Деление направлений Каула



Согласно Каула-джньяна-нирная, направление Каула было основано Матьендранатхом, хотя, строго говоря, он основал только одно направление - Йогини Каула Камарупы. Этот текст упоминает другие школы Каула: Вришанотта, Вахни, Кауласадбхава, Падорриштха, Махакаула, Джньянанирнити, Сиддхамрита, Сришти, Чандра, Шактибедха, Урми и Джньянакаула. К одиннадцатому веку направление Каула плотно утвердилась и распространилась в обществе в виде целого ряда отдельно взятых школ. 

Хотя Йогини Каула скорее всего основана на не-браминских традициях, со всеми своими магическими ритуалами, заклинаниями, биджа мантрами и жестами (мудрами) не типичными для ритуалов смарты, исследователи замечают следы интеграции, слияния и взаимообмена между разными традициями ( Рональд Дэвидсон 2002: 224-34). Сложный процесс взаимообмена между санскритизированными традициями и местными племенами традициями можно хорошо заметить на примере истории о Камарупе. Эта местность была совсем неизвестна, так как она была населена племенами Кирата, "людьми с холмов" в Ассаме, где правил не индуистский (млеччха) царь (раджа)( Буитенен 1975). Даже сегодня в этих землях проживают 23 различных племени ( Урбан 2009). 

Происхождение Камарупы описано в Калика пуране, одном из наиболее важных писаний Ассама. Согласно этому писанию, Камарупу захватил царь Нарака, полу-божественный сын Вишну и Земли, который прогнал племена из холмистых районов (Кираты) и установил в этих землях ведический ритуал поклонения (Шастри 1991). В писании сказано, что до прихода ведических традиций и до завоеваний царём Нарака в этой местности почиталось богиня Камакхья, Мать Мира. После завоевания отец царя Нараки, Вишну распорядился продолжить поклонение этой богине. Как говорит Дэвидсон, это указывает на то, что богиня почиталась местными племенами но была принята в пантеон брахманического индуизма.
(по материалам Нарендра Натх Бхаттачарья 1974)




Литература каула имеет много общего с не-сиддханта мантрамаргой, то есть, по большей части она обладает чертами анти-браминской литературы. Кроме того, в этой традиции присутствует весьма особенная системя ритуалов. Сандерсон считает, что она вобрала в себя черты - с дополнениями и изменениями - ритуалов капалика, атимарга III. Это отражено и в собственно каула литературе - Kulapañcāśikā, Kulasāra, Kulānanda, Kaulajñānanirṇaya и Timirodghātạ - и в литературе мантрамарги, ориентированной на поклонение женским аспектом божественного, Шакти, - Mālinīvijayottara, и в 2, 3 и 4 шатки Джаядратха-ямалы. Таким образом, в этой традиции четко различаются два направления: традиции, у которых есть общее с мантрамаргой, и собственно каула традиции. Во втором направлении вместо сложного и длительного ритуала посвящения путем подношений ритуальному огню (хаути-дикша), распространённого в мантрамарге, практиковался другой ритуал посвящения, в котором главным была так называемая одержимость (авеша) богиней и потребление "грязных" сакральных веществ (чару-прасана, вира-пана). Во втором же направлении часто используются сексуальные практики с посвященной партнершей (дути), как кульминационный, центральный элемент частного, домашнего процесса поклонения, а также коллективные оргастические ритуалы в собраниях посвященных и женщин самого низкого социального сословия. Предположение о том, что это ритуальная система была взята из традиции Капаликов - Сомасиддханта (Атимарга III) базируется на исследованиях Алексиса Сандерсона, которые изложены в других его статьях.

Здесь Сандерсон только лишь называет несколько основных пунктов, общих для обеих традиций:
1. Присутствие эротических ритуалов с партнершами.
2. Ритуалы кровавых жертвоприношений умилостивления гневных божеств Бхайравы и Чамунды. 
3. Представление о том, что сверхъестественные силы можно получить путем извлечения  из живых существ  жизненных эссенции йогическими способами.
4. Прием опьяняющая напитков и алкоголя во время инициации.
5. А также представление о важности одержимости по время посвящения.

Создается такое впечатление, что это традиция была в высшей степени личной, невероятно тайной и мистической. Однако, даже здесь, как и в традиции мантрамарги, встречаются утверждения о важности практики этой традиции для общества, прежде всего, ради общественно защиты.


Согласно ранней классификации каула традиции изложенных в Ciñciṇīmata, каула делится на 4 направления (амная): восточное (пурва-амная), северное (уттара-амная), западное (пащима-амная) и южное (дакшина-амная). Каждое из этих направлений отличалось особым пантеоном божеств. Из этих четырех направлений восточное направление оказалось самым оригинальным, самым изначальным из всех форм каула. Именно оно послужило основой для направления Трика, изложенной в Малинивиджайоттаре, а затем перешло в цитаты в Тантралике Абхинавагупты и в комментарии Джаяратхи. Долее Сандерсон демонстрирует, как конкретно Пурва-амная вливалась в систему практики трики. Внутри направления трики появились свои собственные писания чисто каулического характера: Triśirobhairava, Trikakularatnamālā, Yogasaṃcāra, Trikasāra, Bhairavakula и Vīrāvalīkula. Из этих текстов Вираваликула считалась наилучший так как она описывала наивысшую форму каулического поклонения, то есть полностью сосредоточилась на внутренних практиках и опытах, отбросив всякие внешние действия. Так посвящение в Виравали, в отличии от общепринятого ритуалы посвящения через одержимость,  при котором должен был случиться паралич тела и сознания так как ими овладевала богиня, считалось более утонченным и высшим, так как процесс инициации описывался как спонтанное слияние сознаний инициирующего и инициируемого (самарасья). Подтверждением того, что в трике различались уровни посвящения,  является отрывок из Сиддха-кханды Мантханабхайрава тантры, текста восточного направления каулы. В тексте описана  лестница из всё более и более высоких ступеней освобождения к которым приводят практики,  изложенные в различных  Бхайрава писаниях,  начиная в восходящем порядке  от Малинивиджайоттары, к Бхайравакуле, к Виравали,  которую, в свою очередь,  превосходит традиция Крамы,  а ту превошодит сама Мантханабхаирава.

Восточное направление, по-видимому, является изначальной формой Кулы и она тесно связана с учением Трики в Mālinīvijayottara (11.3–16) тантре. К нему же относятся Kulakrīḍāvatāra, Triśirobhairava,  Trikakularatnamālā, the Yogasaṃcāra, the Trikasāra,  Bhairavakula и Vīrāvalī (доступные только в цитатах Джаяратхи к Тантралоке). В этом направлении почитаются Bhairavasadbhāva, Ratiśekhara, и Navātman и богини Parā, Parāparā,  Aparā а также Mālinī  (Агниkāryapaddhati) Mātṛsadbhāva.

Корпус текстов  западного направления в основном состоит  из текстов  ориентированных на поклонение богине Кубджика: Kubjikāmata, Laghvikāmnāya и Ṣaṭsāhasrakulālikāmnāya,  а также такие тексты как Śrīmatottara/Gorakṣasaṃhitā, Kularatnoddyota, и Manthānabhairava. Сюда же, к западному направлению относит себя и Ciñciṇīmata-танттра.  Далее Сандерсон приводит свидетельства того, что скорее всего это традиция появилась в восточной части Индии, a  именно в западной части Деканского плато.


Чинчинимата далее описывает северное направление каула как систему поклонения богине Кали (Калисамкаршини). Это традиция называется по-разному: Krama, Mahānaya, Mahārtha, Devīnaya, или Kālīkula. Ритуалы этой традиции описаны в основном его последних шатках Джаядратха-ямалы, в Kālikākulapañcaśataka, Devīdvyardhaśatikā, Kālīkulakramasadbhāva, Yonigahvara, и, в известной только по цитатам в учебниках по ритуалам Kālīkulakramārcana автора Vimalaprabodha, учителя царя Арималла, Непал (1200–1216), Pañcacāmaraśekhara,
Dvīpamata, Dvīpottara, Śaktikaulika, Kaulakamala, Kharapuccha и Mahārthakramabheda.  Происхождение этой традиции также связано с Деканским плато и похоже, что восточные и северные традиции и их тексты были известны друг другу.

Последняя, южная традиция каула (дакшина-амная) описана в Чинчинимата тантре как культ Камешвари, ее супруга Камадева, окруженных одиннадцатью богинями, нитьями. К сожалению, из литературы этого направления сохранился только один  и то неполный манускрипт Nityākaula. Этот культ постепенно затмился своим собственным ответвлением, культом богини Трипура или Трипурасундари, известным под названием шри-видья. Позже именно этот культ стал наиболее распространенным и популярным культам поклонения богине и дожил даже до наших дней. Его основными текстами, хотя и более поздними, считаются Nityāṣoḍaśikārṇava и Yoginīhṛdaya, в которых не говорится, что они принадлежат к южному направлению, а скорее заявляется, что они являются сутью и воплощением всех четырех направлений.

По сути, только восточная и северная традиции оказались четко выраженными, живыми каула традициями на ранних этапах развития каула. Это видно хотя бы из того, что Кубджика и Кали представлены как основные богини каждого из направлений, вместе с их точно записанными мантрами и их хорошо развитыми культами, в то время как западная и южная традиции не сохранили культов единой главной богини и их мантр. Унмани для западной традиции и Бхогини для южной вроде бы как были приняты для этих целей, но в ранних литературных источниках не осталось никаких следов их культов.

(По материалам Алексис Сандерсон 2014)



Комментарии

  1. В статье пропущено описание пашчима-амнаи.
    Кубджика описывается как пурва-амная, а кто же тогда пашчима?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо. Там был большой косяк. Исправлено и дополнено.

      Удалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Насилие и секс в тантре.

Садашива

Капалики. (статья Юдит Терсек)