Эго

В индийских традициях, а также во многих духовных учениях, очень любят говорить об эго — о том, какое оно зло, как оно мешает, и как от него нужно избавиться или вовсе уничтожить.
Когда мы говорим о «полному уничтожению эго», речь чаще всего идёт о распаде привычной идентичности: я — это не профессия, не тело, не имя, не характер.
А что тогда? Какого ответа можно ожидать? Отрицать можно бесконечно — «не то, не это», как в нети-нети. Но ответ оказывается настолько абстрактным, из мира идей, что становится просто нереальным — выдумкой, которую можно поворачивать как дышло — то есть способом загонять человека во фрустрацию.

А в этой традиции есть ещё манера насмехаться над тем, что человек — тело: это, мол, не так. То, что человек — ум? Тоже нет. То, что человек — эмоции или какая-то социальная роль? Всё не то. И при этом создаётся огромное идеалистическое поле, в котором человек будто бы глупая, не понимающая, а "настоящие" знания даны только избранным. Игра, где постоянно слышится:
«Ты думаешь, что ты — тело? Ах, глупая. Ты — не это!»
«Ты думаешь, что ты — ум? Нет, это просто игра обусловленности!»

И цель такой игры по сути оканчивается всегда просто фрустрацией. Устойчивый человек естественно понимает, что он и тело, и социальные роли, и всё вместе. И многое ещё — того, чего он не знает и не осознаёт, и чего, возможно, нельзя осознать вовсе.

А это — игра. Игра в одни ворота. Она не даёт человеку целостности, а напротив — разбирает его на части, обесценивает, делает вечно "недо-" в глазах идеального освобождённого. Освобождение от эго превращается не в свободу, а в очередной способ чувствовать вину за то, что ты есть.

Popular posts from this blog

Насилие и секс в тантре.

Садашива

Боги индийских трансгендеров (хиджра)