Гнев учителя = милость бога?




Один из весьма распространенных в Индии примеров, объясняющих образы гневных божеств как образы проявления милости, а также образ гневного учителя как учителя проявляющего милость - это образ родителя, гневающнгося на своего ребёнка мол исключительно исходя из любви и заботе о своему чаде. Когда я слышу такое, у меня неизменно возникает сомнение в адекватности подобной параллели. Родительский гнев для меня ни нечто само собой разумеющееся и далеко не проявление любви. Вспоминаются вопросы домашнего насилия , издевательство над детьми, гнев, как проявление бессилия родителей когда им кажется, что не остаётся никакого другого выбора, как только проявить гнев, их желание избавиться от проблемы быстро, желание защитить себя от детских эмоций и поступков, просто проявления гневливого характера самого родителя и его неумение или нежелание решить проблему другим способом, травмирующие последствия этого гнева для самого ребенка которые тоже имеет место быть и, соответственно, гнев - показатель неосведомленности родителя о калечащих последствиях гневного поведения. Является ли гнев и насилие эффективными инструментами педагогики?...



Из детства растут потом такие дурацкие поговорки как 'бьет значит любит'. В этом самом детстве с гневными родителями ломается психика, когда человек научается не различать хорошего отношения к себе и позволяет другим людям, супругам, начальникам, учителям измываться над собой.
Другой вариант научения - это подражание, где ребёнок очень прекрасно учится выражать гнев и пытается решать при помощи гнева свои задачи, так что рано или поздно гневный родитель получит ушаты гнева на свою голову. Когда родитель гневается, он может быть боится, может быть устал, может быть ещё что угодно, но в любом случае это не любовь. Единственное , что в момент проявления гнева остаётся от любви, это привязанность, связь. Чужой далёкий ребёнок маме глубоко безразличен. А является ли связь по умолчанию любовью? Гнев родителя происходит на фоне связи, на фоне небезразличия. А где здесь любовь? "Я желаю тебе добра и поэтому злюсь" тоже противная фраза . Желать то может и желаешь, но вот как сделать добро , понятия не имеешь. И кричишь тут о своем бессилии. Что-то мало похоже на самую подходящую и эффективную реакцию.


В общем, образ родительского гнева как проявления любви весьма неубедительный, ибо проявление гнева у родителей не является для меня проявлением любви и не является эффективным инструментом воспитания.
Соответственно, оправдание гнева учителя, как проявление божественной любви тоже вряд ли работает, так как параллель весьма хреновая. Гнев значит любовь - это абсурд из серии свободные рабы, могучие немощные, живые мёртвые. Такие парочки указывают на явление противоположного порядка где они связаны друг с другом , но одно не является другим, а является прямой противоположностью.

Комментарии

  1. Пожалуй, бывает одно исключение: ПОКАЗНОЙ гнев учителя, маскирующий реальное одобрение (чтобы менее способным завидно не было). Как у Субхути на Сунь Укуна в "Путешествии на Запад".

    ОтветитьУдалить
  2. Пожалуй, бывает одно исключение: ПОКАЗНОЙ гнев учителя, маскирующий реальное одобрение. Чтобы менее способным ученикам завидно не было. Как у Субхути на Сунь Укуна в "Путешествии на Запад".

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Насилие и секс в тантре.

Садашива

Капалики. (статья Юдит Терсек)