Патриархат
Патриарх (от греч. πατριάρχης patriárchēs: πατήρ — «отец» + ἀρχή — «начало, власть, правление»):
-
В библейском контексте — родоначальник племени или народа (Авраам, Исаак, Иаков).
-
В церкви — высший титул епископа в ряде христианских традиций. В православии — глава поместной церкви (например, Патриарх Московский и всея Руси).
-
В переносном смысле — почтенный старейшина, глава рода или сообщества, человек, пользующийся непререкаемым авторитетом.
То есть патриарх — это «отец-правитель», фигура авторитетная и уважаемая, символ традиции и власти.
У такого устройства есть минусы: концентрация власти у одного, подавление женщин, жёсткая иерархия, консерватизм, закрытость к критике, авторитаризм и невидимая тирания, часто замаскированная под заботу.
Минусы патриарха как социального явления:
-
Жёсткая иерархия — патриарх стоит на вершине, а остальные ниже, без права оспаривать его решения.
-
Отсутствие равноправия — женщины, дети, младшие родственники лишены самостоятельности.
-
Культ старшего мужчины — власть закреплена за полом и возрастом, а не за качествами личности.
-
Консерватизм и застой — патриарх хранит старые порядки, даже если они несправедливы.
-
Подавление индивидуальности — каждый обязан жить по воле главы рода.
-
Авторитаризм — слово патриарха считается законом.
-
Невидимая тирания — патриархат может выглядеть как забота, но лишает свободы.
Патриархат — это не просто старший мужчина в кресле, а целая система власти. Она принимает формы:
-
Политической — глава рода или государства;
-
Религиозной — высшее духовное лицо, определяющее жизнь общины;
-
Бытовой — домашний глава, распоряжающийся судьбой семьи.
Таким образом, патриархат пронизывает и политику, и религию, и частную жизнь.
Многие исследователи рассматривают его как систему, рождённую войной. Когда началась борьба за землю и ресурсы, решающим стало военное превосходство. Мужчины-«воины» получили привилегированный статус, женщины превратились в ресурс воспроизводства новых воинов. Побеждённые женщины становились трофеями. Так закрепилась иерархия: старший мужчина → младшие мужчины → женщины и дети.
Патриархат оказался сексистским по сути: он закрепил доминирование мужчин и маргинализацию женщин, сведя их к роли носительниц рода и помощниц. Любая попытка выйти за пределы назначенной роли подавлялась как угроза порядку.
Если смотреть глубже, корни этой структуры уходят в биологию. Человеческое сообщество, человек как биологический вид, обладает высокой степенью агрессии. Даже если проявляется альтруизм, он существует лишь на фоне враждебности к другим группам. Любовь и альтруизм не отменяют агрессию, а лишь переносят её с «своих» на «чужих». Патриархальность — продукт войны, война — продукт агрессивности, а агрессивность — черта человека как вида. Патриархат имеет, видимо, основу в биологии.
Но означает ли это, что его нельзя изменить, что так и будет всегда, если причина кроется в самой биологии? Нет. К счастью, человек — существо подвижное. Мы биологически способны быть крайне жестокими, но далеко не всегда реализуем эту возможность. Мы — культурные и социальные существа. Есть примеры племён, которые на протяжении долгого времени живут без вооружённых конфликтов. Там иерархия смягчается, женщины начинают играть более важную роль, вместе с ними дети и даже животные. Круг тех, по отношению к кому недопустимо насилие, постепенно расширяется. Но стоит ресурсам сократиться и вспыхнуть насильственным столкновениям — и этот круг резко сужается, охватывая всё больше объектов, против которых допустима агрессия.

Системные и «невидимые» патриархальные практики
Патриархат поддерживается через комплексный контроль над телом, поведением и жизненными решениями женщины, с особым акцентом на сексуальные практики, репродуктивную функцию и лишение доступа к власти. Эти механизмы работают одновременно — от интимной сферы до политических структур — создавая систему, в которой женская автономия ограничена на всех уровнях.
Контроль над телом и сексуальностью
Кекс за деньги
Ограничения или навязывание норм репродуктивного поведения: запрет абортов, давление рожать определённое количество или определённого пола детей
Давление сохранять «девственность» до брака, контроль за сексуальными контактами
Двойные стандарты в оценке сексуальности мужчин и женщин
Принуждение к браку и семье
Идея, что замужество — «естественная цель» жизни женщины Прямое или косвенное принуждение к браку (через экономическую зависимость, социальное давление, угрозу стигмы)
Рассмотрение брака как формы собственности мужчины над женщиной
Лишение права быть матерью без мужчины (запрет на ЭКО для одиноких женщин, социальная стигма)
Романтизация любви как способ нормализовать экономическую, эмоциональную и социальную зависимость женщины от мужчины
Лишение экономической и личной самостоятельности
Ограничение доступа женщин к собственности, ресурсам, финансовой независимости
Ожидание, что женщина не должна строить карьеру или зарабатывать больше мужчины
Идея женской «пассивности» и того, что женщину «должны выбрать», а не она сама выбирает
Отсутствие поддержки материнства и caregiving
Нехватка доступных детских садов, декретных выплат, медицинской поддержки, соцзащиты стариков
Перекладывание всей заботы о детях и старших родственниках на женщин без компенсации и признания этой работы
Исключение женщин из власти и принятия решений
Недостаток представительства женщин в политике, судебной системе, религиозных структурах, на руководящих позициях
Паритетное представительство (50%) воспринимается как «угроза», а не как норма
Лишение права влиять на социальную структуру и государственную политику наравне с мужчинами
Лишение базовых прав и свобод
Лишение жизни (убийства «чести», гендерно-мотивированное насилие, военные изнасилования)
Ограничение свободы воли в ключевых жизненных решениях
Лишение права решать, быть ли матерью или нет
Лишение права самостоятельно выбирать партнёров или отказываться от брака
Финансовая зависимость от одного мужчины — это рабочая схема? Женщина с детьми, находящаяся в полной финансовой зависимости от одного мужчины, всё время висит на волоске. Эта зависимость держится целиком на физическом и психическом здоровье этого мужчины. Это крайне уязвимая позиция: потому что у одного человека могут закончиться деньги, может пойти что-то не так, может сломаться здоровье, могут проявиться психические отклонения, контроль и тирания.
Именно из-за такой финансовой и эмоциональной зависимости появляются жёны, которые терпят измены, агрессию в свою сторону, равнодушие, неглект. И это ещё цветочки — такие женщины становятся жёнами маньяков, жёнами серийных убийц, а также теми, кто годами терпел домашнее насилие. Потому что деваться некуда, потому что бежать некуда, потому что проще закрыть глаза и сделать вид, что ничего не происходит, так как альтернативы нет.
На иллюзиях, на закрывании глаз, на терпении и на прощении самых жестоких преступлений такие семьи могут держаться десятилетиями. И даже когда дети вырастают, и казалось бы, женщина получает возможность освободиться, привычка терпеть, закрывать глаза и прощать становится её второй натурой. Жалость к этому непутёвому, но всё-таки кормильцу не позволит ей уйти. Она никогда не пойдёт рассказывать о его преступлениях в полицию, всегда будет свидетельствовать в суде в его пользу.
Это ещё одна уродливая сторона патриархата: он порождает целую армию слепых, глухих и покорных женщин, покрывающих самые жуткие преступления. Такие матери оправдывают сексуализированные преступления против собственных детей. Такие женщины защищают серийных маньяков и убийц.