Гуру согласно традиции Каула и согласно Абхинавагупте


Писания как Саиддхантики, так и не-Саиддхантики  предлагали достижение двух целей: (1) освобождение души от бесконечного цикла рождения и смерти (mukti), настаивая на том, что этого могут достичь только те, кто следовал предписаниям и (2) привлечение менее значимых благ и способностей, сиддхи ((bhukti) ...
которые [как считалось  до 10 века] можно было достичь следуя  единой схеме ритуальной системы:   инициация (дикша) новобранцев,  посвящение в учителя (абхишеках),  церемонии  установи образов и других объектов поклонения (pratiṣṭhā),  ритуалы обязательного регулярного поклонения (нитьякарма), включающие в себя призыв божества в  поклоняющегося, внутреннее поклонение божеству (antaryāgaḥ) а затем внешнее (бахирьягах) путем проекции на материальный субстрат, такой как линга, мандала или антропоморфный образ, с последующим повторением мантр божества (джапа) и визуализаци (дхъяна) и другими операциями. (Сандерсон  (2007a: 237-238).

Роль учителя при таком подходе - совершить ритуал и сообщить содержание постритуальной практики. Эти традиции не могут существовать без учителя. В Индии передача учения в целом ряде традиций зависима от персоны гуру-учителя. Это, так сказать, персоналия-центрированные традиции. Но похоже, что Абхинаварупта и его последователи довели до максимума зависимость учения от внутренней персоналии учителя, обесценив внешние ритуалы и признаки и превознеся внутреннее осознание учителя.

В инициатическом шайвизме, в сиддханте, гуру или учитель, также глубоко почитаемый и в других индийских традициях, приобретает дополнительный престиж  исполнителя важнейшего обряда посвящения (дикша). Инициация освобождения (нирванадикша) - одна из основных отличительных черт поздней шайва-тантры и главный инструмент получения силы благодати Шивы (шактипата).

Особенности традиции Каула:


В сфере ритуала, традиция Каула ослабляет значимость внешнего ритуала, сместив основной локус ритуалов с мест для кремации (шмашана) на тело и самосознание практика. Этот сдвиг способствует интернализации и упрощению внешних ритуалов, представлению о божественном субъекте без внешних атрибутов аскета капалика,  особому акценту на экстатическом опыте ритуала и развитию сравнительно сложных систем йоги и медитативных практик. Упрощение и исчезновение ритуала девальвирует и роль гуру как священнослужителя проводящего ритуал.

Каула гуру становится важен по другой причине. Он играет решающую роль в поддержании линий передачи священных писаний каула традиции (анвая или сантати). В западной передаче Священных Писаний Кубджики (пашчима-амная) мы даже находим ссылки на учения Каулы как на «Традицию Гуру» (гурвамнайя)

Наивысшей формой считается устная передача и обучение (гурумуха), но не только. Важна становится некая неконцептуальная, или волшебная передача (санкранти) от сиддха-гуру. Сиддха-гуру толкует писания и откровения, буквально доносит «истинное содержание» (аватарака) писаний и проповедует поклонение линии мастеров четырех эпох (юганатхе).[1]

Авторитет учителя, выдающегося Сиддхи, всегда может оказать влияние на последующих учителей, создавая ощущение «отдаленности» от источника откровения и фокусируя его на фигуре авторитетного сиддхи и его толковании. Цепочки последующих учителей, воспринимающих уже интерпретированное учение могут накладывать свои интерпретации, но при этом ссылаться на авторитет. Учение, по сути держится на авторитете знаменитого учителя, его интерпретации, зафиксированной в писании и пересказываемой менее влиятельными учителями. 

 Абхинавагупта




Абхинавагупта, не противореча каула традиции, заявляет о себе как о великом, просветленном и реализованном учителе, имеющем право интерпретации и создания писаний. Он говорит, что его собственный текст способен превращать ученика в воплощение Бхайравы, что определенно свидетельствует о том, что он считает себя  чрезвычайно авторитетным «заслуживающим доверия» гуру. Более того, он описывает столь удачливого читателя, понявшего писания Абхинавы, как самостоятельного гуру, способным привести человека в состояние Бхайравы «простым взглядом» (Тантралока 1.286).

Гуру, который раз и навсегда познал свою высшую природу, описывается Абхинавагуптой как единое целое с божеством, как сам Бхайрава, совершенно полное сознание, охватывающее всю реальность. Осознание своей собственной всепроникающей божественной – его основной признак. У гуру могут быть какие угодно еще замечательные характаристики, но самая главная, без которой не может быть гуру - единство с универсальным сознанием, с Бхайравой. Все остальные качества и их категоризация вторичны.  

В Священных Писаниях Сиддханты мы находим различные списки основных определяющих черт (лакшана) человека, имеющего право стать гуру: каста, красивое тело, здоровье, ученость и т.д. Абхинавагупта делает различия между кармин гуру и джньянин гуру: кто совершает ритуал и кто знает истинную природу. Гуру, который знает, не обязан обладать никакими другими качествами, кроме знания. Когда кармин посвящает нового гуру, он перестает быть носителем божественной силы. Но когда джньянин совершает передачу, то он сам ничего не теряет, как не теряет пламя свечи от того, что от него зажгли новое пламя. Абхинавагупта включает еще один тип учителя в свою систему, так как это одна из традиционных фигур – это учитель йоги, который учит достижению желаемого (сиддхи). Но Абхинавагупта считает занятия, направленные на достижение желаний менее достойными и отнимающими время (Тантралока 13.338-9). Тут он пере-интерпретирует свой любимый текст, Mālinīvijayottara, отметая йогина, который считается выше, чем джньянин (Малини 4.39-4.41) и включает в себя и знание и умение действовать (джняну и карму).

Гуру из текстов Каула приобретает дополнительное значение как передатчика сути учения. Но кроме того, Абхинава придает ещё больший вес и авторитетность гуру, говоря, что даже спонтанный жест, или просто присутствие осознающего гуру могут заменить ритуал посвящения. Согласно Абхинавагупте, сила Шивы непосредственно передается в тело ученика (шактипата)  словом,  взглядом, или прикосновением Каула-гуру и этот перенос (санкранти) происходит от того, что гуру слит с реальностью Шивы. Такая передача магична и мгновенна, и не имеет ничего общего со знанием и передачей информации. Концепция истинного знания Абхинавы связана с осознанием себя богом, что придает волшебные силы обладателю такого осознания. 

Итак, идеальный гуру Абхинавы переходит из сферы описаний (мол гуру обладает такими то качествами) в сферу теории и философии. Гуру – концепция, человек , осознающий себя Бхайравой, без внешних признаков традиционного гуру. Качества гуру – это его осознание, а авторитет его – превыше всех. Его реализация, гуру-стось, лежит в сфере самосознания и больше нигде. Гуру само-совершенный (sāṃsiddhika) так как он полагается на знания в самом себе (Тантралоке 4.40-41). Абхинава цитирует Кирана-агаму 9.14: как это сказано в Кирана (тантре) [знание, лишенное майи, приобретается] «от гуру, писаний и самого себя». Из этих [трех] последний [источник] является главным и каждый предшествующий является средством [для последующего].


Джаяратха, коментатор Абхинавы, описывает этот выдающийся источник как собственную внутреннюю божественную природу (свапарамарша). Гуру самсиддхика уникален тем, что полностью раскрывает реальность за пределами дуалистических предпосылок майи внутри них, спонтанно (сватах), не прибегая к какой-либо внешней поддержке, включая обряд посвящения (дикша), наставления из священных писаний или опеку со стороны гуру. Еще более радикальным является тот факт, что они приобретают статус гуру без обряда освящения (абхишеки) и, соответственно, непосредственного свидетельства религиозного сообщества, общины, об этом официальном разрешении стать гуру.

«Тот, кто обладает истинным проницательным осознанием [реальности], исходящим из его собственного я, в любом случае без исключения наделен квалификацией и получает инициацию и освящается [как гуру] богинями его собственного сознания. Среди всех учителей только этот гуру считается самым лучшим.» Тантралока 4.42-43

Ибо нет истины, которую чистая мудрость не может осветить. Это [продемонстрировано] в высказывании Mālinīvijayottara с помощью слова «без причины»: «Человек, знающий смысл всех писаний, появляется без причины». Эта причина, которая недостаточно хорошо описана людьми, описана [здесь] как «беспричинная». И это просто проявление чистой мудрости Бога.

Тантралока 4.45-47

«Тот, кто понимает это, будет наслаждаться совершенством, он всегда будет Йогином, а также инициированным, даже если он не видел круга инициации (мандала)». Тот, кто понимает это, действительно имеет  посвящение, ведущее к освобождению (нирванадикша) - этому учат в писании «Паратримшика». Тантралока 4.49-50

Тантралока 13.338-339: 
yas tu bhogaṃ ca mokṣaṃ ca vāñched vijñānam eva ca | 
svabhyastajñāninaṃ yogasiddhaṃ sa gurum āśrayet || 
tadbhāve tu vijñānamokṣayor jñāninaṃ śrayet | 
bhuktyaṁśe yoginaṃ yas tatphalaṃ dātuṃ bhavet kṣamaḥ
Тот, кто желает наслаждения, освобождения и знания, должен обратиться к Гуру, который в на практике понимает [реальность] (svabhyasta-jñānin) и достиг совершенства в йоге (yogasiddhaṃ). Но если нет такого [мастера], то он должен прибегнуть к [гуру] сведущему в познания и освобождении (vijñānamokṣayor), а для [получения] только наслаждения [он должен прибегнуть к помощи] йога- [гуру], который способен быстро привести к такому результату.

Ср. Тантралока 13.330: 
adhareṣu ca tattveṣu yā siddhir yogajāsya sa | 
vimocanāyāṃ nopāyaḥ sthitāpi dhanadāravat 
Тот, кто преуспел в достижении наслаждение низшими уровнями реальности, которое возникает в результате йоги, помогает достичь освобождения подобно богатству или жене [то есть, они могут быть источником удовольствия, но не освобождения] .

Однако, не смотря на то, что необходимо прилагать усилия для поиска наилучшего учителя, найдется он /она или нет,  зависит только от милости Шивы:

Malinivijayottara Tantra 1.435
Того, кто пронизан силой Рудры (rudra-sakti-samavista), побуждаемой волей Шивы, приведут к подлинному учителю (sadguru), где он / она получит и наслаждение (bhukti) и освобождение (mukti).[2]






[1] Учителя Каула 4х эпох, 4 сиддха (Тантралока 29.29):

Сатья-юга - Khagendra и Vijjāmbā

Трета-юга - Kūrma и Maṅgalā

Двапара-юга - Meṣa и Kāmamaṅgalā

Кали-юга - Macchanda (Matsyendranātha) и Kuṅkuṇāmbā (Koṅkaṇā)

[2] Рудра-шакти бывает 5и видов согласно делению на 5и-членное деление уровней реальности, таттв.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Садашива

Насилие и секс в тантре.

Нандин и Вр̣ш̣абха. БЫК ТОТЕМ