Почитание письменного текста в тантрах.





Ритуалы с участием манускрипта достаточно распространены как в шайва, так и в вайшнава традициях. Это ритуалы, где манускрипт появляется как часть ритуала, например, как один из предметов, подносимых божеству (drāvya), и это ритуалы, где манускрипт выступает как центральный объект поклонения. Писаниям поклонялись и обычные прихожане и посвященные в тайну традиции,[1] и все наделяли манускрипты магическими силами, а некоторые использовали написанные тексты для гадания.

В тантрических традициях, как и в других традициях, ритуализировано буквально всё связанное с манускриптом: написание, переписывание, чтение, хранение, передача, расставание и т.д. Но наибольшее распространение получил ритуал "установление трона знания" (vidyāpīṭhapratiṣṭhā), в отличие от ритуала подношения (dāna) знания (vidyā) распространённого в пуранической традиции и традиции дхарма-шастр. Это может быть связано с тем, что тантрическая традиция отличается особым эзотеризмом и секретностью передачи знания. Требование секретности передачи учения сказывалось и на общем отношении к знанию, и на манускрипты в частности. Тантрическое учение необходимо было защитить от попадания в руки недостойных людей, то есть непосвященных. Тантрическое учение стоит беречь также, как богатство берегут от воров. Непосвященные не должны ни владеть манускриптом, ни видеть его, ни тем более переписывать, ни даже слышать, как его преподают другим (Uttarakāmika 67.8, Svacchandatantra 5.51 и Mṛgendra, Caryāpāda 1.31).



Кроме того, что учение должно было оставаться исключительно внутри секты, его передача должна была соответствовать внутренней сектантской иерархии. Доступ к манускриптам получали только практики определённого уровня.[2] А самая секретная сфера тантрических писаний - это передача мантр. В большинстве писании сказано что книга не является достаточным достоверным источником мантры. Мантра взятые из книги или просто написанная - импотентна, лишена сил (avīrya)(Tantrāloka 26.22–24). Кшемараджа из Кашмира 11-го века в своём комментарии на Нетра-тантру 8. 59 пишет: "В текстах мантры мертвы (kīlitāḥ), буквы и слова перепутаны местами и горе той традиции, учитель который берёт мантры для учеников из книг."



Однако, это правило не без исключений. Согласно Абхинавагупте, который указывает на Siddhayogīśvarīmata, написанные мантры дефектны, но не запрещены (na niṣiddhatāḥ 4.66). Риск распространения такого мощного инструмента как мантра заключается в том, что люди обладающие силами, но не прошедшие инициацию (dīkṣāsamayavarjitāḥ, 4.67), смогут употребить эти мантры во вред другим (parahiṃsādi vaśyādi ca, 4.68).[3]


Наиболее подробно и обширно этот ритуал описан в текстах шаива-сиддханты после 12 века. Это может быть связано с тем, что в этой традиции распространилось поклонение в храмах и, соответственно, часто проводился ритуал установления божества в изображении либо в не иконаграфическую форму - шивалингам. Ритуал установления трона знания во многом параллелен этим ритуалам установления божества. Аналогичный ритуал можно найти и в буддистских традициях, и в вайшнавских традициях панча-ратны. Без такого ритуала писание не имеет ни сил, ни авторитета.


(По материалам Флоринды де Симини, 2016)















[1]Это заметил еще Гоудриан, 1996 стр 272 в Кубджика-мата-тантре 25.221 по версии Калика-амная: āgame pūjite sarvaṃ pūjitam ( если совершено поклонение писанию, то совершено поклонение всему).





[2] Примеры такой экстремальной секретности в основном находятся в текстах традиции заявляющих о себе как самых секретных, а именно каула, крама, бхаирава тантры: Niśvāsakārikā, Kulārṇavatantra, Tridaśaḍāmarāpratyaṅgirādiviṣayakanānātantra, Kālīkulakramasadbhāva, Mahārtamañjarīparimala в Gerstmayr не опубликовано стр. 18–20.





[3] Люди, инициированные в традиции Бхайравы (bhairavīyasaṃskārāḥ), естественным образом способны добиваться успеха в практике мантры (sāṃsiddhika, см. Tantrāloka 26.23–24ab).

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Насилие и секс в тантре.

Садашива

Капалики. (статья Юдит Терсек)