено быть самим собой отдельным, самостоятельным, якобы это поругание высшей ценности, а самопроявление учителя и есть высшая ценность.
[Большинство мыслей, высказанных здесь, почерпнуто из книг психологов, за что им великая благодарность. И главный вдохновитель среди них - Сэм Вакнин, очаровательная нарциссичная личность с впечатляющими статусами, познаниями и выводами.]
Комментарии
Отправить комментарий