О равенстве Шивы и Шакти

В чем силволизм Ямалы / божественных супругов? 




из Джаядратхаямалы (Кашмир до 13 века)


यद्वह्निसोमतनुदक्षिणवामवर्त्ति

स्रोतौ द्वयं यदपि दृक्क्रिययोश्चयुग्मम्।


यद्भोक्तृभोग्यमयतास्थितमन्त्रविद्या
पीठद्वयं स्फूरति दम्पतितुल्यभावम् ॥१९॥

सर्वं तदेतदविमुक्ततया बिभाति
यत्र द्वयाद्वयसमस्थिति यामलेन ।


Равное положение  мужа и жены  в паре может быть продемонстрировано на таких парах, как Сома и Вахни,* левого и правого потоков [учений],** как знания и действия, наслаждающийся и объект наслаждения, движение и покой и как две группы мужских и женских мантр (мантра-питха и видья-питха).***

Каждая пара сияет/проявляется свободно благодаря равнозначным членам пары (ямала) двойственность и недвойственность. 

* Сома и Вахни может быть тесно связано с контекстом жертвенного ритуала смарта, где сома - это нектар бессмертия, приносимый в жертвенный огонь (вахни) (FLOOD, 1996: 41-54). В тантрической литературе также есть три обители (dhāman-s), вахни, сома и сурья, описываемые как священные круги (cakra-s) божеств. См. Гл. 6 Гоминьдана (BRUNNER, OBERHAMMER и PADOUX, 2004: 219, Tantrikābhidhana II).
** Вама и Дакшина, или левый и правый пототоки + смешанный - это один из способов разделить тантрические тексты/учения в Джаядратхе, Брахмаямале и других текстов.  Джаядратх помещает все три потока как способ деленоя текстов внутри Видья-питха. Тексты Шайвасиддханта тоже делят учения на 3 потока, но по другому, причисляя себя к среднему наивысшему потоку.
*** мантра-питха и видья-питха - два основных трона / группы текстов в системе деления всех текстов на четыре питхи. Две других - это мудра-питха и мандала-питха.
о способох классификации тантрической литературы в Джаядратхе см. приложение С в 
Dyczkowski, M. S.
The Canon of the Saivagama and the Kubjika Tantras of the Western Kaula Tradition
Motilal Banarsidass Publ., 1989


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Садашива

Насилие и секс в тантре.

Нандин и Вр̣ш̣абха. БЫК ТОТЕМ