Откуда пошло слово «ГУРУ»


Использование термина "гуру" можно проследить до ранних упанишад, к 1му веку. Изначально это слово имело значение «отец, обучающий Ведам». Далее «гуру» стало распространенным словом для обозначения учителя, в особенности религиозного наставника в разных направлениях индуизма. Кроме слова "гуру", используют еще слова ācārya и deśika, которые могут быть и синонимами, и отличать наставников по функциям или по ступеням в иерархии, в зависимости от традиции.

Менее значимые синонимы слова «гуру»:

śikṣakaḥ upādyāyaḥ  paṇḍitaḥ sūcakaḥ adhyāpakaḥ pratibodhakaḥ pāṭhakaḥ upadeśinaḥ bodhayitṛ pravacanīyaḥ medhāvinaḥ vibudhaḥ vedi śikṣākaraḥ skandhaḥ sūraḥ

Буквально "гуру" значит тяжелый. Дэвид Гордон Уайт предполагает, что учителя называют тяжелым, так как он ассоциируется с ртутью, самым важным и самым тяжелым металлом в Расаяне, индийской алхимии. Ртуть же отождествляется с Бхайравой, или Шивой. Так, согласно Уайту, ассоциация

привела возможно к дальнейшей ассоциации ртуть = учитель.

Индийские авторы разных текстов, и старых и новых пытались обыграть значение «тяжелый»:
отягощенный знаниям Абсолюта
отягощенный мудростью
имеющий духовный вес
отягощенный благими качествами
отягощенный богатством знания
(см. Википедия “guru” на английском)

Этимология

Грамматическая этимология этого слова не прозрачна. Словообразование принято проводить

- от корня गॄ गृणाति - воспевать или наставлять в стихотворной форме (gr̥ṇāti upadeśati iti guruḥ - тот, кто наставляет, или обучает, называется гуру) с прибавлением с заменой аффикса उरु / uru по сутре (Unādisūtra)
कृग्रोरुच्च / kr̥grorucca 1.24 (ॠ у дхаату कृ и गृ заменяется на उरु) в результате чего получаются слова «куру» и «гуру» करोतीति कुरुः । गृणाति गुरुः । 



Но кроме дхаату गॄ गृणाति, деривацию проводят и от других корней, но такие деривации скорее всего более интерпретативны:

1. от глагольного корня, дхаату गॄ शब्दे что означает «озвучивать или говорить»

2. «Гуру» может иметь отношение к дхаату गुर् - गुरी उद्यमने, что означает « поднять или приложить усилие».

3. Кроме того, гуру не только воплощает истину, которая должна быть осознана, но также обладает способностью поглотить слабость и невежество ученика и наполнить его светом истины и мудрости. В этом смысле слово «гуру» происходит от коря / дхаату गॄ गिरति означающего «глотать».

4. Например, в «Ману-смрити» 2.142 считается, что слово «гуру» происходит от गृ सेचने १.१०८७ (окроплять):

निषेकादीनि कर्म्माणि यः करोति यथाविधि ।
सम्भावयति चान्नेन स विप्रो गुरुरुच्यते ॥
niṣekādīni karmmāṇi yaḥ karoti yathāvidhi।
sambhāvayati cānnena sa vipro gururucyate॥

Тот, кто совершает ритуальное действие такие как окропление и т.д. согласно предписаниям, и тем самым передает [знание] Вед, тот мудрец называется гуру. 

Нирукта


Кроме того, тантрические писания дают несколько иное понимание слова «гуру» в стиле нирукта – интерпретации смыслов. К грамматической этимологии, этимология Нирукры имеет мало отношения.



  1. Этимология слова «гуру», встречающаяся в «Гуру Гите»: «gu» значит «за пределами качеств» и «ru» - «лишенный формы», что дает смысл «Тот, кто дарует природу за пределами качества / характеристик, называется гуру». 
  2. Самая распространенная интерпретация, что "gu" означает "тьма", "ru" - тот, кто ее рассеивает. Эта идея содержится в «Адваятарака-упанишаде», «Гуру-гита» в «Меркандея-пуране», в «Куларнава-тантре». 

Advayatāraka-upaniśad (адвайта-веданта)

गुशब्दस्त्वन्धकारः स्यात्‌ रुशब्दस्तन्निरोधकः।
अन्धकारनिरोधित्वात्‌ गुरुरित्यभिधीयते॥ १६॥
guśabdastvandhakāraḥ syāt‌ ruśabdastannirōdhakaḥ।
andhakāranirōdhitvāt‌ gururityabhidhīyatē॥ 16॥

А звук "gu" означает "тьма", звук "ru" - тот, кто ее прекращает,
Гуру считается [тот, кто способен] остановить тьму.

(Слог "gu" возможно означает тьму (andhakāraḥ) на основе ассоциации с корнем-дхаату गुहू संवरणे или गुप् गोपने - скрывать, прятать + रुध् रुणद्धि остановить, прекратить. Но такое предположение спекулятивно притягивает значение корней, чтобы интерпретировать смысл слова, а не чтобы раскрыть реальный процесс словообразования.) 

Такой же стих есть и в «Kulārṇava-tantram» (каула-тантра). Но там есть и другие способы толкования:

गुशब्दस्त्वन्धकारः स्यात् रुशब्दस्तन्निरोधकः |
अन्धकारनिरोधत्वात् गुरुरित्यभिधीयते || ७ ||
गकारः सिद्धदः प्रोक्तो रेफः पापस्य दाहकः |
उकारो विष्णुरित्युक्तस्त्रितयात्मा गुरुः परः || ८ ||
गकारो ज्ञानसम्पत्ती रेफस्तत्र प्रकाशकः |
उकारः शिवतादात्म्यं गुरुरित्यभिधीयते || ९ ||
गुह्यागमात्मतत्त्वान्धनद्धानां बोधनादपि |
रुद्रादिदेवरूपत्वाद् गुरुरित्यभिधीयते || १० ||

guśabdas tv andhakāraḥ syāt ruśabdas tannirodhakaḥ |
andhakāranirodhatvāt gurur ity abhidhīyate || 7 ||
gakāraḥ siddhadaḥ prokto rephaḥ pāpasya dāhakaḥ |
ukāro viṣṇur ity uktas tritayātmā guruḥ paraḥ || 8 ||
gakāro jñānasampatti rephastatra prakāśakaḥ |
ukāraḥ śivatādātmyaṃ gurur ity abhidhīyate || 9 ||
guhyāgamātmatattvāndhanaddhānāṃ bodhanād api |
rudrādidevarūpatvād gurur ity abhidhīyate || 10 ||

А звук "gu" означает "тьма", звук "ru" - тот, кто ее прекращает,
Гуру считается [тот, кто способен] остановить тьму.  / 7

Считается, что слог "ga" дарует совершенство (siddhidā); Слог "ra" (repha) - поджигатель зла; буква "u" - Вишну. Так природа гуру состоит из трех [составляющих]. (слог "ra" ассоциируется часто в тантрах с огнем, а звук "u" ассоциируется с Вишну в системе ассоциаций ОМ как комбинации А У М = Брахма, Вишну и Шива.) / 8

Слог "ga" - совершенство знания (jñāna-sampatti); слог "ra" (repha) - посвящающий/тот, кто освещает = проявляет /показывает знание (jñāna-prakāśaka); буква "u" - имеет ту самую природу Шивы (Гуру отождествляется с Шивой). [Тот, кто обладает всем этим] считается гуру. /9 

Потому что [он] обучает тех, кто ограничен (naddha) слепотой (andha) в отношении истины о самом себе (ātma-tattvа) и в отношении тайных писаний, снизошедших от богов (guhyāgama) ["gu"], и потому что [он] имеет божественную форму Рудры или других богов ["ru"], тот считается гуру. /10

Популярные сообщения из этого блога

Садашива

Насилие и секс в тантре.

Нандин и Вр̣ш̣абха. БЫК ТОТЕМ