Вертикальная и горизонтальная истории


Gopura, Great Temple, Madurai, India, completed 17th century


Согласно различиям в подходах к происхождению явлений, существуeт два способа подхода к истории: вертикальная и горизонтальная истории. В горизонтальном аспекте мы имеем дело с обычным временем: события в этом случае трактуются как цепочка событий в прошлом. При этом каждое событие может быть абсолютно любым с точки зрения развития или деградации, эволюции или инволюции, высокой морали или низкой морали, справедливым или несправедливым. В вертикальном аспекте все события измеряются степенью близости к Богу: история в данном случае описывает то, как проявилась настоящая ситуации и развилась из своего божественного, идеального, абсолютного, безупречного начала. Такое повествование считается духовным. Оно всегда идет от лучшего к худшему, от тонкого к грубому, от верхнего к нижнему. С ним мы сталкиваемся в религиозной литературе. Это те случаи, когда с санскритской литературой, например, сказано, что изначально Бог поведал несколько миллионов стихов учения Х, а на самом деле мы имеем дело с текстом в несколько тысяч или даже сотен стихов и более ранние версии оказываются еще более короткими. Это тот случай, когда в индуистских, буддийских или библейских текстах нам говорят о том, что продолжительность жизни святых была десятки тысяч лет, а археологические находки останков людей указывают на то, что продолжительность жизни древнего человека не составляла более 50 лет. Прошлое в вертикальной парадигме всегда идеально. Золотой век существует только в вертикальной парадигме, в высоком прошлом.

Возникает множество противоречий и путаницы между реальной, горизонтальной историей и идеальным представлениям об истории как о вертикали. Попытки натянуть реальную историю человеческого сообщества в прошлом на представления о золотом веке всегда неоднозначны и спорны. Вряд ли можно отнести наличие множества болезней, необходимость тяжелейшего труда и жесткие условия выживания к «золотому веку» описанному в религиозных текстах. Соединить вертикальное с горизонтальным либо не получается, либо получается с большим трудом, натяжками и оговорками. Условное разделение на горизонтальную и вертикальную истории помогает справиться с противоречиями, неизбежно возникающими, когда в горизонтальной истории пытаться увидеть Вертикаль. Вертикаль на то и Вертикаль, что ее нельзя увидеть в горизонтали. Это некий Идеальный мир, реальность ума, человеческое представление о том, как должен быть устроен мир Бога и как он проявился сверху вниз, в горизонталь, то есть, в нашем мире. В горизонтали существует только результат огрубления, искажения, трансформаций идеального мира. Здесь мы видим только конечную стадию, это конечная стадия была видна на всём протяжении горизонтальной истории, в каждом ее моменте. Горизонтальное прошлое точно так же грубо и неидеально, как и горизонтальное настоящее. Вертикаль невозможно увидеть в горизонтальном прошлом, ибо она существует только в гипотетическом, вертикальном прошлом. 




Bibliothèque nationale de France, Département des Manuscrits,
Français 2090, fol. 107v.

Но мы часто сталкиваемся с фактом смешения этих двух несмешиваемых, вернее касающихся только в одной неуловимой, вневременной точке, понятий или явлений (если принять, что вертикальная история – это явление). Вот типичный пример. Линии передач учений по вертикали выглядят как передача от изначального Бога своей супруге или детям, или ближайшему окружению богов, далее - к более дальнему кругу зависимых и вспомогательных богов, к другим небожителям, к небесным святым, к существам, живущим в промежуточных мирах и так далее, к людям. Линии передачи среди людей, парампара, цепочка учитель-ученик среди людей не относится к вертикальной линии передачи, так как происходит в горизонтальной истории. Вертикальная линия передачи заканчивается в тот момент, когда учение было передано людям. Тем не менее такая линия передачи выглядит цельно и последовательно. Кажется, что всё можно уложить в единую историческую последовательность. Но это не так. Здесь мы имеем дело со смешением вертикальной и горизонтальной историй. Религиозные тексты сами часто их смешивают. Задача внимательного исследователя найти границу, где авторы переходят от горизонтали к вертикали и наоборот. А задача человека верующего, видимо, заключается в том, чтобы он не различал между ними границ вовсе и накладывал идеальную Вертикаль на существующую горизонтальную историю, или социальную иерархию, и постоянно путал одно с другим. Такая путаница порождает свои бенефиций для находящихся на вершине социальной и религиозной иерархий, лишает знания горизонтальной истории, поддерживает фантазии, закрывая дорогу к знанию о реальном положении вещей. Путаницы вертикалей и горизонталей имела и имеет множество других последствий. Например, религиозный человек всегда обернут в прошлое, так как видит в нём идеальное, божественное начало. При этом он на самом деле не знает прошлого, не знает ни реальных событий, ни реального положения дел в прошлом, ни причин, ни следствий. Он просто придерживается концепции, что то, что было в прошлом, то, что делали предки располагается ближе к Богу, ближе к идеальному миру и это хорошо. Он видит в прошлом вертикальное, но не знает реальности прошлого на земле. И вот с такой вот концепцией некого фантазийного идеального прошлого, религиозный человек пытается создавать настоящие. Соответственно, он невероятно консервативен, и добро для него, сохранение всего, что было в прошлом. Так рождаются парадоксы, когда сохранение прошлой тирании считается Добром, когда консервация прошлых, не работающих сегодня ценностей или социальных механизмов возводится в идеал и консервируются любыми способами даже в ущерб себе и окружающим, когда ставятся препоны новому, более точному знанию об окружающем мире. Человек, перепутавший горизонталь и вертикаль становится опасным врагом свободе развития и эволюции знания. Это далеко не все последствия неразличения вертикальной и горизонтальной историй. Я призываю каждого разделить для себя в уме эти два подхода к истории и научиться пользоваться во благо обеими подходами, а не путать их бесконечно, порождая нелепицы и кошмарики в своей и чужой жизни.

Использованные материалы: Марк Дичковский, Мантханабхайраватантра, том 3 введение, стр. 9.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Насилие и секс в тантре.

Садашива

Капалики. (статья Юдит Терсек)