К НаварАтри 2013. ДИмешвар РАм АвадхУт.





НаврАтри или ДургА ПУджА – главный индийский праздник, посвященный Шакти (Силе, Женскому Началу). НаврАтри празднуется два раза в году – осенью (в месяц Ашвин) и весной (в месяц Чайтра). Осенний праздник НаврАтри – самый известный и значительный по числу участников. В этом году, в соответствии с лунным календарем, осенний НаврАтри празднуется с 5го по 14 октября. Он празднуется в течении периода, включающего в себя девять (нава) ночей (рАтри) и десять (дасa) дней, в связи с чем он именуется также Дассера. Во время этого праздника-мистерии Шакти почитается в ее разных аспектах или формах. Панды (жрецы) и некоторые другие, почитающие Шакти в скульптурном изображении (мУрти), призывают Ее войти в мУрти и оставаться там до конца праздника. Как правило этот праздник разделяется на три периода по три дня, в течении которых почитают три аспекта Шакти, соответсвующих ТримУрти (БрахмА,ВиШНу,Шива), то есть в первые три дня ее почитают как Дургу или КАлИ - супругу Шивы, во вторые три дня – как ЛакшмИ или супругу ВиШНу, в третьи три дня – как СарасватИ или супругу Брахмы. В последний 10й день празднуется победа Дэви (Богини) над демонами, описанная в МАркаНДея ПурАНе и в ряде других источников. Почитатели РАмы празднуют в этот день победу РАмы над демонами. По окончании празднования совершается прощание с мУрти ДэвИ, которое опускают в реку. Согласно одной легенде, распространенной преимущественно в Бенгалии, ДэвИ отправляется обратно на гору КайлАш, в обитель своего мужа Шивы.



Поклонение абсолюту как Шакти (Силе, Энергии, Женскому Началу) распространено по всей Индии с древнейших времен. Почему оно так распространено и каковы его отличительные особенности? Почему некоторые считают, что лучше всего почитать именно Шакти?
Прежде чем ответить на эти вопросы, рассмотрим вкратце, какие основные объекты медитации и поклонения существуют. В индусских традициях есть указания о том, что медитация на абсолют может совершаться как на неделимый абсолют вне всяких форм (ниШкала, ниргуНа, нирАкАра) и как на абсолют, проявленный в формах (сакала ит.д.). При этом неделимый абсолют или ,,абсолют без частей‘‘ (ниШкала-брахма) описывается в некоторых источниках как лишенный форм, пребывающий повсюду и характеризуется как саччидАнанда (вечное разумное блаженство) и как сияющий.
Так, например, в 6й главе КулАрНава Тантры утверждается: ,, Абсолют (брахма) является разумом (чинмая), безграничным и непостижимым (апрамея), без качеств (ниргуна) и бестеленым (ашарИрина). Представление его <в виде> формы (существует) для пользы/блага сАдхаков (практикующих).‘‘
Кроме того, есть указания о том, что об абсолюте можно думать как о женском начале, мужском начале, а также как о единстве мужского и женского начал и медитировать на него как на проявленный в мужской форме (пуруШа рУпа) или как на проявленный в женской форме (стрИ рУпа), или же как на АрдханарИшвара (одна половина тела которого имеет мужскую форму, а другая – женскую).
В 4й главе КулАрНава Тантры, после данной там медитации на АрдханарИшвара , утверждается: ,, О Дэви! Следует (,,глубоко размышлять‘‘ о или) медитировать на мужскую форму или на женскую форму, или же на абсолют без частей и форм (ниШкала), характеризуемый как саччидАнанда (истинное разумное блаженство), сияющий повсюду и охватывающий (- содержащий в себе) все движущееся и неподвижное.‘‘ (КулАрНава Тантра, глава 4, шлоки 114 – 115). По поводу указанной здесь медитации на ниШкала-брахма (абсолют без частей и форм), далее в 9й главе КулАрНава Тантры говорится: ,,Следует медитировать на Парамешвара (Высшего Господа) как на не имеющего ни рук, ног, живота, лица, ни других частей, сияющего повсюду, (который есть) саччидАнанда (истинное разумное блаженство). Он не поднимается и не опускается, не прибывает /не возрастает и не убывает. Он сияет сам по себе и освещает другое/других без усилий. Безграничный, без проявленной формы, он только/просто существует (или же, он – единственный существующий) и познается/постигается только умом. Это знание/познание (джнйАна) именуется абсолютом (брахма) ." (КулAрнава Тантра, глава 9, шлоки 5-7.)


РАм КумАр РАй в своем переводе на хинди с комментариями к 3й главе ШАктАнанда ТарангиНИ Тантры пишет: ,, Итак, именно для блага сАдхака абсолют (брахма) принимает женскую форму (в образах КАлИ, Дурги и т.д.) и мужскую форму (в образах Шивы, ВиШНу ит.д.). В ВиШНу Ямале, отвечая на вопросы ДэвИ (Богини), ВиШНу говорит: ,, О Уважаемая! Ту Твою запредельную тонкую форму (парама сукшмарУпа) не знает никто. КАлИ, ТАрА и другие многочисленные (формы) - это грубоматериальные формы (стхуларУпа), почитаемые богами и небожителями. О Дорогая! Об этой ДэвИ надо думать как о пребывающей в женской или в мужской форме, или же надо думать о той изначальной форме (татсварУпА) Богини, (именуемой) саччидАнанда, которая является ниШкала-брахма (неделимым абсолютом вне форм и атрибутов)…''
В 3й главе ШАктАнанда ТарангиНИ сказано: ,,

В КУрмапурАНе с комментариями ВималАнанды говорится: ,, Люди поклоняются УмАдэвИ <Шакти>, ВиШНу и Шиве. То божество, которому человек хочет поклоняться – это его иШТа-дэватА (личное божество). Однако людям следует совершать почитание без различий (авишеШаНа). Благодаря почитанию без различений (абхедэ), человек получает свой желаемый плод. ,,Кинту кАрйА – авишеШаНа‘‘ в этой шлоке означает, что людям нужно совершать почитание без различий или различений. В Шива ПурАНе Господь отвечает ДэвИ (Богине): ,, Тот, кто восславляет одно/одного/одну – восславляет всех. Если же кто-либо оскорбляет одно/одного/одну, то он оскорбляет всех.‘‘


Шакти называется разными именами и почитается в разных ее формах. Так, например, в 3й главе ШАктАнанда ТарангиНИ сказано: : ,, Некоторые называют тебя УмА, некоторые – Шакти, другие – ЛакшмИ, другие – БхАратИ, другие – ГириджА, другие – АмбикА, другие – ДургА, другие – БхадракАлИ, др. – ЧаНДИ, др. – МахешварИ, а др. – КаумарИ, ВайШНавИ, ВАрАхИ, АйндрИ, БрАхмИ, ВидьЯ, АвидьЯ или МАйА. Прекрасные РШи (мудрецы) называют тебя ПарА-пракРти (высшей/запредельной природой или сущностью).‘‘
Возвращаясь к вопросам о причинах широкого распространения шактизма, его отличительных особенностей и утверждений о том, что лучше всего почитать именно Шакти, можно сказать, что все виды медитации на абсолют или высшую реальность и почитания его/ее, такие как шайва, вайШНава, шАкта и т.д., как и распространение этих видов медитации и почитания, рассматриваются во всех этих направлениях как проявления Шакти (Энергии) абсолюта. Даже такие ,,неприложные‘‘, неотъемлемые понятия как саччидАнанда и сияние ниШкала-брахмана, используемые при описании запредельного абсолюта в ведической, ведантической и тантрической традициях, рассматриваются в ряде систем, например в Кашмирском шайвизме, как аспекты-проявления Шакти. С этим связан универсализм шактизма – он содержится в любой другой традиции или системе и не ограничен никакой системой.


О разнообразии и универсализме шактизма многое было написано и переведено А.П. Ольшевским.
Хотя Шакти (Энергия) и почитается в различных формах и под разными именами, она рассматривается как единая Энергия, пребывающая повсюду. Агхорешвар БхагвАн РАм говорил по этому поводу: ,, Мать пребывает всюду и во всех существах.‘‘ ; ,, Сарвешвари – единая Шакти, которая наполняет собой каждую частицу.‘‘ ; ,, Мать, которую мы почитаем, на которую мы медитируем, именно эта добрая Мать проявляется во многих формах, имеющих много различных имен. Как говорили святые, Она – Дурга, Она – Кали, Она – Парвати, Она – Ума, Она – Трипурабхайрави, Она – Чандика. Таким образом, люди почитают ее многими способами. В действительности, Она – Одна Шакти (Энергия). Это одна и та же Шакти, которая пребывает в Брахме, Вишну, Шиве, а также в тебе и во мне. Благодаря потоку этой Шакти мы двигаемся, ходим и обладаем личной внутренней энергией. ‘‘ ; ,, Истинная форма Божественной Матери – это Творческая Сила, Шакти. Она выражается в различных видах энергии и, поэтому, она постигается по-разному в различных странах и в разные времена. Но в действительности, не существует разницы, <так как> это одна <и та же> Творческая Сила.
Так,< проявляясь> в местопребывании Брахмы, принимая атрибуты Брахмы, Божественная Мать известна как Брахма; <проявляясь> в местопребывании Вишну, она известна как Вишну; <проявляясь> в местопребывании Шивы, она известна как Шива; в местах пребывания святых и великих существ Она проявляется как поведение этих существ. Как повседневная деятельность, мысли и идеалы определенного времени, места и условия жизни формируют чьи-либо характер и поведение, так и характер и поведение великого существа становятся Божественной Матерью.
Но Божественная Мать не относится к клану Вишну, Брахмы или Шивы. Она не относится и ни к той или иной нации, расе, религии, к тому или иному классу общества или к тому или иному времени.
Зрелый ум должен стараться познать Божественную Мать как Шакти, единую Творческую Силу. Однако, если человек еще не способен познать Ее таким образом, он должен стараться увидеть ее и постичь в любых других Ее формах. Как минимум нужно стремиться познать Ее в одной из Ее форм. Это стремление само по себе образует почитание, молитвы, медитацию, нерушимую веру.‘‘ (Из кн. ,, Махапрабху Агхорешвар Бхагван Рам, Книга Мудрости Агхора ‘‘ (- перевод Кинчан Рама ,,Агхор Вачан Шастры‘‘).


БхАванА (медитация) или упАсана (почитание) и медитация на Шакти совсем не обязательно должны сопровождаться многословными мантрами , гимнами (стути, стотра) и сложными ритуалами. Агхорешвар БхагвАн РАм говорил по этому поводу:
,, К тем, кто нам дороги и близки, к тем, кто желает нам добра, мы обращаемся всего лишь несколькими словами, часто состоящими из двух или трех букв, например, ,,Ма‘‘ (Мать). ‘‘ (Там же.)



В ряде источников указывается, что для успеха в практике необходимо отождествлять себя или собственное ,,Я‘‘ с абсолютом. Например: ,, В Рудра Яамале тоже сказано: ,, О богиня! Осознав свою душу (АтмА) как запредельную / высшую богиню (парА дэвИ), которая по своей природе является запредельным / высшим блаженством (парамАнанда - рУпиНИ) и энергией всех мантр и всех богов, следует совершать медитацию (бхАванА).'' (Из 3й главы ШАктАнанда ТарангиНИ).



Вновь возвращаясь к вопросам о причинах распространенного почитания Шакти, его отличительных особенностях и предпочтительности, замечу, что в Индии существует распространенное мнение, что Шакти , как Мать или женское начало, особенно мягка и милостива к почитающим ее. В Индии многие воспринимают Шиву и Шакти или Вишну и Лакшми как прародителей вселенной и как своих реальных божественных родителей, ,, по образу и подобию‘‘ которых они (или все мы) созданы. При этом весьма сильно распространено мнение, что Отец весьма строг и суров по отношению к своим детям, в то время как Мать (даже в ее устрашающих формах) нежна, милостива и щедра к тем, кто искренне обращается к ней.
Агхорешвар БхагвАн РАм говорил по этому поводу:
,, Если вы меня спросите, чьего благоволения легче всего достичь, то я отвечу – благоволения Матери. Личность Отца проявляeтся в семьe в виде суровой строгости и дисциплины.‘‘ ; ,, Если вы хотите покоя – ищите прибежища у Матери.‘‘ (Из кн. ,, Махапрабху Агхорешвар Бхагван Рам , Книга Мудрости Агхора ‘‘.)
Такие утверждения я неоднократно слышал в Индии. Отображение этого верования мы находим в ряде шактистких текстов. Так, например, в конце 3й гл. ШАктАнанда ТарангиНИ, в разделе ,, Восхваление почитания Шакти ‘‘ сказано:
,, Оставив почитание Шиве и ВиШНу, следует совершать почитание ДэвИ (Богини), так как Ее внутренняя сущность мягка/нежна и Она дарует наслаждение и освобождение, в то время как почитанием Шивы и ВиШНу с большим трудом достигается только освобождение.
В ШАрадАтилака Тантре Шива отвечает (на вопросы) БхуванэшварИ следующим образом: ,, Ты являешься изначальной (прородительницей) всей вселенной, ты проявилась как девять девушек и как дочь царя гор Гималаев, ты в высшей степени мягкая/нежная.‘‘
В СамайА Тантре сказано: ,, Из почитающих Шиву и ВиШНу, некоторые достигают освобождения (мукти) , а некоторые наслаждения (бхога), в то время как почитающим ДэвИ (Богиню) даруется как наслаждение (бхукти), так и освобождение (мукти).‘‘
Также и в Рудра Яамале сказано: ,, Где есть наслаждение, там нет освобождения. Где есть освобождение, там нет наслаждения. (Однако) те, кто поклоняются лотосным стопам МахАдэви (Великой Богини) обретают (,, держат в руке‘‘) как наслаждение, так и освобождение … ‘‘
Утверждения о том, что почитанием ДэвИ обретается как наслаждение, так и освобождение содержатся как во множестве шастр (писаний), так и в устных традициях.
Джай МА ДургА

Популярные сообщения из этого блога

Садашива

Насилие и секс в тантре.

Капалики. (статья Юдит Терсек)